Имя человека, который стоял у истоков немецкого нацизма, известно не многим. Он стал лучшим другом Адольфа Гитлера и одним из первых членов НСДАП. Кто это? Эмиль Морис — часовщик еврейского происхождения, который родился в обеспеченной семье. Его отец управлял предприятием по производству удобрений, но дела шли хорошо не так долго. Фабрика в конце концов разорилась, а юному Морису пришлось получать профессию, которая могла бы его прокормить.
Эмиль Морис пошел учиться на часовщика к одному из неплохих мастеров. Тогда началась Первая мировая война, но пока ровесники Эмиля гибли на полях сражений, он сумел избежать призыва. В армию юноша попал только к концу боевых действий, а пока проходил обучение, война уже завершилась. Формально Морис числился в составе немецких вооруженных формирований, но по факту реально принять участие в боевых действиях он не успел.
Неспокойное время
В 1919 году мобилизованный Морис вернулся в Мюнхен. Германию в то время сотрясали важные события: развал экономики, поражение в войне, революция. Появилась проблема потерянного поколения, потому что очень многие солдаты и офицеры, пришедшие с войны, не могли найти себе места. Все это стало причиной нестабильности в стране. Но Эмиль Морис не много потерял после революции. Его профессия оставалась востребованной, но юноша все равно достаточно живо откликался на общественные события.
Партийные собрания
Он стал частым гостем собраний, которые проводила Немецкая рабочая партия, основанная А. Дрекслером. Фактически это не было организованное формирование, а только круг единомышленников, которые обсуждали пути выхода из кризиса за кружкой пива и иногда выступали перед пролетариями, отдыхавшими после работы в тех же пабах. Примерно тогда же посиделки начал посещать военнослужащий Адольф Гитлер. Сначала он ходил на собрания по служебной необходимости, но со временем проникся идеями кружка.
Речь Гитлера на сборах Немецкой рабочей партии всегда была невероятно экспрессивной, чем и отличала его от других посетителей собраний. Люди стали сознательно приходить, чтобы послушать выступления Адольфа Гитлера. Осенью 1919 года самый яростный антисемит в истории человечества, как окажется в будущем, вступил в ряды партии. Руководители сборов решили придать своему начинанию солидности, так что партийные билеты выдавали, начиная с пятисотого номера. Адольф Гитлер получил билет № 555, то есть реально стал 55-м членом Немецкой рабочей партии. Вскоре к движению примкнул и Эмиль Морис, получив 594-й билет.
Шеф штурмовиков
В начале своего существования партия была незначительной, а количество участников настолько малым, что они знали друг друга лично. Адольф Гитлер и Эмиль Морис сблизились. Выяснилось, что они живут практически по-соседству, а еще Морис в юные годы довольно активно занимался боксом. Это было немаловажным фактом, учитывая, что митинги партии часто подвергались нападениям со стороны политических противников.
После нескольких нападений во время собраний были сформированы специальные группы охраны. Контролировал группы еврей Эмиль Морис. Благодаря поддержке Рема, служившего в рейхсвере, активистам удалось получить с государственных складов униформу, дубинки и некоторое оружие. Чтобы не вызвать подозрений со стороны властных структур, отряды переименовали в гимнастические и спортивные, но между собой они называли друг друга штурмовиками. Таким образом, Эмиль Морис стал первым шефом штурмовых отрядов Sturmabteilung (сокращено СА).
В начале ноября 1921 года в пивной «Хофбройхаус» состоялась массовая драка, которая стала важной страницей всей нацисткой мифологии. Это событие получило название «Битва в зале». Во время выступления Гитлера в пивную ворвались красные и начали избивать сторонников Немецкой рабочей партии. Завязалась драка. Пятидесяти штурмовикам удалось отбиться от четырех сотен коммунистов.
Подозрения сторонников
В скором времени Эмиль Морис был снят с поста руководителя штурмовых отрядов. Им были недовольны подтянувшиеся в партию ветераны. Морис не был на фронте и был похож на еврея. Смуглый брюнет с кучерявыми волосами никак не мог быть чистокровным арийцем. Сочетание этих факторов стало причиной недовольства сторонников идей рабочей партии. За спиной поговаривали, что еврей руководил людьми, которые проливали кровь за Германию.
Адольф Гитлер и Эмиль Морис к тому времени были довольно близки, но будущий рейхканцлер, будучи последовательным, амбициозным и осторожным политиком, пожертвовал дружбой. Морис оставил свою должность, но взамен получил гораздо больше. Гитлер, который доверял ему, сделал часовщика своим телохранителем и создал штабную охрану. В нее Эмиль Морис отбирал самых надежных людей. Сначала в отряде было двадцать человек, но позже их численность возросла практически до сотни. Морис не был непосредственным руководителем, но занимал не последнее место.
Провал Пивного путча
Соратник Гитлера принял активное участие в Пивном путче. С оружием в руках он стоял рядом с будущим фюрером, провозгласившим, что революция началась, а после захватывал местную редакцию одной из красных газет по поручению Гитлера. После провала Морис был отправлен в тюрьму, а все структуры партии распущены. Часовщика освободили на месяц позже Гитлера, и последний приехал лично встретить из тюрьмы старого друга.
Создание СС
После освобождения активистов Немецкой рабочей партии пришлось все начинать заново. У Гитлера появились сомнения в лояльности штурмовых отрядов, которые ставили себя выше фюрера, так что он решил создать новую организацию. Планировалось собрать личную гвардию, беспрекословно преданную лично Адольфу Гитлеру. Людей набирали из бывшей штабной охраны и ударного отряда. Вернулись всего восемь человек, которые стали первыми членами отрядов охраны. Во всем мире эти отряды более известны по аббревиатуре СС. Эмиль Морис стал вторым членом СС.
Предательство Мориса
Адольф Гитлер склонял старого товарища к женитьбе, но из миллионов девушек Эмиль Морис выбрал ту, взять которую в жены никак было нельзя. Гели Раубаль — родная племянница фюрера, которую тот тиранически опекал, не выдержала и наложила на себя руки. Гитлер одобрил бы любой выбор друга, но только не выбор своей племянницы. Тогда Морис покинул СС и решил через суд забрать из партии все, что ему не доплатили.
Когда Эмиль Морис действительно подал на партию иск в суд, это было воспринято как настоящее предательство. Судья решил дело в его пользу, обязав Немецкую рабочую партию выплатить активисту полагающееся ему вознаграждение. Тогда нацисты столкнулись с серьезными финансовыми проблемами, но были вынуждены заплатить. На эти деньги Эмиль Морис, фото которого можно рассмотреть ниже, открыл магазин часов и вернулся к старой профессии.
Возобновление дружбы
Старые товарищи не общались четыре года после этого неприятного инцидента. Адольф Гитлер быстро двигался к власти, а Эмиль Морис работал часовщиком. Когда нацисты окончательно завладели властью, Морис встретился с Гитлером. Он был восстановлен в должности и награжден почетным значком партии. Некоторые историки считают, что во время «ночи длинных ножей» Эмиль Морис принимал участие в арестах штурмовиков и нескольких казнях, но сам он на послевоенных допросах это отрицал.
Биография Эмиля Мориса в скором времени пополнилась важным событием. Часовщик женился. Гитлер обещал приехать на свадьбу, но так и не сделал этого, хотя прислал молодоженам значительную денежную сумму в качестве подарка. После возвращения в партию Эмиль Морис уже не занимал высоких постов и практически не влиял на государственную политику, но оставался близким другом фюрера.
Вопрос происхождения
Известный интересный факт — Эмиль Морис стал лучшим другом и активным соратником Адольфа Гитлера, будучи евреем. Открыть глаза фюреру решился Гиммлер — жуткий карьерист, который всегда завидовал старым соратникам Гитлера, знавшим его с самого начала существования движения. Гиммлер написал письмо, в котором отметил, что документов, подтверждающих арийское происхождение, у Мориса не было. Гитлер воспринял это достаточно спокойно и объяснил, что он разрешает Эмилю Морису остаться в СС.
Последние годы
В мае 1945 года Эмиль Морис был арестован в собственном доме американскими войсками. На допросах он не признавался в многолетней дружеской связи с Гитлером, выдавая себя за обычного часовщика, не имеющего отношения к партийным делам. Американцы разделяли всех подозреваемых на пять групп по степени виновности в преступлениях, совершенных нацистами. Мориса причислили ко второй: обвиняемые, имевшие определенную значимость, но не связанные с основными преступлениями.
Было известно, что Морис стоял у начала движения, не не удалось найти никаких доказательств совершения им преступлений. Приговор - четыре года тюрьмы, но Эмиль Морис подал апелляцию, указывая на свое еврейское происхождение. Решение пересмотрели, а бывшего активиста Немецкой рабочей партии освободили.
После выхода на свободу Эмиль Морис вернулся к старой профессии часовщика. Он скончался в Мюнхене в 1972 году на семьдесят шестом году жизни. В последние годы он старался быть максимально незаметным. В доме Эмиль Морис повесил портрет своего прадеда-еврея, который был выдающимся театральным деятелем. Ничто не указывало на то, что в этом доме живет человек, когда-то бывший близким другом Адольфа Гитлера.