Растения на лугах и в лесах наиболее активно произрастают и расцветают в летний период, когда занятия с дошкольниками не проводятся. Поэтому дикорастущие растения могут быть изучены детьми или с помощью наблюдения совместно с родителями во время посещения парка и лесного массива, или благодаря дидактическим играм, которые во время учебного года проводятся в дошкольном учреждении. Воспитатели закладывают основу знаний, тренируют правильное произношение названий растений, а также умение различать растения луга, лекарственные травы, исчезающие виды цветов.
В методическом кабинете каждого детского сада должны храниться гербарии цветов луга, поля и леса. Они пополняются и обновляются ежегодно, чтобы педагоги могли свободно ими пользоваться в течение учебного года. Дидактические игры проводятся как с сухими растениями, так и с карточками лото, на которых они изображены максимально приближенно к настоящим их формам.
- Дорисуй цветок. Детям предлагаются иллюстрации, на которых дикорастущие растения луга изображены наполовину. Нужно дорисовать их вторую половину, правильно подбирая оттенок цвета, отображая форму листьев, стебля, цветка в соответствие с нарисованной формой. После этого дети собираются в группы с одинаковыми видами цветов, т. е. формируют букеты.
- Цветочные полянки. В музыкальном зале разложены обручи – в них «растут» луговые цветы, названия которых детям хорошо знакомы. Это ромашка, лютик, колокольчик, василек, Иван-чай и др. Количество цветов в обруче должно быть в пределах первого десятка: 6 колокольчиков, 8 ромашек или 10 лютиков. Под музыку дети, изображая насекомых, «летают» по полянке, но с окончанием ее звучания должны занять место в домике с цветами. Воспитатель уточняет, в чей домик они попали, сколько цветов там растет. Если дети посещают младшую или среднюю группу детского сада, то количество цветов можно уменьшить: 2 василька, 3 ромашки, 5 одуванчиков и т. д.
- Узнай по запаху. Воспитатель предлагает детям понюхать засушенные дикорастущие растения (при этом их запах только усиливается, если они сохраняются в матерчатых мешочках). Дети запоминают запах и название растений, а затем пытаются угадать их с закрытыми глазами. Лучше подбирать травы и цветы с сильным запахом (валерьяна, мелиса, клевер, одуванчик).
- Собери лекарственные растения. На столе разложены карточки с изображением разных трав и цветов. Детям предлагается собрать для Айболита в корзинку полезные растения, из которых можно приготовить лекарство: зверобой, ромашку, подорожник, крапиву, мать-и-мачеху. Можно дать задания собрать первоцветы, садовые цветы или цветущие ягодные растения.
- Красная книга растений. Дети могут сами изготовить небольшие книжки, в которые будут зарисовывать или вклеивать иллюстрации, изображающие дикорастущие растения, занесенные в Красную книгу. В игре дети могут поменяться книгами и найти те из трав или цветов, которые растут на лугу, в лесу, назвать их: ландыш, валериана.
- Найди растение по звуку. Воспитатель называет звук, а дети выбирают карточки с изображением растений, которые имеют такой звук в своем названии. Дошкольник должен сказать, в какой части слова имеется этот звук: в начале, середине или в конце. Правильно отобранную карточку педагог откладывает в конверт с соответствующим звуком. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не окажутся в своих конвертах.
Дидактические игры с дошкольниками могут проводиться во время занятий, подготовки проектов по заданной теме, в свободное время, а также в рамках дополнительных занятий по экологии, в процессе проведения развлечений и праздников. С требованиями к проведению игр могут быть ознакомлены родители для закрепления знаний дошкольников в домашних условиях.