Подводная лодка "Сюркуф" была крупнейшим французским подводным судном. Она служила как во французском флоте, так и в свободных военно-морских силах во время Второй мировой войны. Она была потеряна в ночь с 18 на 19 февраля 1942 года в Карибском море, возможно, после столкновения с американским грузовым судном. Лодка была названа в честь французского капера Робера Сюркуфа. Она была самой большой подводной лодкой, построенной до тех пор, пока в 1943 году ее не превзошла первая японская субмарина класса I-400.
Исторический контекст
Вашингтонское военно-морское соглашение установило строгие ограничения на военно-морское строительство основных морских держав, а также перемещение и вооружение линейных кораблей и крейсеров. Тем не менее никаких соглашений не было заключено для регулирования характеристик легких судов, таких как фрегаты, эсминцы или подводные лодки. Кроме того, для обеспечения защиты страны и своей колониальной империи Франция организовала строительство большого подводного флота (79 единиц в 1939 году). Подводная лодка "Сюркуф" должна была стать первой в классе подводных судов. Однако она была единственной законченной.
Роль в войне
Миссия новой модели субмарины заключалась в следующем:
- Обеспечить связь с французскими колониями.
- В сотрудничестве с французскими военно-морскими эскадронами искать и уничтожать вражеские флоты.
- Погоня за вражескими конвоями.
Вооружение
У крейсера "Сюркуф" была турель с двумя пушками с 203-миллиметровым (8-дюймовым) орудием, такого же калибра, как у тяжелого крейсера (главная причина, по которой он и был назван «круизер су-марин» - «крейсерская подводная лодка») с 600 патронами.
Субмарина была спроектирована как «подводный тяжелый крейсер», предназначенный для поиска и участия в надводном бою. В разведывательных целях на борту судна находился наблюдательный поплавочный самолет Besson MB.411 - в ангаре, построенном на корме боевой башни. Однако самолет также использовался для калибровки оружия.
Лодка была оснащена двенадцатью механизмами запуска торпедных аппаратов, восемью торпедными аппаратами в 550 мм (22 дюйма) и четырьмя торпедными аппаратами на четыреста миллиметров (16 дюймов) в дополнение к двенадцати запасным торпедам. Орудия 203 мм/50 образца 1924 года производства находились в герметичной башне. Оружие лодки "Сюркуф" имело емкость магазина в шестьдесят патронов и управлялось механическим вычислительным прибором с дальномером пять метров (16 футов), установленным достаточно высоко для обзора горизонта одиннадцати километров (6,8 мили) и способным стрелять в течение трех минут после наплавка. Используя перископы лодки для управления огнем главных орудий, "Сюркуф" мог увеличить эту дальность до шестнадцати километров (8,6 миль в час; 9,9 миль). Первоначально подъемная платформа должна была поднимать смотровые площадки высотой пятнадцать метров (49 футов), но эта конструкция была быстро заброшена из-за эффекта крена.
Дополнительное оснащение
Самолет наблюдения "Бессон"некогда использовался для направления огня на максимальную дальность орудия - 26 миль (42 км). Зенитная пушка и пулеметы были установлены на вершине ангара.
Подводный крейсер "Сюркуф" также перевозил моторную лодку длиной 4,5 метра (14 футов 9 дюймов) и содержал грузовой отсек с приспособлениями для содержания 40 пленников или 40 пассажиров. Топливные баки подводной лодки были очень большими.
Максимальная безопасная глубина погружения составляла восемьдесят метров, однако подводная лодка "Сюркуф" могла погружаться до 110 метров без заметных деформаций толстого корпуса с нормальной рабочей глубиной 178 метров (584 фута). Глубина погружения была рассчитана на 491 метр (1611 футов).
Иные характеристики
Первым командиром был капитан фрегата (звание, эквивалентное командующему) Раймон де Белот.
Судно столкнулось с несколькими техническими проблемами из-за 203-миллиметровых орудий.
Из-за малой высоты дальномера над поверхностью воды практическая дальность стрельбы составляла 12000 метров (13000 ярдов) с дальномером (16000 метров (17000 ярдов) с прицелом при помощи перископа), что значительно ниже нормального максимума в 26000 метров (28000 ярдов).
Подводный крейсер "Сюркуф" не был оборудован для стрельбы в ночное время из-за невозможности отслеживать направление выстрела в темноте.
Крепления были предназначены для стрельбы по 14 выстрелов из каждого орудия до того, как их мощности перегружались.
Внешний вид
Подводный крейсер "Сюркуф" никогда не окрашивался в оливково-зеленый, как показано на многочисленных моделях и чертежах. С момента запуска на воду до 1932 года лодка была окрашена в такой же серый цвет, что и надводные военные корабли, затем в "прусский" темно-синий, который сохранялся до конца 1940 года, когда лодка была перекрашена в два тона серого цвета, служивших камуфляжем на корпусе и навесной башне.
Французский подводный крейсер "Сюркуф" часто изображают в состоянии лодки 1932 года, где стоит флаг Свободных французских военно-морских сил, который не использовался до 1940 года.
История в контексте войны
Вскоре после запуска субмарины Лондонский военно-морской договор, наконец, наложил ограничения на конструкции подводных лодок. Среди прочего, каждой подписавшей стороне (включая Францию) было разрешено иметь не более трех крупных подводных лодок, стандартное водоизмещение которых не превышало бы 2800 тонн, с пушками калибра не более 150 мм (6,1 дюйма). ПЛ "Сюркуф", которая бы превысила эти пределы, была специально освобождена от правил по настоянию министра военно-морского флота Жоржа Лейга, но другие крупные подводные лодки этого класса больше не могли быть построены.
В 1940 году "Сюркуф" базировался в Шербуре, но в мае, когда немцы вторглись, его переправили в Брест после миссии на Антильских островах и в Гвинейском заливе. В команде с фрегатом «Капитан Мартин», не способным погружаться под воду и работающим только с одним двигателем и с заклинившим рулем, лодка дрейфовала через Ла-Манш и искала убежище в Плимуте.
3 июля британцы, обеспокоенные тем, что французский флот будет захвачен немецким военно-морским после капитуляции Франции, провели операцию «Катапульта». Королевский флот блокировал гавани, где стояли французские военные корабли, и англичане поставили французским морякам ультиматум: присоединиться к битве против Германии, уплыть в недоступное для немцев место или быть затопленными англичанами. Французские моряки неохотно приняли условия своих союзников. Однако Северо-Африканский флот в Мерс-эль-Кебире и корабли, базирующиеся в Дакаре (Западная Африка), отказались. Французские линкоры в Северной Африке были в конечном счете атакованы, и все, кроме одного, утонули у своих причалов.
Французские корабли, стоявшие в портах Британии и Канады, также брали на борт вооруженных морских пехотинцев, моряков и солдат, но единственный серьезный инцидент произошел в Плимуте на борту судна "Сюркуф" 3 июля, когда два офицера подводных лодок Королевского флота и французский прапорщик Ив Даниэль были смертельно ранены, а британский моряк Л. С. Уэбб был застрелен бортовым доктором.
После поражения Франции
К августу 1940 года англичане завершили переоборудование подводной лодки "Сюркуф" и вернули ее французским союзникам, отдав в пользование Свободному военно-морскому флоту (Forces Navales Françaises Libres, FNFL) для охраны конвоев. Единственный офицер, не репатриированный из первоначального экипажа, капитан фрегата Жорж Луи Блэйсон стал новым командиром. Из-за напряженных отношений между Англией и Францией касательно подводной лодки каждое государство выдвигало обвинения в том, что другая сторона шпионит в пользу Вишистской Франции. Британцы также утверждали, что лодка "Сюркуф" атаковала их корабли. Позже британский офицер и два моряка были отправлены на борт для поддержания связи с Лондоном. Одним из реальных недостатков лодки было то, что ей требовалась команда из более чем ста человек, что представляло три команды по меркам обычных подводных лодок. Это привело к нежеланию Королевского флота вновь принять ее в свой состав.
Затем подводный крейсер отправился на канадскую базу в Галифаксе, Новая Шотландия, и сопровождал трансатлантические конвои. В апреле 1941 года лодка была повреждена немецким самолетом в Девонпорте.
После вступления американцев в войну
28 июля "Сюркуф" отправился на военно-морскую верфь США в Портсмут, штат Нью-Гемпшир, на трехмесячный ремонт.
Покинув верфь, крейсер отправился в Нью-Лондон, штат Коннектикут, возможно, чтобы получить дополнительную подготовку для своей команды. "Сюркуф" покинул Нью-Лондон 27 ноября и вернулся в Галифакс.
В декабре 1941 года корабль привез французского адмирала Эмиля Музелье в Канаду, прибыв в Квебек. Пока адмирал находился в Оттаве, совещаясь с канадским правительством, к капитану лодки обратилась репортер The New York Times Ира Вулфер и спросила о слухах, правда ли, что подводная лодка освободит Сен-Пьер и Микелон для Свободной Франции. Вулфер сопровождала подводную лодку в Галифакс, где 20 декабря к ним присоединились корветы Свободной Франции "Мимоза", "Аконит" и "Алиссе", а 24 декабря флот взял под свой контроль острова Свободной Франции без сопротивления.
Госсекретарь Соединенных Штатов Корделл Халл на тот момент только что заключил соглашение с правительством Виши, гарантирующее нейтралитет французских владений в западном полушарии, и пригрозил уйти в отставку, если президент Соединенных Штатов Франклин Д. Рузвельт решится вступить в войну. Рузвельт так и сделал, но когда Шарль де Голль отказался принимать этот договор между американцами и вишистами, Рузвельт отложил вопрос в долгий ящик. Рассказы Айры Вулферт, очень благоприятные для Свободной Франции, посодействовали разрыву дипломатических отношений США и Вишистской Франции. Вступление США в войну в декабре 1941 года автоматически аннулировало соглашение, но при этом США не разрывали дипломатические отношения с правительством Виши до ноября 1942 года.
В январе 1942 года «свободные французы» решили отправить названную в честь пирата Сюркуфа субмарину на тихоокеанский театр военных действий после того, как она повторно отправилась на Королевскую военную верфь на Бермудских островах. Ее движение на юг вызвало слухи о том, что она собирается освободить Мартинику от вишистов во имя Свободной Франции.
Война с Японией
После начала войны с Японией команде субмарины было приказано отправиться в Сидней (Австралия) через Таити. Она отправилась из Галифакса 2 февраля на Бермудские острова, которые оставила 12 февраля, направляясь к Панамскому каналу.
Субмарина "Сюркуф". Где погибла?
Крейсер исчез в ночь с 18 на 19 февраля 1942 года, примерно в 80 милях (70 морских миль или 130 км) к северу от Кристобаля, Колон, по пути на Таити через Панамский канал. В американском отчете говорится, что исчезновение произошло из-за случайного столкновения с американским грузовым судном "Томпсон Лайкс", плывшим в одиночку из залива Гуантанамо в ту очень темную ночь. Грузовое судно сообщило о столкновении с неким объектом, который царапал его бок и киль.
В результате крушения погибло 130 человек (в том числе четверо военнослужащих Королевского флота) под командованием капитана Жоржа Луи Николя Блэйсона. Потеря подлодки "Сюркуф" была официально разглашена штаб-квартирой Свободной Франции в Лондоне 18 апреля 1942 года, и об этом было сообщено газетой "Нью-Йорк Таймс" на следующий день. Однако изначально не сообщалось, что крейсер был потоплен в результате столкновения с американским кораблем, вплоть до января 1945 года.
Расследование
Расследование французской комиссии пришло к выводу, что исчезновение было следствием недоразумения. Консолидированный патруль союзников, патрулирующий те же воды в ночь с 18 на 19 февраля, мог напасть на подлодку, посчитав ее немецкой или японской. Эта теория подкреплена несколькими фактами:
- Свидетельские показания команды сухогруза "Томпсон Лайкс", случайно столкнувшегося с подводной лодкой, описали ее меньшего размера, чем она была на самом деле. На эти свидетельства очень часто ссылаются во всех публикациях по данной теме.
- Ущерб, нанесенный американскому судну, был слишком слаб для столкновения с крейсером.
- Позиция субмарины, названной в честь Роберта Сюркуфа, не соответствовала ни одной позиции немецких подводных лодок на тот момент.
- Немцы не зарегистрировали потерь подводных лодок в этом секторе во время войны.
Расследование инцидента было спонтанным и запоздалым, в то время как более позднее французское расследование подтвердило версию, согласно которой затопление произошло из-за «дружественного огня».
Этот вывод был поддержан контр-адмиралом Ауфаном в его книге «Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне», в которой он заявляет: "По причинам, которые, по-видимому, не носили политический характер, она была протаранена ночью на Карибах американским грузовым судном".
Поскольку никто официально не проверял место крушения крейсера, его местонахождение неизвестно. Если предположить, что инцидент с американским сухогрузом действительно привел к затоплению подлодки, то ее обломки должны лежать на глубине трех тысяч метров (9800 футов).
Монумент в память о гибели субмарины возвышается в порту Шербур в Нормандии, Франция.
Спекуляции и теории заговоров
Поскольку нет окончательного подтверждения того, что "Томпсон Лайкс" столкнулся с субмариной, а место ее крушения все еще не обнаружено, есть альтернативные теории о судьбе подлодки "Сюркуф".
Несмотря на предсказуемую историю о том, что она была поглощена Бермудским треугольником (фантастическая зона, возникшая спустя два десятилетия после исчезновения подводной лодки), одна из самых популярных теорий гласит, что субмарина была потоплена либо американскими подводными лодками USS Mackerel и Marlin, либо дирижаблем береговой охраны США. 14 апреля 1942 года некое судно обстреляло их торпедами по пути из Нью-Лондона в Норфолк. Торпеды прошли мимо, но и ответный огонь не дал результата. Некоторые предположили, что это нападение было совершено "Сюркуфом", что вызвало слухи, согласно которым команда подлодки перешла на немецкую сторону.
В ответ на приведенную выше теорию капитан Юлиус Григоре-младший, который подробно исследовал и написал книгу об истории "Сюркуфа", предложил приз в один миллион долларов любому, кто может доказать, что эта субмарина участвовала в действиях, наносящих ущерб союзническому делу. По состоянию на 2018 год приз так и не был вручен, ибо такой умелец еще не нашелся.
Джеймс Рассбриджер изложил некоторые теории в своей книге «Кто потопил ''Сюркуф"?» Он обнаружил, что их все легко опровергнуть, кроме одной - записи 6-й группы тяжелых бомбардировщиков, вылетавших из Панамы, показывают, что они потопили большую подводную лодку утром 19 февраля. Поскольку в тот день в этом районе не было потеряно ни одной немецкой подводной лодки, это мог быть "Сюркуф". Автор предположил, что столкновение повредило радио "Сюркуфа", и поврежденная лодка дрейфовала в сторону Панамы в надежде на лучшее.
Пират Робер Сюркуф и представить не мог, что в его честь назовут судно, которому суждено будет породить такие легенды.
В романе Кристины Клинг «Круг костей» вымышленная история о потере "Сюркуфа" является частью заговора организации «Череп и кости». Заговор был связан с попытками тайного общества уничтожить останки подводной лодки до того, как они будут найдены в 2008 году. Таких спекуляций очень много, потому-что "Сюркуф" - тигр семи морей, и его странное исчезновение было неприятным сюрпризом для всех.
В романе Дугласа Римана «Удар с моря» рассказывается о вымышленном родственном корабле "Сюркуфа" по имени "Суфриер", который передается французским экипажем королевскому флоту и впоследствии используется для обороны Сингапура, после чего передается Свободному французскому флоту.
Любовь французов к подводным лодкам
Французский подводный флот Второй мировой войны был одним из крупнейших в мире в то время. Он играл значительную роль во время Второй мировой войны, но имел сложную историю службы из-за странной позиции Франции во время войны. В ходе конфликта почти шестьдесят подводных лодок, более 3/4 от общей численности, были потеряны.
После Первой мировой войны Франция имела флот почти из сорока подводных лодок различных классов, а также одиннадцать бывших немецких подводных лодок. Они были в основном устаревшими (все были утилизированы к 1930-м годам), и Франция была заинтересована в их замене.
В то же время главные мировые державы вели переговоры по договору об ограничении вооружений на Вашингтонской военно-морской конференции 1922 года. Шли разговоры о полном запрещении подводных лодок, то есть о том, чтобы запретить их использование (курс, одобренный Великобританией). Франция и Италия выступили против этого. Однако конференция наложила ограничения на количество и размер военных кораблей различных типов, которые могли бы построить страны. Морская подводная лодка была ограничена водоизмещением в полторы тонны, в то время как прибрежная подводная лодка была ограничена 600 тоннами, хотя не было никаких ограничений на количество этих судов, которые могли бы быть построены.
Первыми подводными лодками, построенными Францией после Первой мировой войны, были три субмарины. Первоначально построенные по румынскому заказу, они были завершены для французского флота и введены в эксплуатацию в 1921 году.
В 1923 году военно-морской флот Франции разместил заказы на серию прибрежных и морских судов типа 2. Заказ был размещен в трех разных конструкторских бюро, что привело к созданию трех разных конструкций с одинаковыми техническими характеристиками. Известные под общим названием 600-й серии, это были классы Sirène, Ariane и Circé, всего десять лодок. В 1926 году за ними последовала серия 630, еще три класса из того же бюро. Это были классы Argonaute, Orion и Diane, еще шестнадцать лодок. В 1934 году военно-морской флот выбрал стандартизированный дизайн Адмиралтейства, класс Minerve из шести лодок, а в 1939 году класс Aurore, более крупную, значительно улучшенную версию Minerve. И еще судно с более расширенным дизайном было заказано, но не построено из-за поражения Франции в 1940 году и последующего перемирия.
Несколько слов в заключение
Франция смело экспериментировала с концепцией подводного крейсера, наилучшего по сравнению с другими флотами того времени. В 1926 году она построила Surcouf, в течение многих лет самую большую подводную лодку из когда-либо построенных. Однако судно сыграло небольшую роль во французской военно-морской стратегии, и эксперимент не повторился.
Таким образом, в 1939 году Франция имела в своем составе флот из 77 подводных лодок, что сделало ее пятой по величине подводной силой в мире того времени. Огромную роль в ее флоте играли эсминцы типа "Сюркуф".