Эмоции – та область, которой обычно не уделяется достаточно внимания в процессе воспитания и развития детей. Между тем развитие эмоциональной сферы дошкольников – крайне важное занятие, забывать о котором ни в коем случае нельзя. Для того чтобы понять, насколько эта область значима, достаточно представить себе мир, населенный людьми, полностью лишенными возможности или же умения испытывать и выражать эмоции. Или же попробовать прожить хотя бы несколько часов без каких-либо эмоций. Это не просто очень сложно, скорее – практически невозможно.
Однако умение испытывать эмоции и правильно их выражать не дается людям автоматически, при рождении. Дети учатся этому точно так же, как и многому другому. Эмоциональная модель закладывается в раннем детстве, когда малыши наблюдают за собственными родителями.
Почему важно уделять внимание развитию умения выражать эмоции?
Как правило, ни у кого не возникает вопросов о том, по каким причинам следует уделять внимание речевому развитию, обучению грамоте, прививанию усидчивости, дисциплины и гигиенических навыков. Но когда речь заходит о развитии эмоциональной сферы личности дошкольника, большинство родителей попросту не понимают, для чего это нужно.
Взрослый человек должен уметь правильно и доходчиво выражать собственные чувства, иначе ему будет очень сложно взаимодействовать с другими людьми, выстраивать личные отношения. Умение верно выразить радость, грусть, обиду, злость, показать другому человеку, что расстраивает, а что приводит в восторг – это то, без чего невозможно полноценно жить.
К примеру, мужчину расстраивает манера коллег подшучивать над ним. Показать свои эмоции он не против, но не умеет этого, не знает, как донести до окружающих испытываемые чувства. Это приводит к тому, что мужчина ежедневно сталкивается со стрессовыми для него обстоятельствами и переживает отрицательные эмоции. Негатив накапливается внутри и в какой-то момент сходит, подобно лавине, погребающей под собой абсолютно все. Как правило, в подобных ситуациях говорят о нервном срыве. Возможен и другой исход событий – развитие тяжелейшей депрессии или же выплеск негатива в кругу семьи. Разумеется, возможны и стычки с обидчиком или смена работы. Но каким бы ни было развитие событий, мужчина вполне мог бы его избежать, если бы умел показывать собственные эмоции.
Другим, достаточно часто встречающимся в жизни примером отсутствия умения правильно выражать свои чувства является завязывание знакомства и построение личных отношений. Многие девушки искренне не понимают, по каким причинам приглянувшиеся молодые люди начинают ими интересоваться, знакомятся, идут на контакт, но дольше пары свиданий отношения не продолжаются. Дело в неверной демонстрации эмоций. То есть девушки отображают не то, что чувствуют на самом деле. Они попросту не умеют правильно, просто и доходчиво выражать собственные эмоции. Молодые люди воспринимают эмоциональный посыл, свидетельствующий о желании легкого краткосрочного флирта, и ведут себя соответственно, даже не представляя, что девушка может желать не интрижки на одну ночь, а замужества.
Подобных примеров можно привести массу. Ежедневно практически каждый человек сталкивается с последствиями того, что в его раннем возрасте или в детстве его близких отсутствовали занятия по развитию эмоциональной сферы дошкольников.
Иными словами, умение правильно и максимально доходчиво выразить собственные эмоции существенно облегчает жизнь. Люди, которые это могут, вряд ли станут жаловаться на то, что окружающие их не понимают, потому что не окажутся в подобных обстоятельствах. Также отсутствие навыков верного отображения собственных чувств является весьма серьезным коммуникативным препятствием, барьером между конкретным человеком и остальными людьми.
Почему важно уделять внимание развитию самих эмоций?
Детей мало научить доходчиво и верно выражать наполняющие их эмоции. Для того чтобы дети эти навыки освоили, они должны испытывать чувства. Невозможно привить умение выражения радости или огорчения, если малыш не знает о том, что это такое. Поэтому процесс развития эмоциональной сферы дошкольников включает в себя не только обучение верному выражению чувств, но еще и умению их испытывать.
Важность самого факта наличия эмоций невозможно переоценить. Безусловно, каждый человек хотя бы раз в своей жизни сталкивался с людьми, которых можно охарактеризовать такими эпитетами:
- черствый;
- холодный;
- бесчувственный;
- пустой.
Разумеется, перечень эпитетов, которыми можно охарактеризовать эмоциональную холодность, можно продолжить. Нередко люди полагают, что если их ребенок не показывает своих чувств, то это признак сдержанности или даже некоего аристократизма, а вовсе не свидетельство их отсутствия. Особенно часто так думают родители мальчиков.
Между тем сдержанность и отсутствие эмоций – понятия совершенно разные. Сдерживать чувства маленькие дети не в состоянии. Если ребенок обижен, сердит, зол, расстроен или же, наоборот, обрадован, это в любом случае отразится у него на лице или же проявится в поведении. Насколько это проявление будет верно отражать чувства – другой вопрос, но сам факт выражения эмоций непременно появится.
Когда речь заходит о развитии эмоциональной сферы дошкольников, родители нередко задаются вопросом о том, что плохого в отсутствии полной гаммы переживаний. Действительно, разве плохо то, что ребенок не будет сильно волноваться, не сможет безрассудно влюбиться, не станет таить обиды? Роботом ведь малыш от этого не станет, ничего абсолютного не бывает, и базовая эмоциональная палитра все равно будет присутствовать.
Вред отсутствия собственных эмоций в том, что человек не сможет проявить сочувствие, сопереживание. Он никогда не поймет, почему для кого-то другого является важным какое-то действие. Будучи на руководящей должности, такой человек не поймет желание работника уйти пораньше или взять выходной в день рождения ребенка или же при болезни родителей. Если подобный человек станет врачом или педагогом, то мотивы поступков, как и переживания детей или пациентов, будут находиться за гранью его восприятия.
Более того, чужая сентиментальность с течением времени станет вызывать раздражение. Как правило, подобные люди бывают уважаемы, но не любимы, даже в собственных семьях. А к старости они становятся сварливыми и вызывают неприязнь у других.
Таким образом, отсутствие полной гаммы эмоций тоже является коммуникативным барьером, мешающим выстраивать нормальные отношения с другими людьми. Поэтому уделять внимание такому вопросу, как развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников, необходимо.
Когда и как дети начинают испытывать первые эмоции?
Часто говорят о том, что первые эмоции человек начинает испытывать с момента рождения. Это не совсем верно. В первые секунды, минуты, часы и дни своей жизни эмоций человек не испытывает, за них ошибочно принимаются ощущения.
Малыш начинает дышать, его глаза воспринимают свет, кожа чувствует воздух, холод, тепло, прикосновения, в желудке просыпается голод. Все это и многое другое – набор ощущений, вызывающих реакцию со стороны нервной системы – плач, крик, ворчанье, двиганье ручками и ножками и прочее.
Ощущения, которые переживает новорожденный, совершенно новы для него, полностью ему не знакомы. Находясь в утробе, малыш не испытывал ничего подобного тому, с чем он столкнулся в самую первую секунду после рождения.
Разумеется, все эти ощущения вызывают яркие реакции. Эти реакции – крик, довольное ворчание, плач и прочее – являются эмоциональным фундаментом, заложенным в нервной системе человека еще в период внутриутробного развития. Иными словами, это не эмоции, а их прообраз. Новорожденный воспринимает простейший раздражитель из окружающей среды и реагирует на него. К примеру, свет или холод могут привести к плачу или движению ножками и ручками.
Настоящие простейшие эмоции ребенок начинает испытывать гораздо позже, поскольку для этого требуется умственная деятельность, осмысление. То есть какой-то жизненный опыт у малыша уже должен быть. Как правило, появление первых эмоций совпадает с моментом возникновения любопытства, заинтересованности в том, что окружает малыша. Можно утверждать, что, если ребенок взял в руки игрушку и начал ее рассматривать, он уже вполне способен радоваться, огорчаться и испытывать другие простые эмоции.
Свидетельством наличия эмоций у малыша, не достигшего года, является появление смеха. Если ребенок способен хохотать, значит, и эмоциональная сфера у него уже образовалась.
Что происходит в раннем возрасте? Этапы становления эмоций
До года дети начинают переживать самые простые эмоции – радость, огорчение, одобрение, недовольство и прочие. Выражаются эти чувства соответствующими простыми и понятными способами:
- улыбка;
- смех;
- грустная гримаска;
- плач.
Не следует тревожиться из-за отсутствия у малыша до года сложной мимики или же умения обижаться. В раннем возрасте малыш еще не знает, что такое обида, он чувствует огорчение. Ребенку может быть хорошо или плохо, он доволен или расстроен. Злиться, обижаться, испытывать иные сложные эмоции, требующие наличия опыта сравнения и понятия о собственной личности, малыш еще не в состоянии.
В возрастном периоде от года до трех лет ребенок значительно расширяет спектр доступных ему чувств. Именно в этом периоде и происходит основное развитие эмоциональной сферы дошкольников. До трех лет закладываются основы всех чувств и эмоций, которыми человек станет пользоваться в жизни. Для этого возрастного периода характерно интуитивное обучение, перенимание стереотипов поведения, реакций, черт характера у взрослых, которые окружают малыша.
После преодоления трехлетнего рубежа дети начинают активно осваивать речь и учатся чему-либо уже не только с помощью интуитивного восприятия и перенимания, копирования, но и другими способами. Для этого возраста характерны любопытство и стремление к познанию. Именно после трех лет малыши начинают ломать игрушки, пытаясь узнать, каким образом те устроены.
После трех лет активно развивается тот фундамент эмоциональной сферы, который был заложен ранее, и становится очевидно, каких чувств малышу не хватает. Именно нехватка чего-либо и определяет то, каким станет развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольника. Этот период длится в среднем до шести-семи лет, то есть до момента начала школьного обучения.
В чем особенности детских эмоций?
Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника происходит постепенно, соответственно и заниматься этой областью нужно постоянно. Эмоции – это не математическая задача, которую можно решить раз и навсегда. Эмоциональное становление - это сложный и долгий процесс. А развитие умения выражать или, наоборот, контролировать свои чувства и вовсе не имеет никаких возрастных ограничений.
Малышам свойственны определенные особенности развития эмоциональной сферы. Дошкольник, проходя этапы становления навыка испытывать и выражать свои чувства, осваивает и проявляет эмоции по-разному в каждом возрастном периоде. Но вне зависимости от того, в каком возрасте пребывает малыш и насколько развита у него гамма чувств, их проявление и выражение всегда отличаются от того, как демонстрируют эмоции взрослые.
Особенностями детских эмоций принято считать:
- простейшие проявления, связанные с усвоением первых жизненных социальных причинно-следственных цепочек, например, дом – родители – сад – друзья – воспитатель;
- яркое переживание и выражение состояния предвосхищения, это относится как к ожиданию праздников, так и к осознанию последствий своих слов и дел, допустим: сломана игрушка – расстроена мама;
- постепенное продвижение от элементарного к усложненному, очевидное окружающим, поскольку принимает форму догадок и рассуждений.
Первые эмоции являются прямым следствием ощущений. То есть они возникают под влиянием естественных физиологических потребностей. Этот этап длится в среднем до трех лет. В этом возрастном промежутке физиология и действие окружающей среды диктуют особенности развития эмоциональной сферы. Дошкольник старше трех лет уже начинает испытывать более сложные эмоции и понимать необходимость их контроля. То есть если ребенку в возрасте двух лет объяснить недопустимость плача в общественном месте невозможно, то малышу, отметившему пятилетие, это растолковать уже вполне реально. Таким образом, особенностью развития эмоциональной сферы детей в возрасте от трех до шести лет является не только их становление и развитие, но и формирование умения контролировать проявления чувств.
Что оказывает влияние на становление и развитие детских эмоций?
Как правило, первое, о чем вспоминают, когда речь заходит о влияющих на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника факторах, - это поведение взрослых и образ жизни, принятый в семье. Без всякого сомнения, это так. Однако не только то, что ребенок видит и воспринимает в качестве примера, оказывает влияние на развитие его эмоций.
Для формирования социальных, эмоциональных и прочих навыков чрезвычайно важны мотивы, факторы, побуждающие узнавать и усваивать новое. Эти факторы зачастую представляют собой одновременно мотивы и средства развития эмоциональной сферы дошкольников.
Самый главный фактор, влияющий на становление эмоций и побуждающий их развитие, - это интерес ребенка, проявляемый к:
- играм;
- предметам и вещам;
- явлениям окружающего мира;
- отношениям между людьми.
Отношения между людьми – это не только контакты между взрослыми, особенности их реакций и поведения, за которыми наблюдает малыш. Это еще и отношения между самим ребенком и другими людьми, как взрослыми, так и сверстниками.
Роль общения в развитии детской эмоциональной сферы
Если в раннем детстве становление чувств во многом происходит интуитивно, то развитие эмоциональной сферы старших дошкольников практически полностью зависит от общения со сверстниками и взрослыми.
Иными словами, становление личности малыша и, конечно же, развитие его эмоций, происходит в социуме. Если ребенка изолировать от общества, то он ничему и не научится ни в какой из жизненных сфер. Детский социум можно условно разделить на два типа:
- ближний, или же внутренний, маленький;
- широкий, или же внешний, большой.
К ближнему социуму относится семья, в которой живет малыш. К внешнему – детский садик, игровая площадка в парке, какие-либо студии, кружки и прочее. Даже посещение магазина вполне можно отнести к большому социуму, поскольку ребенок не только ходит вслед за родителями, но и получает возможность испытывать желания, эмоции, контролировать их, учится методом проб выражать просьбы и добиваться обретения того, что ему приглянулось.
Посещение магазина является не только своеобразным тренажером, но и тестом, наглядно демонстрирующим, на каком уровне находится развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
К примеру, один ребенок просит безделушку или леденцы, жвачки и, получая отказ, начинает кричать, топать, заливается плачем. Это поведение приемлемо для малыша в два года, но в пять лет оно свидетельствует об эмоциональной незрелости. Если ребенок просит все подряд – это свидетельствует не только о том, что родители обычно не выполняют его желания, но и о неумении выбирать, расставлять приоритеты, определять цели и добиваться их.
Если же ребенок просит что-то конкретное, а получив отказ не впадает в истерику, а начинает разговаривать с родителями, объяснять, по каким причинам ему необходим указанный предмет, то это свидетельствует о том, что развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольника находится на высоком уровне. Малыш демонстрирует не только умение испытывать эмоции, но и способность их контролировать. Также ребенок показывает свои навыки по выделению приоритетов и умение добиваться цели. Он демонстрирует социальную и коммуникативную адекватность.
В процессе общения со сверстниками и взрослыми ребенок:
- усваивает нормы поведения, морали и нравственности;
- учится справляться с негативными эмоциями и отказами в чем-либо;
- овладевает представлениями о социальных ролях мужчин, женщин;
- понимает, что такое ценность, потеря, мечта, благодарность.
Только в общении возможно полноценное развитие эмоциональной сферы и нравственных качеств дошкольников. Общаясь, дети узнают, что такое дружба, ответственность, активная игра, имущество. Поэтому роль социума в становлении личных и эмоциональных качеств, как и в их развитии, не просто важна – она первостепенна.
Как развивать детские эмоции? О способах
Способы развития эмоциональной сферы дошкольника – это не набор упражнений из методического пособия по воспитанию и обучению. Под способами подразумеваются:
- игры, включая социально-ролевые;
- трудовая деятельность;
- занятия спортом или чем-то иным вне дома и садика;
- творчество и познание.
Иными словами, программа по развитию эмоциональной сферы дошкольников – это не что иное, как сочетание игр, творческих, обучающих или спортивных занятий, проявлений заботы и внимания с прививанием ответственности и трудолюбия.
Какие игры полезны для развития эмоций?
Игра для ребенка - это не только способ познания мира, но и возможность воспроизвести, запомнить, усвоить увиденное им, попробовать что-то изменить в стереотипе. К примеру, ребенок видит, как один человек обижает другого. Он воспроизводит эту ситуацию со своими игрушками, заново переживая и осмысляя. Сначала игра полностью дублирует реальность, но потом в ней появляется «супергерой» и восстанавливает справедливость, либо же «злодей» сам раскаивается, или «обиженный» дает сдачи.
То есть игры для развития эмоциональной сферы дошкольников не просто важны, они являются одним из основных способов познания, усвоения и осмысления. Разумеется, они должны быть полезными и интересными.
В домашних условиях на первое место ставится времяпрепровождение с игрушками, а в детском садике – со сверстниками. Роль игрушки в развитии эмоциональной сферы дошкольника чрезвычайно велика. Поэтому приобретать их следует обдуманно. К примеру, нет нужды заваливать детскую куклами-клоунами, если ребенок ни разу не был в цирке. Равно как не стоит уставлять детскую «умными» играми и уголками-мастерскими, если малыш не будет иметь возможности их освоить, разделив времяпрепровождение со взрослым. Иными словами, игрушки в детской должны быть разными, с их помощью малыш должен иметь возможность воспроизвести увиденное на улице или же услышанное в сказке.
В садиках же, как и на детских площадках в парках или во дворе, малыш играет не с предметами и вещами, а со сверстниками. То есть первостепенны в этих условиях социально-ролевые игры. Например, один ребенок – «мама», другой – «дочка». Дети при этом ведут себя соответственно имеющимся у них представлениям, то есть демонстрируют то, что видят дома ежедневно. В процессе игры малыши обмениваются своими представлениями, узнают о том, что их домашний уклад и модель поведения не являются единственными возможными вариантами, существуют и другие.
Есть ли развивающие эмоции упражнения?
Хотя чувства и не относятся к понятиям с точными характеристиками, существуют упражнения на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Самым простым является игра с изображениями.
Заключается она в следующем:
- предлагаются изображения детских лиц, выражающие разные эмоции;
- ребенок должен их опознать и распределить по направлениям;
- должны быть картинки, обозначающие места, куда малыш «отведет» предоставленные портреты.
То есть не нужно требовать от малыша только обозначения эмоции. Смысл упражнения в том, чтобы ребенок взял картинку с изображением, узнал чувство и поместил портрет в место, соответствующее нарисованным переживаниям.
Например, ребенок берет картинку и утверждает, что изображена на ней боль. Взрослые могут задавать наводящие вопросы, допустим: «Что чувствует этот мальчик?» Обозначив изображенное переживание как боль, ребенок должен переместить портрет на картинку с больницей. Взрослый в случае возникновения затруднений может помочь вопросом: «И куда пойдет этот мальчик?»
Таким образом решаются две основные задачи развития эмоционально-волевой сферы дошкольника – ребенок учится узнавать эмоции других и понимать их последствия.
Чего не стоит делать взрослым при выполнении игровых упражнений?
Родители зачастую совершают ошибки, самостоятельно занимаясь с детьми. Самая распространенная из них – это манера думать за ребенка. На практике, при выполнении упражнений на развитие эмоциональной сферы, это часто выражается в фразах: «Смотри, девочка улыбается. Значит, ей весело. Куда она пойдет? В парк на карусели.» Или: «Ой, какой грустный мальчик. Как ты думаешь, почему ему грустно? Может, ему нужно сходить в садик к друзьям?»
Перечень можно продолжить, ведь сколько родителей, столько и вариантов произношения ошибочных фраз. Такой подход к занятиям полностью их обесценивает. Играет в этом случае не ребенок, а взрослый человек. Малыш не думает, не выстраивает причинно-следственные связи. То есть методические средства развития эмоциональной сферы дошкольников, в данном случае картинки, изображающие переживания, не используются правильно. Занятия не дают результатов, хотя номинально они присутствуют в расписании ребенка.
Соответственно, первое, чего нельзя делать родителям при домашних занятиях, – это думать и решать за своего ребенка.
Другой распространенной ошибкой является отрицание предложенного малышом варианта. К примеру, ребенок берет картинку, на которой, согласно аннотации к игре, изображена обида. Заявляет о том, что нарисована скука, и помещает изображение в парк с аттракционами или в детский садик. Взрослые зачастую говорят малышу, что он ошибся, и перекладывают картинку в нужную, согласно аннотации, стопку.
Так поступать нельзя. Любой рисунок весьма абстрактно передает эмоции, их восприятие всегда происходит через личностную призму. Ошибкой можно считать, только если картинку со смехом ребенок опознает как изображение боли. В схожих же эмоциях понятие «ошибка» не применяется. Если взрослый не согласен с версией малыша, нужно не исправлять ребенка, а поинтересоваться, по каким причинам тот пришел к озвученным выводам.
Роль трудовой деятельности и творчества в развитии эмоций
Полное развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников невозможно без наличия у малышей настоящих обязанностей, без трудовой деятельности.
Разумеется, речь идет о простом домашнем труде, посильном и понятном малышу. Зачастую родители считают, что работа ребенка – это расстановка игрушек по местам и развивающие занятия с ними. Это не так. Под трудом понимается действие, востребованное другими членами семьи, результат которого можно ощутить «здесь и сейчас», потрогать, увидеть или даже съесть.
Ребенок не в состоянии осознать, что то, что он сидел тихо и перекладывал картинки, – это полезное действие. В его понимании востребованный труд – это вымытая посуда, приготовленный ужин. Что-то простое, чем все пользуются. Соответственно, у малыша должна быть возможность приносить пользу. Ему нужно определить занятие и не вмешиваться в это. К примеру, ребенку поручили вымыть тарелки к ужину. Если он недоделал или же вымыл плохо, нельзя исправлять. Это – зона ответственности малыша, обозначенная родителями. Ребенок должен понять, что кроме него никто не выполнит эту работу. Если из пяти тарелок малыш вымыл три, то придется кому-то кушать из грязных.
Этот простой прием позволит ребенку освоить такие эмоции, как стыд и ответственность, понять важность доведения дела до конца. Ни одно теоретическое занятие не сравнится с трудовой практикой. Об этом писали многие педагоги, включая Макаренко. Разумеется, малышу можно помочь, особенно если он об этом попросит.
Творчество тоже влияет на эмоции, но немного иначе, чем труд. К примеру, ребенок вылепил фигурку из пластилина или нарисовал что-то. Помещение рисунка в рамочку, а фигурки на полочку позволяет ему испытать такие эмоции, как гордость, удовлетворение, воодушевление или даже вдохновение.
Поэтому к детскому творчеству нельзя относиться пренебрежительно. Рисунки и поделки обязательно следует рассматривать, комментировать, обсуждать. Это крайне важно не только для становления и развития эмоций, но и для обретения малышом уверенности в себе.