Говорят, что в споре рождается истина. Это действительно так. Но для того чтобы выйти из противостояния с конструктивным результатом, нужно знать и соблюдать правила ведения спора. В чем они заключаются? Как одержать победу? Как достойно встретить поражение?
Немного теории
Прежде чем изучать правила ведения спора, необходимо ознакомиться с теорией. Так, спор - это словесное противостояние между двумя и более лицами, в котором каждый отстаивает свою точку зрения. Иными словами, это борьба мнений. Выделяют такие виды споров:
- Дискуссия - публичный спор, подразумевающий сопоставление различных точек зрения с целью выявления истинной.
- Диспут - в первоначальной версии означает публичное выступление с целью защиты научного труда. Сейчас этот термин означает публичный спор на научную или общественную тематику.
- Полемика - спор, подразумевающий серьезную конфронтацию идей. То есть это борьба принципиально противоположных точек зрения.
- Дебаты или прения - обсуждение докладов, сообщений, выступлений и так далее.
Виды споров по цели
Правила ведения споров остаются неизменными, независимо от целей. А цели могут быть следующими:
- Спор ради истины - проверка идеи и обоснование ее правильности. Происходит сопоставление различных точек зрения с целью выявления наиболее верного или формирования принципиально нового утверждения.
- Спор ради убеждения - спорящий пытается донести до оппонента свое мнение, привести весомые аргументы, чтобы убедить в его правильности.
- Спор ради победы - происходит тогда, когда каждый из участников искренне убежден в своей правоте. Причем победа имеет принципиальное значение и важна для самоутверждения.
- Спор ради спора - один из распространенных форматов, когда оппонентам все равно, из-за чего спорить. Их увлекает сам процесс.
Конструктивные и деструктивные цели
Если кратко, правила ведения спора можно свести к тому, что он должен проходить в конструктивном русле. Таким образом, можно выделить конструктивные и деструктивные цели словесного противостояния. Рассмотрим их подробнее.
Конструктивные цели:
- обсудить возможные варианты решения проблемы;
- прийти к общему компромиссному мнению по определенному вопросу;
- привлечь внимание широкого круга лиц к проблемной ситуации;
- опровергнуть ложные слухи и разоблачить некомпетентный подход к решению проблемы;
- установить контакты с лицами, готовыми к диалогу и сотрудничеству;
- оценить союзников и противников, с которыми вам придется иметь дело в дальнейшем.
Деструктивные цели:
- посеять раздор между участниками спора и разделить их на непримиримые группы;
- привести спор в тупиковое положение;
- переврать и опорочить первоначальную тему диалога;
- превратить упорядоченный спор в беспорядочную ругань;
- увести спор в ложном направлении;
- дискредитировать тех, кто мыслит иначе.
Принципы спора
Каждый, кто нацелен на успех, должен знать правила ведения спора и принципы, на которых базируется этот процесс. А именно:
- Предметность. У спора должна быть конкретная тематика, а также должны быть выделены конкретные пункты, по которым присутствует разногласие.
- Подготовленность. Участники спора должны предварительно собрать максимум информации по рассматриваемому вопросу и очертить для себя схему аргументации.
- Альтернативность. Как правило, любая проблема имеет несколько вариантов решения. Участники спора должны быть открыты к рассмотрению альтернатив.
- Аргументированность критики. Опровергать доводы собеседника можно только посредством объективных фактов.
- Корректность. Независимо от того, в каком направлении развивается спор, важно вести себя достойно.
- Последовательность. Приводите доводы по заранее намеченной логической последовательности.
Основные правила ведения спора
Спор - это наука и искусство. Словесная дуэль является мощным инструментом определения истины и самоутверждения. Главное - это соблюдать правила ведения спора. А именно:
- В споре нужно придерживаться четкой позиции. Важно придерживаться исходной позиции на протяжении всего противостояния, а не "прыгать" с одной идеи на другую.
- Использование терминов должно быть уместным. Во-первых, вы должны четко понимать, что они означают. Во-вторых, вы должны быть уверены, что остальные участники спора также разбираются в специфической терминологии.
- Уважайте оппонента. Даже если вы в корне не согласны с его позицией, вы должны попытаться понять ее.
- Демонстрируйте заинтересованность в точке зрения оппонента. Не просто слушайте его, а задавайте уточняющие вопросы.
- Умейте проигрывать. Если вы понимаете, что соперник прав, открыто признавайте это.
- Сохраняйте выдержку и самообладание. Агрессия и повышенный тон не должны присутствовать в споре. Не позволяйте оппоненту вывести вас из себя.
- Игнорируйте выпады оппонента. Если он проявил неуважение или агрессию, не стоит уподобляться ему, сохраняйте спокойный тон. Если поведение оппонента возмутительно, правильнее завершить беседу.
Навыки успешного полемиста
Помимо знания и соблюдения общих правил ведения спора, важно вырабатывать в себе определенные навыки:
- Умение оценивать настроение, темперамент и действия оппонента. Это поможет вам выстроить выигрышную линию поведения.
- Умение находить правильные аргументы и меткие опровержения. Они должны формулироваться с учетом индивидуального подхода к оппоненту.
- Умение держать в голове ключевые моменты спора. Это поможет вам в нужный момент вернуть дискуссию в нужное русло, если оппонент начнет отходить от темы.
- Умение преодолевать психологические барьеры. Речь идет о внутренних комплексах и страхах, которые могут помешать эффективно отстаивать свою точку зрения.
- Способность отстраняться. Важно уметь смотреть на ход дискуссии со стороны, чтобы объективно оценить действия и доводы каждого участника спора (включая свои собственные).
- Стрессоустойчивость. Как бы ни вел себя оппонент, куда бы ни зашел спор, вы всегда должны сохранять объективность и хладнокровие.
Подходы к ведению спора
Помимо правил ведения диалогов, бесед и споров, важно также ознакомиться с основными полемическими подходами. Среди них:
- Эвристический. Участник спора не настаивает на своем мнении, а постепенно убеждает оппонентов, оперируя логикой и здравым смыслом.
- Логический. Каждый довод подвергается жесткому анализу и аргументации с точки зрения формальной логики.
- Прагматический. Доказывая свою правоту, оппоненты преследуют меркантильные цели.
- Софистический. Участник спора пытается победить соперника любым путем, используя как логические, так и совершенно абсурдные доводы.
- Авторитарный. Одна из сторон спора пытается давить на оппонента своей властью, пытаясь навязать собственное мнение.
- Критикующий. Участник спора не доказывает свою правоту, а акцентирует внимание лишь на слабых местах противоположной точки зрения.
- Демагогический. Участник не нацелен найти истину в споре, а постоянно уходит от темы, преследуя только ему известные цели.
Допустимыми и конструктивными можно считать только первые три подхода.
Эффективные приемы аргументации
Цель каждого участника спора - это победа его точки зрения. Этого можно достичь посредством эффективных приемов аргументации:
- "Перелицовка". Убеждение оппонента в собственной правоте путем поэтапного иллюстрирования пути решения проблемы.
- "Салями". Прием подразумевает предварительную постановку нескольких вопросов, на которые оппонент гарантированно ответит положительно. Далее на принципиальные вопросы соперник по инерции отреагирует аналогично.
- "Расчленение". Выделение в аргументации собеседника ошибочных аргументов, которые дискредитируют позицию целиком.
- "Классическая риторика". Вы выслушиваете позицию оппонента и соглашаетесь с ней, после чего приводите резкий неопровержимый аргумент, доказывающий вашу правоту.
- "Двусторонняя аргументация". Участник спора указывает не только сильные, но и слабые стороны своей позиции, чем располагает к себе оппонента.
Дурной тон, или Чего не стоит делать в споре
Этические правила ведения делового спора накладывают некоторые ограничения. А именно:
- Не переходите на личности. Ни в коем случае не используйте факты из жизни оппонента, его недостатки и слабости в качестве аргумента в споре.
- Не говорите о том, чего вы не знаете. Намного достойнее признаться, что вы не разбираетесь в вопросе, чем загонять себя в тупик ответами невпопад.
- Не отвечайте вопросом на вопрос. Это выставляет вас не в лучшем свете.
- Не давайте оценок вопросам и доводам оппонента. Ваша задача - доказывать состоятельность своего мнения, а не критиковать чужое.
- Не пытайтесь вывести противника из равновесия. Конструктивный разговор возможен только в свободной обстановке.
- Не демонстрируйте свое превосходство. Даже если вы более компетентны, чем ваш оппонент или выше его по статусу, не стоит открыто это демонстрировать.
- Не ссылайтесь на авторитеты. Не стоит акцентировать внимание на том, что аналогичного с вашим мнения придерживались какие-то научные деятели и прочие известные люди. Вы должны сами найти убедительные аргументы.
- Не отвечайте агрессией на правоту противника. Этим вы демонстрируете неуважение к оппоненту и собственную слабость.
Заключение
С настоящим искусством или сложной наукой можно сравнить правила ведения спора. Спор, его виды, цели, принципы и приемы - все это обязательно к изучению тем, кто хочет научиться вести конструктивную дискуссию и выходить победителем из словесных противостояний. Но самое главное - это соблюдение этических норм и правил во время общения с оппонентом. Ведь превосходство, одержанное с нарушением правил приличия, нельзя считать победой. В долгосрочной перспективе это грозит поражением и закреплением за агрессивным спорщиком негативной репутации.