Отношение к труду: описание, методы воспитания, способы формирования

Труд — основа, источник существования общества и каждого человека в отдельности. Но индивид не рождается с этим убеждением и с готовыми трудовыми запросами и навыками. Отношение к труду формируется в детстве и юношеском возрасте благодаря воспитательным усилиям взрослых. И это тоже их большой педагогический труд, требующий специальных знаний.

Зачем мы трудимся

Труд — это один из видов деятельности человека, цель которого — создание материальных, духовных, культурных ценностей. Отношение к труду определяет степень достатка и психологического равновесия личности.

какое отношение к труду

Социальное положение человека во многом зависит от того, как он работает. Добросовестный полезный труд во все времена уважаем и высоко ценится, даже если он направлен на достижение собственного благополучия. Материально независимый человек самодостаточен и не требует от общества помощи и заботы. Зачастую достаток и правильное воспитание толкают его на благотворительность.

Успешный труд дает средства на удовлетворение духовных, эстетических запросов: не хлебом единым жив человек. Приобретение художественных произведений, занятия искусством, спортом, путешествия — возможности удовлетворения таких потребностей выше у тех, кто много и добросовестно трудится.

Хочу — работаю, хочу — ленюсь?

Труд и социальные отношения обеспечивают научный прогресс, техническое совершенствование производства. Экономическая мощь и независимость государства напрямую зависят от работоспособности и сознательности его граждан. Это, в свою очередь, стимулирует развитие важных сфер бытия — социальной, труда и трудовых отношений.

Человек сознательно выбирает профессию и овладевает в процессе обучения теоретическими знаниями и практическими навыками.

труд и социальные отношения

Перед ним открываются горизонты самостоятельной и творческой деятельности, новых отношений в сфере труда, то есть, происходит его развитие как личности, врастание в общественную жизнь, удовлетворяются потребности в признании его полноценным членом социума.

Таким образом, работать или не работать — это не личное дело человека. Какое его отношение к труду, такое и к государству в целом. Оно заинтересовано в том, чтобы деятельность его граждан на любом поприще была сознательной, созидательной, целенаправленной, полезной обществу.

Виды трудовой деятельности

Определить вид конкретного труда можно по различным показателям:

  1. По содержанию — умственный или физический. Он может быть профессиональным, сложным, простым, репродуктивным (копирует уже существующие методы и способы работы), творческим (новаторским).
  2. По характеру — конкретный, абстрактный, коллективный, индивидуальный, частный, общественный, наемный.
  3. По результатам — производительный (производство материальных предметов) и нематериальный (создание невещественных, духовных предметов, например, музыки, песен).

Определить вид деятельности можно и по таким показателям, как отношения в сфере труда, способ привлечения работника (добровольный или по принуждению), по используемым средствам (ручной, механизированный, автоматизированный), по времени выполнения (дневной, ночной, по сменам, графику).

отношения в сфере труда

При выборе сферы деятельности следует внимательно проанализировать содержание, характер труда и трудовых отношений, соотнести с ними собственные интеллектуальные и физические способности, темперамент, желания, перспективы, амбиции.

Что такое профессиональные требования

Каждая профессия требует от работника особенных качеств, без которых он не сможет продуктивно трудиться. В одних случаях он обязательно должен быть общительным, социально активным (врач, учитель, соцработник), в других -физически выносливым, храбрым (космонавт, военный, летчик, водитель). Общие профессиональные требования ко всем работающим:

  • наличие знаний, умений, навыков, соответствующих характеру и содержанию труда,
  • сознательное отношение к труду, готовность к самосовершенствованию в избранной профессии,
  • ответственность, честность, инициативность, готовность работать творчески и на общественную пользу.
труд и социальные отношения

Профессиограмма — документ, в котором зафиксированы требования к работнику, которым он должен соответствовать для занятий конкретным видом труда. Они касаются уровня подготовки, объема профессиональных знаний и навыков, личностных качеств, психофизиологических возможностей.

Понятие профессионализма

Профессионализмом называется высокий уровень отношения к труду, мастерства и совершенства в выбранном виде занятия. Он формируется в ходе обучения и практического овладения трудовыми операциями, творческого подхода к решению сложных задач.

воспитание отношения к труду

Во все времена большим уважением пользуется профессионал, мастер своего дела. Его работа — постоянная занятость в области, ставшей ему профессией. Он глубоко понимает ее значение и общественную ценность, обладает необходимыми и высоко развитыми умениями, стремится к их совершенствованию.

Профессионалы зачастую становятся официальными или неофициальными наставниками молодых специалистов.

Задачи воспитания

Цель трудового воспитания — вырастить человека, готового к труду и трудовым отношениям, испытывающего внутреннюю потребность быть старательным, добросовестным, ответственным. Она совмещает в себе общественные и личные интересы развития будущего труженика. Ее реализацией занимаются как семья, так и образовательные учреждения разных уровней, начиная с детского сада. А также общественные организации и учреждения культуры.

социальная сфера труда и трудовых отношении

Семья — первая ступенька в воспитании трудовых качеств у ребенка. Оно продолжается в детском саду, а затем в школе. С учетом возраста ребенка взрослые совместно и постепенно решают такие задачи на пути к цели трудового воспитания:

  1. Развитие уважения к труду.
  2. Формирование мотивации к полезному времяпрепровождению, самокритичности, правдивости, целенаправленности.
  3. Формирование стремления к самообслуживанию, овладению трудовыми умениями.
  4. Развитие интереса к трудовой сфере, ознакомление с различными видами и формами, разнообразием и особенностями профессиональной деятельности.

Решение этих задач побуждает детей к сознательному выбору профессии, что во многом определяет, какое отношение к труду у него сформируется. А от этого зависит его благополучие в будущем.

Формы организации воспитательной работы

Индивидуальная форма чаще всего реализуется в виде поручений - уход за обитателями живого уголка, частичная или полная уборка в помещении, помощь взрослому или товарищу, подготовка материала к занятию для всех и пр. Поручения могут быть даны на короткий или длительный срок с учетом возраста и уже имеющихся у ребенка навыков. Обязательный этап — четкий инструктаж, разъяснение цели и значения, хода выполнения работы, показ способов выполнения. А по окончании — отчет о выполнении, анализ и оценка качества, поощрение.

Старшие дети могут самостоятельно наметить план выполнения поручения, выбрать инструмент, установить сроки, оценить свой труд. Это приучает их к самостоятельности и ответственности.

Объединение детей в небольшие группы (команды) по 2-3, 5-6 или более человек для совместного выполнения работы способствует формированию умения трудиться сообща, распределять между собой обязанности, согласовывать действия, оказывать друг другу помощь, объективно оценивать результаты собственного и общего труда.

отношение человека к труду

Состав группы может формироваться по желанию детей. Педагог с учетом конкретных воспитательных задач может дать особые задания отдельным ее членам: научить неопытного товарища выполнению работы, подготовить для всех инструмент и пр.

Коллективная форма приучает воспитанников к сотрудничеству, обязывает ставить общие интересы на первое место, развивает альтруистические чувства, гуманизм, раскрывает индивидуальные творческие способности. Трудовые десанты на территории школы или вне ее, подготовка мероприятий к календарным событиям (изготовление подарков и концерта для обитателей дома-интерната ко Дню пожилого человека), организация выставок рукоделия — выбор конкретного мероприятия зависит от цели и задач трудового воспитания, возможностей и нужд социальной среды. Но в любом случае оно должно быть полезным, запоминающимся опытом коллективного труда для каждого его участника.

Методы и приемы трудового воспитания

Один из самых эффективных педагогических методов — демонстрация ребенку образцов действий взрослых в сочетании с пояснениями: что, почему и как это надо делать. Показ действий и пояснения может быть многократным. А именно - до формирования у воспитанника достаточных самостоятельных действий.

Оценка, анализ выполненной ребенком работы, похвала и порицание должны быть объективными, уважительными, деловитыми, искренними. Обязательно следует подчеркнуть, насколько полезным был его труд для других людей.

Ознакомление детей с профессиями может протекать в процессе тематических бесед, встреч со специалистами, чтения, экскурсий на производство и в различные учреждения, рассматривания техники и инструментов. Используются кинофильмы, материалы из средств массовой информации.

отношение детей к труду

Воспитание отношения к труду не должно быть теоретическим. Методы организации практической деятельности детей разнообразны: ручной труд, художественное творчество, конкурсы, выставки поделок, совместные дела, коллективные занятия, акции, шефство, дежурства.

Необычайный интерес вызывают у детей мероприятия, проводимые в учебных заведениях с участием родителей, например, конкурс «Наша семья самая умелая и творческая», субботники по благоустройству и уборке территории.

А нельзя ли без труда достать рыбку из пруда?

История развития общества и истории из жизни отдельных граждан говорят, что можно некоторое время хорошо жить, не трудясь. Однако все они заканчиваются рано или поздно плачевно: тунеядство — нищетой и бродяжничеством, разбой и воровство во всех его видах — тюрьмой, грабительские войны — поражением. Отношение человека к труду — это мерило его морального здоровья и отношения как к себе самому, так и к обществу в целом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.