Труд — основа, источник существования общества и каждого человека в отдельности. Но индивид не рождается с этим убеждением и с готовыми трудовыми запросами и навыками. Отношение к труду формируется в детстве и юношеском возрасте благодаря воспитательным усилиям взрослых. И это тоже их большой педагогический труд, требующий специальных знаний.
Зачем мы трудимся
Труд — это один из видов деятельности человека, цель которого — создание материальных, духовных, культурных ценностей. Отношение к труду определяет степень достатка и психологического равновесия личности.
Социальное положение человека во многом зависит от того, как он работает. Добросовестный полезный труд во все времена уважаем и высоко ценится, даже если он направлен на достижение собственного благополучия. Материально независимый человек самодостаточен и не требует от общества помощи и заботы. Зачастую достаток и правильное воспитание толкают его на благотворительность.
Успешный труд дает средства на удовлетворение духовных, эстетических запросов: не хлебом единым жив человек. Приобретение художественных произведений, занятия искусством, спортом, путешествия — возможности удовлетворения таких потребностей выше у тех, кто много и добросовестно трудится.
Хочу — работаю, хочу — ленюсь?
Труд и социальные отношения обеспечивают научный прогресс, техническое совершенствование производства. Экономическая мощь и независимость государства напрямую зависят от работоспособности и сознательности его граждан. Это, в свою очередь, стимулирует развитие важных сфер бытия — социальной, труда и трудовых отношений.
Человек сознательно выбирает профессию и овладевает в процессе обучения теоретическими знаниями и практическими навыками.
Перед ним открываются горизонты самостоятельной и творческой деятельности, новых отношений в сфере труда, то есть, происходит его развитие как личности, врастание в общественную жизнь, удовлетворяются потребности в признании его полноценным членом социума.
Таким образом, работать или не работать — это не личное дело человека. Какое его отношение к труду, такое и к государству в целом. Оно заинтересовано в том, чтобы деятельность его граждан на любом поприще была сознательной, созидательной, целенаправленной, полезной обществу.
Виды трудовой деятельности
Определить вид конкретного труда можно по различным показателям:
- По содержанию — умственный или физический. Он может быть профессиональным, сложным, простым, репродуктивным (копирует уже существующие методы и способы работы), творческим (новаторским).
- По характеру — конкретный, абстрактный, коллективный, индивидуальный, частный, общественный, наемный.
- По результатам — производительный (производство материальных предметов) и нематериальный (создание невещественных, духовных предметов, например, музыки, песен).
Определить вид деятельности можно и по таким показателям, как отношения в сфере труда, способ привлечения работника (добровольный или по принуждению), по используемым средствам (ручной, механизированный, автоматизированный), по времени выполнения (дневной, ночной, по сменам, графику).
При выборе сферы деятельности следует внимательно проанализировать содержание, характер труда и трудовых отношений, соотнести с ними собственные интеллектуальные и физические способности, темперамент, желания, перспективы, амбиции.
Что такое профессиональные требования
Каждая профессия требует от работника особенных качеств, без которых он не сможет продуктивно трудиться. В одних случаях он обязательно должен быть общительным, социально активным (врач, учитель, соцработник), в других -физически выносливым, храбрым (космонавт, военный, летчик, водитель). Общие профессиональные требования ко всем работающим:
- наличие знаний, умений, навыков, соответствующих характеру и содержанию труда,
- сознательное отношение к труду, готовность к самосовершенствованию в избранной профессии,
- ответственность, честность, инициативность, готовность работать творчески и на общественную пользу.
Профессиограмма — документ, в котором зафиксированы требования к работнику, которым он должен соответствовать для занятий конкретным видом труда. Они касаются уровня подготовки, объема профессиональных знаний и навыков, личностных качеств, психофизиологических возможностей.
Понятие профессионализма
Профессионализмом называется высокий уровень отношения к труду, мастерства и совершенства в выбранном виде занятия. Он формируется в ходе обучения и практического овладения трудовыми операциями, творческого подхода к решению сложных задач.
Во все времена большим уважением пользуется профессионал, мастер своего дела. Его работа — постоянная занятость в области, ставшей ему профессией. Он глубоко понимает ее значение и общественную ценность, обладает необходимыми и высоко развитыми умениями, стремится к их совершенствованию.
Профессионалы зачастую становятся официальными или неофициальными наставниками молодых специалистов.
Задачи воспитания
Цель трудового воспитания — вырастить человека, готового к труду и трудовым отношениям, испытывающего внутреннюю потребность быть старательным, добросовестным, ответственным. Она совмещает в себе общественные и личные интересы развития будущего труженика. Ее реализацией занимаются как семья, так и образовательные учреждения разных уровней, начиная с детского сада. А также общественные организации и учреждения культуры.
Семья — первая ступенька в воспитании трудовых качеств у ребенка. Оно продолжается в детском саду, а затем в школе. С учетом возраста ребенка взрослые совместно и постепенно решают такие задачи на пути к цели трудового воспитания:
- Развитие уважения к труду.
- Формирование мотивации к полезному времяпрепровождению, самокритичности, правдивости, целенаправленности.
- Формирование стремления к самообслуживанию, овладению трудовыми умениями.
- Развитие интереса к трудовой сфере, ознакомление с различными видами и формами, разнообразием и особенностями профессиональной деятельности.
Решение этих задач побуждает детей к сознательному выбору профессии, что во многом определяет, какое отношение к труду у него сформируется. А от этого зависит его благополучие в будущем.
Формы организации воспитательной работы
Индивидуальная форма чаще всего реализуется в виде поручений - уход за обитателями живого уголка, частичная или полная уборка в помещении, помощь взрослому или товарищу, подготовка материала к занятию для всех и пр. Поручения могут быть даны на короткий или длительный срок с учетом возраста и уже имеющихся у ребенка навыков. Обязательный этап — четкий инструктаж, разъяснение цели и значения, хода выполнения работы, показ способов выполнения. А по окончании — отчет о выполнении, анализ и оценка качества, поощрение.
Старшие дети могут самостоятельно наметить план выполнения поручения, выбрать инструмент, установить сроки, оценить свой труд. Это приучает их к самостоятельности и ответственности.
Объединение детей в небольшие группы (команды) по 2-3, 5-6 или более человек для совместного выполнения работы способствует формированию умения трудиться сообща, распределять между собой обязанности, согласовывать действия, оказывать друг другу помощь, объективно оценивать результаты собственного и общего труда.
Состав группы может формироваться по желанию детей. Педагог с учетом конкретных воспитательных задач может дать особые задания отдельным ее членам: научить неопытного товарища выполнению работы, подготовить для всех инструмент и пр.
Коллективная форма приучает воспитанников к сотрудничеству, обязывает ставить общие интересы на первое место, развивает альтруистические чувства, гуманизм, раскрывает индивидуальные творческие способности. Трудовые десанты на территории школы или вне ее, подготовка мероприятий к календарным событиям (изготовление подарков и концерта для обитателей дома-интерната ко Дню пожилого человека), организация выставок рукоделия — выбор конкретного мероприятия зависит от цели и задач трудового воспитания, возможностей и нужд социальной среды. Но в любом случае оно должно быть полезным, запоминающимся опытом коллективного труда для каждого его участника.
Методы и приемы трудового воспитания
Один из самых эффективных педагогических методов — демонстрация ребенку образцов действий взрослых в сочетании с пояснениями: что, почему и как это надо делать. Показ действий и пояснения может быть многократным. А именно - до формирования у воспитанника достаточных самостоятельных действий.
Оценка, анализ выполненной ребенком работы, похвала и порицание должны быть объективными, уважительными, деловитыми, искренними. Обязательно следует подчеркнуть, насколько полезным был его труд для других людей.
Ознакомление детей с профессиями может протекать в процессе тематических бесед, встреч со специалистами, чтения, экскурсий на производство и в различные учреждения, рассматривания техники и инструментов. Используются кинофильмы, материалы из средств массовой информации.
Воспитание отношения к труду не должно быть теоретическим. Методы организации практической деятельности детей разнообразны: ручной труд, художественное творчество, конкурсы, выставки поделок, совместные дела, коллективные занятия, акции, шефство, дежурства.
Необычайный интерес вызывают у детей мероприятия, проводимые в учебных заведениях с участием родителей, например, конкурс «Наша семья самая умелая и творческая», субботники по благоустройству и уборке территории.
А нельзя ли без труда достать рыбку из пруда?
История развития общества и истории из жизни отдельных граждан говорят, что можно некоторое время хорошо жить, не трудясь. Однако все они заканчиваются рано или поздно плачевно: тунеядство — нищетой и бродяжничеством, разбой и воровство во всех его видах — тюрьмой, грабительские войны — поражением. Отношение человека к труду — это мерило его морального здоровья и отношения как к себе самому, так и к обществу в целом.