Согласованность экономического развития, обмен опытом и выход на ведущие позиции в мировой и политической жизни стали причиной, побудившей правительства ведущих мировых держав, обладающих значительным экономическим потенциалом, объединиться в международный клуб, известный общественности как «страны Большой семерки». Но «Большая семерка» формировалась не как международная организация в ее привычном понимании, а как добровольный союз стран-участников. Ее деятельность не связана договорными обязательствами, не опирается на какой-либо устав и не имеет секретариата. Решения, выработанные клубом, являются рекомендательными, и не принимаются к исполнению в обязательном порядке. Сложилось правило, что участники неофициальных форумов, ежегодно проводящихся среди высших лиц, обсуждают глобальные проблемы человечества и вырабатывают общую линию поведения по тем или иным вопросам.
В принципе, «Большая семерка» стран-участниц уже в течение 15 лет может именоваться «Большой восьмеркой» после того, как к клубу G7 примкнула Россия. Но привычное название прочно укрепилось за традиционными форумами правительств, и до сих пор используется в обиходе и даже в экономической и политической литературе.
Страны «Большой семерки» условно делятся на три центра: Американский (США, Канада), Японский (Япония) и западноевропейский (Великобритания, Германия, Италия, Россия, Франция). Каждый из центров обладает мощным экономическим потенциалом и способен оказывать влияние на политическую ситуацию в мире. Вырабатывая согласованные подходы к вопросам экологии, энергетической политики, внешнего долга, промышленного развития, страны-участницы обеспечивают стабильность жизни на огромных территориях. Так было до недавнего времени. Мировой экономический кризис постепенно начал сводить эффективность деятельности ведущих сверхдержав к непрерывному падению.
В течение последних нескольких лет эксперты неоднократно выражали беспокойство перспективами развития мировой экономики. По их неутешительным прогнозам, страны «Большой семерки» будут неуклонно демонстрировать низкие темпы роста ВВП еще долгое время. Более того, на международной арене клуб G7 будет вынужден выдерживать жесткую конкуренцию с динамично развивающимися странами, которые, в свою очередь, объединяются в крупные экономические группы. В ближайшие полвека уровень ВВП на душу населения в странах БРИКС (экономическом союзе России, Индии, Китая, Бразилии и ЮАР) увеличится почти вчетверо, против менее чем двойного прироста в «Большой семерке». И на этом фоне становится интересной роль современной России в мировой экономике.
РФ, по заявлениям специалистов, способна превзойти по темпам роста экономики страны западноевропейского центра «Большой семерки». На выбор предлагается несколько сценариев мирового экономического развития, где России отводится далеко не последняя роль. Удачное географическое положение, одновременное членство в БРИКС и в «Большой семерке» позволяет удержать необходимый баланс сил при разумном подходе. А представительство среди самых мощных стран наделяет любое государство сильным голосом и влиянием. Невзирая на то, кто окажется победителем в развернувшейся конкурентной борьбе – страны «Большой 7-ки» или развивающийся мир, Россия вполне может оказаться в беспроигрышной ситуации. Но для этого в течение ближайших 10-20 лет необходимо не допустить грубых политических просчетов, используя гибкую стратегию экономического роста.
Стоит отметить, что страны «Большой семерки» неохотно сдают свои позиции, место которых определено логикой послевоенного развития и мировой экономической истории. Но развивающиеся страны постепенно превращаются из производителей второсортных дешевых товаров в экономически зрелых и опасных конкурентов на мировом рынке. Пропорционально росту экономики происходят и кардинальные перемены в политическом противостоянии, что позволяет приобретать вес развивающемуся миру в глазах своих более состоятельных соперников. Поэтому России предстоит сделать серьезный выбор на пути к экономическому благосостоянию и политическому совершенствованию.