Так сложилось, что произведения Михаила Юрьевича Лермонтова часто изучают в сравнении с Пушкиным. У этих поэтов многие стихотворения не только на одну и ту же тему, но даже с одинаковыми названиями: «Узник», «Родина». Хотя при всей кажущейся похожести, между Пушкиным и Лермонтовым очень большая разница.
Пушкин складывался как поэт на волне подъема движения декабристов, а творения Лермонтова существовали в эпоху гонений. К тому же, Михаил Юрьевич был по жизни одинок. Ведь до сих пор все адресаты любовной лирики Лермонтова неизвестны, хотя тема любви – главная в его творчестве. Пушкин увлекался, любил, женился, у него были дети.
Лермонтов не успел ничего этого сделать. Его мать рано умерла, деспотичная по своему характеру бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева запрещала маленькому Мише видеться с отцом. События в семье наложили печать на жизнь поэта в целом. Затем служба в армии, которая также ограничивает личность, не дает развиться полету фантазии.
Мотивы грусти можно увидеть везде: в произведениях о родине, героях и подвигах. Все персонажи одиноки. Все увлечения Михаила Юрьевича, порой очень сильные и страстные, не заканчивались ничем. Любовные стихи Лермонтова имеют мотив разочарования, недоверия и непонимания общества: «Выхожу один я на дорогу», «Белеет парус одинокий», «Любить, но кого», «Печально я гляжу не наше поколенье».
Достоверно известные адресаты любовной лирики Лермонтова – это Софья Сабурова, Катерина Сушкова, Варвара Лопухина, Наталья Иванова и Мария Щербатова. Интересно, что в одно и то же время поэт мог написать стихотворение, посвященное одной женщине, и тут же создать пылкое признание в любви для другой. «Я не унижусь пред тобою» рассказывает о периоде разрыва с Натальей Ивановой и написано в 1832 году, тогда же появилась строки «Она не гордой красотою прельщает юношей живых», обращенные к Варваре Лопухиной.
По мнению одних ученых, изучающих творчество поэта, именно эти женщины оказали на него основное влияние. По мнению других, адресаты любовной лирики Лермонтова еще не определены точно. Несмотря на большое количество исследований, конкретных данных по этому поводу нет, все рассуждения носят предположительный характер.
«Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём?» – в этих строках обнажена вся сущность поэта. С одной стороны он ждет, а с другой нет. Жалеет и тут же остается равнодушным. Таким же был поэт и в любви. Он был одинок, вспыльчив и далеко не всегда вел себя благородно. Сначала Лермонтов страстно любит Катерину Сушкову, а потом идет на все, чтобы испортить этой девушке жизнь. Пишет анонимное письмо, которое расстраивает помолвку, и считает при этом себя героем.
По дошедшим до нас воспоминаниям современников сложить целостную картину внутреннего мира поэта невозможно. Лермонтов то ли встречался с этой особой, то ли нет. Все его любовные увлечения оканчивались провалом. На момент трагической гибели на дуэли поэт не был женат. Все адресаты любовной лирики Лермонтова до сих пор доподлинно неизвестны и, скорее всего, так и останутся в тайне.
И среди всех поэтов 19 века у Лермонтова самая «неоконченная» судьба. Такая внутренняя душевная неустроенность проходит через всю его лирику и жизнеутверждающих, как у Пушкина, стихов у Лермонтова практически нет. Если стихотворение Александра Сергеевича «Во глубине сибирских руд» оканчивается призывом к действию и верой в светлое будущее, то такой концовки не встретишь ни в одном из произведений, которое написал Лермонтов.
Любовная лирика поэта также полна грусти и печали. Если говорить о его жизни в нашем привычном человеческом понимании – это жизнь несостоявшегося человека. Хотя многие исследователи уверены, что если бы Лермонтов прожил столько, сколько Пушкин, то он бы превзошел последнего в своем творчестве. Но судьба распорядилась по-другому. Поэт прожил только юность и не достиг периода зрелости.