Любой бизнес, магазин или предприятие представляет собой коммерческий проект. Для того чтобы он вышел успешным, нужно разобраться в самом понятии, а также узнать основные показатели эффективности данного проекта.
Определение
Коммерческий проект - это определенная программа или список мер для создания организации, которая направлена на получение прибыли в дальнейшем. Для характеристики проекта также подходит бизнес-план, так как это тоже своеобразная инструкция для создания организации, и он тоже направлен на получение прибыли. Главным отличием от некоммерческого проекта является основная цель создания. Это прибыль, в некоммерческом проекте она отходит на второй план.
Типы коммерческих проектов
Существует множество характеристик и типов проектов, однако основными являются: его масштаб, время и круг участников.
- Малые. К таким часто относят различные небольшие предприятия, промышленные цехи. Особенностями данных проектов является легкость их реализации и малая команда участников. К недостатку стоит отнести тяжелые последствия ошибки в реализации проекта, так как при малом количестве участников требуется много времени на исправление.
- Мегапроекты, или огромные коммерческие проекты. Они чаще всего включают в себя цепь компаний, которые связаны между собой ресурсами, в том числе человеческими, и временем. В совокупности они преследуют общую цель всего мегапроекта. Такие бизнес-идеи иногда затрагивают несколько отраслей экономики, являются региональными, государственными и даже мировыми.
- Сложные. Этот вид не подразумевает под собой огромный объем работы или большие затраты человеческих ресурсов. В таких начинаниях нужен особый подход к решению вопроса, изобретение новых устройств или решение нестандартных проблем.
- Краткосрочные. Исходя из названия данного вида коммерческих проектов, главная их особенность заключается в маленьком сроке реализации. Обычно они проводятся в новых отделах предприятия, при запуске нового продукта или ремонтных работах. Данные проекты всегда отличаются высокой стоимостью, так как они направлены на быстрое завершение процесса.
Финансирование проектов
Очень часто бизнес-идеи требуют огромного финансирования. От типа коммерческого проекта и сложности его исполнения зависит окончательная сумма затрат. Если это краткосрочное начинание отдельного предприятия, то чаще всего все финансирование лежит на самой фирме. Другая ситуация складывается в мегапроектах, особенно если вопрос стоит в международной сфере. В таком случае привлекаются огромные инвестиции, а иногда в реализации бизнес-идеи участвуют целые экономики отдельных стран. Данные коммерческие инвестиционные проекты могут включать в себя миллионные или даже миллиардные затраты, например, строительство нефтяных промыслов, атомных станций и подобные высокодоходные предприятия.
Факторы эффективности
Не всегда бизнес-идеи завершаются успешно и в срок. На процесс, успешность и оценку коммерческого проекта оказывают влияние следующие факторы:
- Финансовые и ресурсные возможности. В данном факторе следует учесть не только само спонсирование проекта, но и первоначальные ресурсные и технологические данные.
- Социальные и политические факторы. Важную роль играют социум и государство, в котором развивается проект. В регионах со слабой экономикой будет очень трудно развить любой проект, независимо от его сложности. Важную роль играет политическая обстановка в стране в целом. При нестабильном положении власти, а также при волнениях народных масс проект рискует остаться незавершенным, а значит, коммерческая эффективность проекта сведется к нулю.
- Экологическая обстановка. Данные факторы тоже имеют значение, но очень часто их недооценивают, что также приводит к заморозке и отмене проектов после прохождения нескольких этапов их реализации, что ведет к убыткам и потере вложенных средств инвесторами.
Участники
В каждом проекте состав участников определятся индивидуально в зависимости от сложности бизнес-идеи, ее финансирования и требований. Но к основным сторонам можно отнести:
- Заказчика. Это главное действующее лицо в любом коммерческом проекте. Это может быть как юридическое лицо, так и правительство любого государства в зависимости от масштабов бизнес-идеи. Заказчик является будущим владельцем предприятия и главным его координатором, именно он определяет основные требования, финансирование и масштаб проекта.
- Инвестор. Данный участник присутствует в тех предприятиях, в которых у заказчика не хватает финансов для самостоятельной реализации своей бизнес-идеи. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо.
- Подрядчик. Это основная рабочая сила проекта. Это организация или лицо, которых нанимает заказчик и которые отвечают за всю работу над предприятием.
- Проект-менеджер. Это руководитель проекта, который следит за процессом выполнения всех работ над бизнесом. Им может выступать как сам заказчик, так и нанятое лицо. Существуют различные организации, которые предоставляют данные услуги.
Заключение
Коммерческие проекты существовали всегда, независимо от времени и политического строя. В наше время это неотъемлемая часть экономики любой страны. Очень важным аспектом в любом коммерческом проекте является его целесообразность и соотношение расходов и теоретических доходов или пользы от его реализации. В этом и заключается главное отличие подобных бизнес-идей от других предприятий: их цель - приносить прибыль владельцу.