Культура повседневности: описание, история развития, упоминание в литературе

Культура – многоплановое и многоаспектное явление. Она охватывает все сферы деятельности человека, в том числе и обычную жизнь людей: их быт, жилище, питание, речь. Все это складывается в понятие «повседневная культура». Расскажем о том, что это такое, как она развивалась и изучалась и какова ее структура и специфика.

история культура повседневность

Понятие повседневности

В социологии и психологии под повседневностью понимают особую сферу жизнедеятельности человека. Это некое естественное состояние жизни индивида, набор его ежедневных занятий с целью удовлетворения основных потребностей. При этом человек не рефлексирует по поводу этой деятельности, в том и специфика культуры повседневности, что она есть результат привычных, обыденных занятий людей. В ходе обыденной деятельности человек пользуется большим количеством предметов, поэтому часто повседневность уравнивается с материальным, вещным и телесным миром.

Культура повседневности: характеристика понятия

Изучение обыденной жизни людей в культурологии складывается поздно, в середине 20 века. Это связано с тем, что долгое время повседневность воспринималась как банальность, не имеющая культурной ценности деятельность, ее даже воспринимали как антипода культуры. Позже, однако, пришло понимание, что повседневность связана с естественным образом жизни человека, что данная культура тесно связана с трудовой деятельностью, с созиданием материального мира. Поэтому рассматривая культуру повседневности, исследователи делают акцент на ее содержании, она не является результатом специальной деятельности, рефлексии и не требует от человека специальных усилий. Это то, как складывается обычная жизнь человека: его быт, питание, одежда, речь.

культура повседневности человека

История изучения повседневной культуры

Впервые к исследованию обыденной жизни людей обратились ученые в рамках историографии. Их интересовали такие компоненты культуры, как среда обитания человека, тело и все, что связано с ним в практике человека, обряды, традиции, семейные и групповые отношения, формы проведения досуга. Однако культура повседневности как самостоятельная область научного познания складывается только в 60-е годы 20 века. Связано это с тем, что обычная жизнь казалась настолько приземленной и банальной, что в ней не обнаруживалось чего-то значимого для широкого представления о культуре. Но позже ученые поняли, что именно в культуре быта и повседневности скрывается национальная и индивидуальная самобытность, и активно начали наверстывать упущенное. С этого времени начинается реабилитация культуры повседневности. Книги, посвященные изучению этого феномена, стали публиковаться в последней трети 20 века. Л. Уайт отметил, что вещи повседневного обихода обладают особым символическим значением и могут рассматриваться в семитическом аспекте.

Первой научной школой, сделавшей главным объектом своего исследования повседневность, стала французская школа «Анналов». Представитель этой школы Ф. Бродель отмечал, что повседневность – это условия, в которых живет человек, его трудовая деятельность, потребности и способы их удовлетворения, это взаимодействия между людьми. В социологии главным исследователем повседневности стал А. Шюц. Для этого подхода характерно понимание повседневности как некой рамки идей и принципов, в которой человек строит свою обычную жизнь. Позже формируются и другие подходы к изучению этого явления: с точки зрения культурологии, философии, истории.

Признаки повседневности

А. Шюц наиболее полно описал отличительные характеристики культуры повседневной жизни, к ним относятся:

  1. Активная трудовая деятельность людей, направленная на творческое преобразование окружающей действительности. Человеку в рамках своей каждодневной активности некогда размышлять, он действует, чтобы обеспечить свое существование.
  2. Естественные устоявшиеся представления. Человеку, чтобы жить, нужно иметь какие-то привычные установки. Например, культура повседневности Древней Индии построена на представлении о перерождении и реинкарнации, и это сказывается на всех повседневных практиках индусов.
  3. Жизненный тонус. Человек в своей обыденной жизни постоянно напряженно решает какие-то насущные задачи, высокая вовлеченность в повседневную деятельность обеспечивает ему ощущение полноты жизни.
  4. Особые представления о времени. В обыденном мировосприятии время воспринимается как вечное повторение.
  5. Типизированный мир. Повседневность построена на повторении и типичных ситуациях. Это гарантирует человеку незыблемость его естественных установок и позволяет быть уверенным в завтрашнем дне.

Таким образом, предсказуемость истории в культуре повседневности воспринимается как гарантированность мира. Это позволяет человеку экономить ресурсы, не задаваясь ненужными и мучительными вопросами.

история и культура повседневности в послевоенный период

Национальная специфика повседневности

Так как повседневность связана с бытом людей, то у нее ярко выражен этнический колорит. Всем известно, например, что культура повседневности Японии радикальным образом отличается от быта европейцев. Эта специфика обусловлена исконными представлениями о мироустройстве, отношением к труду, обрядовой культурой. Наиболее отчетливо ощутимо влияние на повседневную культуру вероисповедания. Так, жизнь христиан и мусульман строится на различных основаниях, это приводит к разной организации быта, питания, костюма. От жителей Европы, например, жизненным укладом значительно отличаются люди из Юго-Восточной Азии. Это обусловлено климатом, религией, представлениями об устройстве мира, национальными традициями.

Вещь в повседневной жизни

Обыденная жизнь человека самым тесным образом связана с вещами. Они организуют все ее проявления начиная от обрядов рождения и смерти и до каждодневного приема пищи. Материальная культура и повседневность – это два неразделимых явления. Вещи оказывают на человека культуроформирующее влияние, в них концентрируется эстетическое содержание, психологические установки, ценности людей. В культуре 20 века вещи приобретают особую значимость, они становятся своеобразной мерой значимости человека.

Например, все знают, чем отличается успешный человек – наличием у него квартиры, машины, дачи. Вещи становятся символом престижа, правильного, социально-одобряемого поведения человека, характеризуют принадлежность индивидов к тем или иным социальным группам. К примеру, как можно узнать из истории, культура повседневности в послевоенный период была таковой, что особое значение придавалось вещам, сохраняющим память о былых временах, а также символизирующим мир и покой. Можно вспомнить, что важной вещью в послевоенных квартирах становится круглый стол и абажур над ним как символы семьи, своего стабильного круга жизни.

культура повседневности древней индии

Русские особенности повседневности

Культура России вобрала в себя традиции многих народов, но в целом ее самобытность определяется ее историей. Несмотря на все события 20 века, русская культура в своем основании остается культурой аграрного общества. В ней сильны патриархальные представления о жизни и ее организации. Важными для людей остаются простые ценности: семья, достаток, здоровье. Об этом говорят, например, русские пословицы: "своя рубашка ближе к телу", "семья сильна, когда над ней крыша одна". Русская культура повседневности связана с традиционным жилищем, до сих пор в России продолжают строить деревянные дома, центром которых является кухня, где ранее, в русской избе, стояла печь – как центр притяжения всей семьи.

дом из бруса

Сакральным значением наделяется хлеб, который все еще воспринимается как высшая ценность обыденной жизни. Об особенностях русской повседневной культуры можно почитать, например, в романе И. Шмелева "Лето Господне". В нем автор описывает быт и культурные традиции русского народа.

Повседневная жизнь отдельного человека

Важнейшей характеристикой культуры повседневности человека является повторяемость. Каждый день человек совершает одни и те же действия, ритуалы – это и характеризует его обыденную жизнь, она противоположна выходным и праздникам. Время повседневности распределяется между сном, работой, удовлетворением базовых потребностей и досугом. Все эти сферы человек оформляет при помощи вещей, они и составляют культуру повседневности. Это предметы быта, одежда, оформление жилища, которые человек выбирает исходя из национальных традиций, социальных стандартов и собственных вкусов. Принято считать, что повседневность – это некий усредненный стандарт, без претензий на высокое. Например, в советские времена для каждого человека был обязателен набор окружающей обстановки: телевизор, холодильник, мебельная стенка, ковер на стене. С ростом материальных возможностей и расслоением общества происходит и увеличение вариантов устройства повседневной жизни.

быт в ссср

Дом как место повседневной жизни

Для человека повседневность протекает прежде всего в его жилище. Устройство дома как нельзя лучше рассказывает о национальном характере, традициях и ценностях. Так, в русском традиционном доме в самом видном, «красном», углу всегда устраивался домашний иконостас, так как религия играла важную роль в жизни людей. Дом в России строился таким образом, чтобы в нем как можно дольше задерживались лучи солнца. А, например, в Средней Азии жилище, наоборот, строилось так, чтобы лучи солнца не проникали вовнутрь, дабы уберечь людей от палящего зноя. В китайской практике есть целое направление организации жилого пространства – фэн-шуй, связанное с национальными ценностями и философией. В доме выделяются зоны для всех сфер повседневной деятельности: сна, приготовления и приема пищи, досуга, общения. Так, для россиян центром дома до сих пор остается кухня, а для европейцев – это гостиная. В этом сразу видны различия между данными культурами.

Одежда в повседневности

Важнейшей частью повседневной жизни является костюм. Не напрасно во всех культурах существует одежда для каждого дня и для праздников, а также есть костюмы для специальных событий: крестины, свадьба, похороны. Культура повседневности тесно связана с культурой костюма.

япония культура повседневности

Например, для россиян меховая шуба до сих пор является не предметом особого вожделения (потому что это престижно), как в Европе, а естественной необходимостью, потому что это наилучший способ защититься от холода. С древности мужчина проявлял свою заботу о женщине, принося ей меховые шкурки для одеяния. И сегодня жена ждет от мужа, что он позаботится о ней и приобретет шубу. Несмотря на то что в повседневной городской жизни этот предмет гардероба, возможно, уже и не актуален.

Гастрономический аспект повседневности

Немаловажной частью культуры повседневности является и кухня, способы приема пищи. Так, азиатские народы традиционно садятся за стол всей семьей, и этот ритуал соблюдается и поныне. В России эта традиция постепенно утрачивается, и это приводит, как ни странно, к разладам в семье. Потому что прием пищи – это сакральное действие, которое имеет аксиологическое значение для людей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.