Коммерческий проект: определение, виды, эффективность

Любой бизнес, магазин или предприятие представляет собой коммерческий проект. Для того чтобы он вышел успешным, нужно разобраться в самом понятии, а также узнать основные показатели эффективности данного проекта.

Пример коммерческого проекта

Определение

Коммерческий проект - это определенная программа или список мер для создания организации, которая направлена на получение прибыли в дальнейшем. Для характеристики проекта также подходит бизнес-план, так как это тоже своеобразная инструкция для создания организации, и он тоже направлен на получение прибыли. Главным отличием от некоммерческого проекта является основная цель создания. Это прибыль, в некоммерческом проекте она отходит на второй план.

Начало коммерческого проекта

Типы коммерческих проектов

Существует множество характеристик и типов проектов, однако основными являются: его масштаб, время и круг участников.

  1. Малые. К таким часто относят различные небольшие предприятия, промышленные цехи. Особенностями данных проектов является легкость их реализации и малая команда участников. К недостатку стоит отнести тяжелые последствия ошибки в реализации проекта, так как при малом количестве участников требуется много времени на исправление.
  2. Мегапроекты, или огромные коммерческие проекты. Они чаще всего включают в себя цепь компаний, которые связаны между собой ресурсами, в том числе человеческими, и временем. В совокупности они преследуют общую цель всего мегапроекта. Такие бизнес-идеи иногда затрагивают несколько отраслей экономики, являются региональными, государственными и даже мировыми.
  3. Сложные. Этот вид не подразумевает под собой огромный объем работы или большие затраты человеческих ресурсов. В таких начинаниях нужен особый подход к решению вопроса, изобретение новых устройств или решение нестандартных проблем.
  4. Краткосрочные. Исходя из названия данного вида коммерческих проектов, главная их особенность заключается в маленьком сроке реализации. Обычно они проводятся в новых отделах предприятия, при запуске нового продукта или ремонтных работах. Данные проекты всегда отличаются высокой стоимостью, так как они направлены на быстрое завершение процесса.
Финансирование коммерческого проекта

Финансирование проектов

Очень часто бизнес-идеи требуют огромного финансирования. От типа коммерческого проекта и сложности его исполнения зависит окончательная сумма затрат. Если это краткосрочное начинание отдельного предприятия, то чаще всего все финансирование лежит на самой фирме. Другая ситуация складывается в мегапроектах, особенно если вопрос стоит в международной сфере. В таком случае привлекаются огромные инвестиции, а иногда в реализации бизнес-идеи участвуют целые экономики отдельных стран. Данные коммерческие инвестиционные проекты могут включать в себя миллионные или даже миллиардные затраты, например, строительство нефтяных промыслов, атомных станций и подобные высокодоходные предприятия.

Участники коммерческого проекта

Факторы эффективности

Не всегда бизнес-идеи завершаются успешно и в срок. На процесс, успешность и оценку коммерческого проекта оказывают влияние следующие факторы:

  • Финансовые и ресурсные возможности. В данном факторе следует учесть не только само спонсирование проекта, но и первоначальные ресурсные и технологические данные.
  • Социальные и политические факторы. Важную роль играют социум и государство, в котором развивается проект. В регионах со слабой экономикой будет очень трудно развить любой проект, независимо от его сложности. Важную роль играет политическая обстановка в стране в целом. При нестабильном положении власти, а также при волнениях народных масс проект рискует остаться незавершенным, а значит, коммерческая эффективность проекта сведется к нулю.
  • Экологическая обстановка. Данные факторы тоже имеют значение, но очень часто их недооценивают, что также приводит к заморозке и отмене проектов после прохождения нескольких этапов их реализации, что ведет к убыткам и потере вложенных средств инвесторами.
Управление коммерческим проектом

Участники

В каждом проекте состав участников определятся индивидуально в зависимости от сложности бизнес-идеи, ее финансирования и требований. Но к основным сторонам можно отнести:

  1. Заказчика. Это главное действующее лицо в любом коммерческом проекте. Это может быть как юридическое лицо, так и правительство любого государства в зависимости от масштабов бизнес-идеи. Заказчик является будущим владельцем предприятия и главным его координатором, именно он определяет основные требования, финансирование и масштаб проекта.
  2. Инвестор. Данный участник присутствует в тех предприятиях, в которых у заказчика не хватает финансов для самостоятельной реализации своей бизнес-идеи. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо.
  3. Подрядчик. Это основная рабочая сила проекта. Это организация или лицо, которых нанимает заказчик и которые отвечают за всю работу над предприятием.
  4. Проект-менеджер. Это руководитель проекта, который следит за процессом выполнения всех работ над бизнесом. Им может выступать как сам заказчик, так и нанятое лицо. Существуют различные организации, которые предоставляют данные услуги.
Оценка коммерческого проекта

Заключение

Коммерческие проекты существовали всегда, независимо от времени и политического строя. В наше время это неотъемлемая часть экономики любой страны. Очень важным аспектом в любом коммерческом проекте является его целесообразность и соотношение расходов и теоретических доходов или пользы от его реализации. В этом и заключается главное отличие подобных бизнес-идей от других предприятий: их цель - приносить прибыль владельцу.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.