Современные информационные технологии в образовании позволяют повышать эффективность педагогической деятельности. В настоящее время все чаще звучат такие понятия, как «интерактивные методы и технологии», «учебные мультимедийные материалы», «инновации».
Современные реалии
Между этими терминами много общего, так как все это - новые технологии в системе образования. На современном этапе развития в отечественных учебных заведениях есть компьютеры, проекторы, интерактивные доски. Эти информационные ресурсы позволяют учителям повышать интерес к преподаваемой учебной дисциплине.
Варианты образовательных инноваций
Какие современные информационные технологии в образовании прижились больше всего? Особое место занимают их игровые варианты. Они используются педагогами не только на начальной ступени обучения, но и в старшем звене.
С помощью личностно ориентированного обучения в школе создаются условия, позволяющие ученикам самоопределяться в выборе будущей профессии. Данный подход реализуется в различных элективных курсах.
Учебный процесс в современном образовании сложно представить без проектной и исследовательской деятельности. В рамках новых федеральных образовательных стандартов работа над собственными проектами является обязательным элементом любой учебной дисциплины.
На каждом уроке педагоги применят здоровьесберегающие технологии, суть которых состоит в сохранении физического и психического здоровья человека.
Блочно-модульная технология ориентирована на разные виды деятельности школьника, к примеру, на создание наглядных пособий, написание творческих работ, исполнение упражнений. Данная технология направлена на самообучение и самообразование школьников.
В школе учебно-воспитательный процесс направлен на систематическое изменение умственной деятельности обучающихся, внедрение в нее телекоммуникационных и автоматических систем для быстрого поиска, обработки, передачи информации на расстояние. Всему этому способствуют достижения инновационных образовательных технологий.
ИКТ в начальной школе
Современные информационные технологии в образовании применяются с первого класса. С их помощью педагог может разнообразить дидактический материал, добивается полного внимания класса, вне зависимости от успеваемости школьника. К примеру, задания, которые выводятся педагогом на экран монитора, помогают сконцентрировать внимание ребенка на тех деталях, которых нет в школьном учебнике.
Современные информационные технологии в образовании играют важную роль для ребят, которые имеют серьезные проблемы с физическим здоровьем. Они получили возможность изучать различные учебные дисциплины посредством дистанционного обучения.
Преимущества ИКТ
Перечислим те положительные аспекты, которые связаны с внедрением в учебный процесс ИКТ. Современные инновационные технологии в образовании позволяют:
-
повышать мотивацию у обучающихся к познавательной деятельности (проектной работе);
-
создавать благоприятный психологический климат для каждого ребенка, снимать напряжение при общении детей с педагогом;
-
открывать творческое пространство для школьников, повышать качество ЗУН;
-
побуждать педагогов к саморазвитию и самообучению.
Инновационная деятельность учителя
На российского педагога, в частности на классного руководителя, возложен значительный объем учебной и воспитательной работы. Инновационные технологии в образовании по ФГОС обязывают педагога осуществлять свою профессиональную деятельность более разносторонне и качественно.
Хороший учитель всегда старается идти в ногу со временем. Информационные технологии в системе современного образования – это отличный помощник для педагогов. Они нужны им для осуществления документальной работы, проведения родительских собраний, классных часов. ИКТ необходимы для обобщения профессионального опыта, подготовки к выступлениям на методических и педагогических советах.
Работа с одаренными детьми
Ей отводится особое место в отечественном образовании. В каждом регионе существует специальный центр дистанционного обучения, который занимается диагностикой и сопровождением талантливых школьников.
Мониторинг осуществляется и в рамках отдельной образовательной организации. Для одаренных школьников педагоги организуют индивидуальные консультации, выстраивают для них развивающие траектории, выступают в качестве консультантов. Благодаря ИКТ ведется системная работа по подготовке девятиклассников к ОГЭ, а выпускников средней школы к единому государственному экзамену.
ИКТ нужны и директору образовательной организации. Он имеет право решать, какие именно педагогические технологии лучше всего использовать в конкретном учебном заведении, чтобы повысить качество образовательного и воспитательного процесса.
В результате складывается система научного поиска, трансляции педагогического опыта, повышения мотивации школьников к приобретению УУН.
Общеобразовательная школа
ФГОС второго поколения предполагает переход к парадигме, основывающейся на системно-деятельностном методе. Внедрение информационно-коммуникативных технологий позволяет расширять образовательные рамки по всем учебным дисциплинам в школе, включая и математику.
Благодаря новому подходу педагог уходит от однообразной образовательной среды и монотонности учебного процесса, он создает условия для смены видов деятельности школьниками, реализует здоровьесберегающие технологии в учебной и внеурочной деятельности.
Проектная деятельность
Среди требований, предъявляемых к выпускнику начальной, основной, средней школы, особое место занимает создание им проекта (коллективного либо индивидуального). Сложно было бы представить себе подобную деятельность, если бы не существовало информационных технологий. Педагог получает возможность работать с ребенком через интернет: "Скайп", социальные сети - направляя и корректируя его индивидуальное исследование.
Информационную технологию можно представить:
-
как сумму приемов — область знания, которая отражает характеристики глубинных процессов педагогической работы, управление которыми дает нужную результативность и эффективность учебного и воспитательного процесса;
-
сумму методов, форм, средств передачи социального опыта, техническое оснащение процесса;
-
последовательность операций, действий, которые связаны с определенной деятельностью педагога, направлены на достижение педагогом поставленных целей
В условиях реализации в отечественном образовании учебных стандартов нового поколения наиболее актуальными становятся:
-
ИКТ;
-
технология критического мышления;
-
проектная технология;
-
развивающее обучение;
-
проблемное обучение;
-
игровые технологии;
-
предметные кейсы;
-
интегрированное обучение;
-
уровневая дифференциация;
-
групповая технология.
Подведем итоги
Инновационные технологии в образовании по ФГОС позволяют достигать основных целей модернизации образования: улучшать качество воспитания и обучения, обеспечивать формирование гармонически развитой личности, которая прекрасно ориентируется в информационном пространстве, приобщена к интернет- и коммуникационным возможностям инновационных технологий.
Благодаря ИКТ педагог решает сразу несколько важных задач. Он формирует у школьников стабильный интерес к процессу получения знаний, стремится подтолкнуть их к самообразованию. Он не просто дает детям знания, а создает условия для самостоятельного повышения своего образовательного уровня.
В последнее время все чаще возникает вопрос об использовании в средней школе информационных технологий. Под ними подразумеваются не только новые методы и формы преподавания, но и применение инновационных технических средств. Повышается и самооценка учителя, который развивает собственные профессиональные компетенции.
Педагогическое мастерство базируется на совокупности умений и знаний, которые соответствуют современному уровню развития техники и науки. Только при условии, что сам педагог будет заинтересован в повышении своего профессионального уровня, изучении современных инновационных образовательных методик, он будет интересен школьникам. В таком случае он станет для обучающихся настоящим наставником, сможет в полной мере выполнять социальный заказ, цели, поставленные перед отечественными образовательными учреждениями.