Умение качественно подать печатный текст выразительным художественным чтением всегда отличало людей культурных и творческих. Несмотря на то что чтец, передавая написанное, ничего не добавляет от себя и может допустить по отношению к задумке автора только голосовые импровизации, от того, как он отнесется к своей задаче, зависит очень многое, и прежде всего то, как автор будет понят слушателем.
Понятие и основные принципы художественного чтения
Речь – это один из важнейших ресурсов коммуникации между людьми, передающийся и воспринимаемый в момент общения одновременно всеми участниками разговора. Однако речь, произносимая спонтанно, сильно отличается от речи «читаемой», если к процессу подойти с одним лишь старанием донести информацию. Ключевое правило художественного чтения еще в прошлом веке было предложено русским лингвистом Ильей Чернышевым, сказавшим, что читать надо так, словно говоришь, то есть – живо и убедительно.
В чтении выразительном, как и в речевой импровизации, должны присутствовать 3 обязательных момента:
- Чувство, воля чтеца и мысль, которую он стремится донести, должны выступать в единстве. Это говорит о том, что, озвучивая вложенную в текст эмоцию и выпуская ее в виде интонации, чтец одновременно преподносит слушателю и свое личное отношение к произносимому.
- Читая текст, человек преследует ту же цель, что и разговаривая с кем-либо – ему важно, чтобы слушатель воспринял информацию в том же контексте, в каком он сам осмыслил ее.
- Выразительное чтение обладает всеми преимуществами невербальной передачи внутреннего смысла. Даже хорошо сделанная аудиозапись передает весь спектр активной, живой речи чтеца, включая жестикуляцию в «нужных» местах и голосовые модуляции. Что же касается артистической игры на зрителя, то здесь в ход идут все средства художественного чтения.
По мнению Станиславского, слову плоскому, лишенному «двойного дна» (подтекста), не место на сцене или в художественной среде. Творчество артиста только тем и творчество, что слова оно заимствует у писателя, а смыслом напитывается от исполнителя. Именно поэтому художественное чтение (или декламацию) относят к устным формам речи, хотя они и лишены главного аспекта свободного словоизъявления – импровизации.
Художественное чтение - это искусство
Художественное чтение в искусстве определяется как интерпретация продукта художественной деятельности первичного характера в ходе артистического исполнения. Первичный продукт творческого труда (писательское произведение) уже сам по себе является самостоятельным видом искусства, поэтому любая его трактовка, от игры со сцены до выразительного чтения, считается вторичным воплощением.
Зачастую устные выразительные средства художественного чтения - это единственновозможная творческая передача текста с тем, чтобы смысл его и структура не были потеряны безвозвратно. Примером тому выступают произведения Тургенева, Гоголя, Фета и других писателей и поэтов, столь тонко и чувственно передающих характер образов природы и людей через описательные психологизмы, что сделать это путем визуального искусства просто невозможно.
Все выразительные средства художественного чтения (а это интонации, паузы, темп, ритм и др.) весьма близки к актерской игре, однако не являются ею, поскольку здесь не присутствует момента перевоплощения (погружения) в героев. Чтец словно со стороны наблюдает за тем, что восстает перед ним со страницы книги, описывая не только события, переплетающиеся в сюжете, но и портреты героев, пейзажи, на фоне которых развиваются действия, внутренние переживания персонажей. Это позволяет слушателю проникнуться полнотой картины, не отвлекаясь на видимые образы и визуализируя их в собственной трактовке на основании «заданных параметров».
Поскольку целью художественного чтения всегда является полная и безусловная передача мысли автора произведения, творческая составляющая работы чтеца придерживается строгих границ допустимой импровизации. Заботливое отношение к оригинальному тексту – одно из важнейших правил этики для любого профессионального чтеца.
Устные средства выразительного чтения
Сложность такого жанра, как художественное чтение, заключается в невозможности использовать в полной мере весь объем вспомогательных средств, которыми располагают актеры классического театра. Весь набор инструментов, которыми мастер художественного слова вынужден оперировать перед зрительской массой – это его голос, техника речи, жестикуляция.
Как актер или актриса средствами художественного чтения передают эмоции, вложенные в произведение автором? Набор инструментов, которыми мастер может оперировать перед зрительской массой, небольшой. Однако в этом комплекте преимуществ заключены все необходимые чтецу выразительные средства искусства художественного чтения. Всего их пять:
- Интонация («речевые краски») – включает в себя все разнообразие возможностей голоса актера, передающих чувства и личную оценку чтеца относительно конкретных эпизодов произведения. Интонация должна нести высокую тембральную насыщенность, вариативность, обладать пластикой и естественностью.
- Паузы логические – отделяют группы слов или фраз по принципу их логической законченности.
- Паузы психологические – призваны усилить эмоциональную нагрузку данного фрагмента действия, придать эпизоду психологическую глубину, спонтанность, насытить сцену чувственным отражением переживаний героев.
- Темп – определяет скорость речевого потока, регулирующую все необходимые приемы интонаций, длительность пауз, возрастающую или понижающуюся динамику передачи повествования.
- Ритм – организует манеру и передачу произведения в целом, гармонизируя активные и пассивные перепады речевой подачи с тем, чтобы удерживать постоянный интерес зрителя.
Такие выразительные средства искусства художественного чтения, как темп и ритм, постоянно между собой взаимодействуют. В моменты придания ритму инертности темп чтения замедляется (гаснет), и наоборот, когда ритм становится энергичным, темп также убыстряется.
Невербальные средства художественного чтения
Среди необходимых приемов, используемых профессиональным чтецом, пластическое сопровождение речевой передачи относится к разряду самых сложных. По словам писателя В. Аксенова, пластика как один из ярчайших примеров средств художественного чтения является неотъемлемой частью художественного вещания, дополнительно выражающая отношение чтеца к сюжетным поворотам, поведению и образам героев.
Пластическое изложение смысловой нагрузки произведения состоит из нескольких слагаемых:
- Мимика – по сути, это те же интонации, только передаваемые не голосом, а движениями лицевой мускулатуры. Поскольку мимика отражает действительное отношение чтеца к тому, что он проговаривает в данный момент, исполнителю важно понять все скрытые мотивы автора и принять их как свои собственные.
- Жестикуляция – при том, что каждый жест исполнителя должен быть «к месту» и обязательно отрепетирован, необходимым условием использования данного приема является непринужденность. С помощью выразительных движений рукой или своевременного покачивания головы создается мощный эффект эмоционального влияния на слушателя, который усиливает впечатление от речи актера.
- Движения, перемещения – ресурсы механического передвижения по сцене у актера разговорного жанра очень ограничены, поэтому ему необходимо максимально вкладываться в каждый свой шаг или поворот корпусом. Умело сочетая жесты, мимику и движения, исполнитель создает на сцене иллюзию развернутого пространства, делает представление масштабным, разноплановым.
После того как актер средствами художественного чтения сумел передать или усилить какую-либо сцену, он должен временно позволить себе «затихнуть», снять напряжение со своего монолога, немного «расслабить» зрителя. Если этого не делать, то ритм выступления будет нарушен, а сюжет повествования окажется перезагружен излишней эмоциональностью.
Важные условия для совершенствования устной речи
Постановка навыков художественного чтения во взрослом возрасте сопряжена со многими препятствиями устоявшихся нарушений дикции, поэтому переобучение подразумевает прежде всего изменение восприятия человеком своей речи, а уже потом - исправление дефектов. Работа над речевыми недостатками занимает много времени и включает в себя три вида упражнений:
- чтение скороговорок;
- дыхательные упражнения;
- запись своей речи на диктофон и прослушивание записанного.
Из всех известных скороговорок будущий чтец должен выбрать не более пяти, дающихся ему с особенным трудом, и прорабатывать их буквально по слогам, добиваясь безупречного произношения при высоком темпе речи. Постепенно можно переходить к проговариванию текстов, составленных из большого количества (10 и более) скороговорок, объединяющих самые сложные для произношения словоформы.
Слабая диафрагма – причина нехватки воздуха при чтении длинных предложений. Является одним из основных препятствий на пути к сцене или кафедральному помосту лектора. Человек, чтобы успеть сделать вдох, вынужден частить фразами и делать ненужные паузы, что усложняет восприятие его речи аудиторией. Помочь исправить этот недостаток призваны дыхательные упражнения для ежедневных тренировок дома:
- надувание шариков по 3-5 штук подряд;
- протягивание гласных звуков (всех по очереди) на выдохе до полного освобождения легких от воздуха;
- применение метода «глубокого дыхания» - сначала делается глубокий вдох животом, затем воздух медленно перемещается в грудную клетку, распирая легкие до предела, а после этого следует протяжный полный выдох.
Время от времени домашние занятия по художественному чтению проводятся при включенном диктофоне. Прослушивая свой голос в записи, человеку проще абстрагировать его от своей личности и увидеть явные недостатки речи, ускользающие от внимания при повседневном общении.
Невнятная речь – враг дикции
Некоторые чтецы при всем своем старании не могут добиться внимания слушателя из-за невнятной, неразборчивой речи при том, что с дыханием у них все в порядке и произношение отдельных звуков также не вызывает проблем. Если данная проблема не связана с врожденной патологией или развитием сложного заболевания, бороться с ней можно с помощью несложных артикуляционных упражнений:
- открыв рот, нужно подвигать нижней челюстью из стороны в сторону, затем – вперед и назад;
- перекрестив на груди запястья и наклонившись вперед, протянуть любой гласный звук в самой низкой октаве, затем, разогнувшись, сделать паузу и повторить упражнение с другим гласным звуком;
- сомкнув зубы, языком дотрагиваться поочередно до правой и левой внутренней стороны щек.
Серию упражнений проводят 5-6 раз в течение дня и обязательно – накануне публичных чтений (выступлений, лекций).
Чтение педагогическое
Целью художественного чтения на любом этапе воспитания и обучения ребенка является приобщение его к эстетическому и гуманному миру литературы. Чтобы донести до ученика смысл произведения и красоту слога, уникального для каждой книги, педагог должен сам быть страстным поклонником печатного слова и гореть идеей воплощения сухого текста в живую речь.
Однако, в отличие от актера разговорного жанра, свободного в выборе темы для своего выступления, педагогу приходится иметь дело с ограниченным списком литературы, одобренным программой и рассчитанным на определенную возрастную категорию слушателя. Преподношение учителем произведения никогда не носит характер непрерывного прочтения текста, но обязательно содержит паузы, во время которых разъясняются сложные моменты действий, анализируются поступки и поведение героев.
Огромным значением для правильного понимания произведения учениками является художественное чтение повествований в различных интерпретациях. При этом школьникам предлагается сделать вывод, в каком варианте «озвучивания» уже знакомой им вещи яснее вырисовываются характеры героев, лучше проступают те или иные образы.
Выразительное чтение в средней группе детского сада
В 5-летнем возрасте ребенок уже не просто улавливает эмоциональный фон читаемой ему сказки, но и может искренне переживать за героев, выделять среди них положительных и отрицательных персонажей. Тексты для художественного чтения в средней группе подбираются содержательные, с большим количеством действующих лиц, каждое из которых играет в произведении характерную для него роль (заяц-трусишка, хитрая лиса, злой волк).
Воспитателю важно голосовыми модуляциями подчеркнуть индивидуальность каждого героя, сделать его запоминающимся. Большую роль в том, чтобы возбудить интерес детей к произведению, играют грамотно подобранные темп и ритм чтения, соблюдение логических акцентов и выразительных пауз. Те фрагменты текста, на которые следует обратить внимание детей, воспитатель прочитывает медленно и внушительно, а эпизодические моменты проговаривает своим обычным голосом и чуть быстрее разговорного темпа.
При подготовке к занятию воспитатель должен заранее разобрать текст, пометив те слова или словоформы, которые будут трудны для понимания аудиторией. Грамотная подача сложных слов, сопровождаемая жестикуляцией и мимикой, поможет детям уловить смысл незнакомых выражений и даже высказать свои предположения об их значении.
Программные задачи для дошкольников
В подготовительной группе детского сада воспитатель продолжает знакомить детей с малой художественной прозой, закрепляя в памяти дошкольников такие понятия, как считалка, пословица, поговорка, сказка, скороговорка, рассказ. Уделяется достаточно времени изучению структуры и оформлению книги: что такое оглавление? Иллюстрация? Как обозначаются главы, страницы?
Каждое прочитанное воспитателем произведение теперь анализируется с точки зрения положительности или отрицательности героев. Оцениваются поступки персонажей («А вы бы как поступили на его месте?»), создаются альтернативные варианты развития событий знакомых сказок («А если бы кошкин дом успели потушить, что тогда было бы?»). Формируются навыки использования эпитетов, сравнений, образных выражений.
В подготовительной группе ребенка ближе подводят к такому жанру, как поэтическая лирика («Весенние воды» Тютчева и др.), где много внимания уделяется описаниям природы, восхвалению красот Родины. Поэтические обороты, применяемые известными мастерами слова для уникальной передачи образов, расширяют кругозор и словарный запас дошкольника.
Выразительное чтение в подготовительной группе
Прослушивание и разучивание стихов формирует у дошкольника чувство темпа и ритма, расширяет его словарный запас, делает речь грамотной, а дикцию – четкой. Стихотворные конструкции воспринимаются ребенком легче, чем проза, но они имеют ряд особенностей, на которые следует обратить внимание дошкольника для лучшего понимания им поэтической формы:
- в стихотворении слова идут в определенном ритмическом порядке, с чередованием ударных и безударных слогов;
- ритмичность стихотворения определяется грамотно соблюдаемыми паузами;
- стихотворения – это эмоционально окрашенные конструкции, требующие смены темпа, динамического развития и использования богатой палитры живого звучания;
- читать стихи нужно звучным и чистым, в меру глубоким голосом, сила которого должна неоднократно изменяться по мере усиления или ослабления эмоциональной окраски произведения
Художественное чтение в подготовительной группе занимает очень важное место в обучении будущего школьника, ведь именно в этот период ребенок способен оценивать не только содержание текста, но и красоту слога и важность правильной передачи авторской мысли.
Известные педагоги с мировым именем, например, Константин Ушинский, предостерегали и предостерегают родителей и преподавателей от принуждения дошкольника к механическому разучиванию стихов и фрагментов прозы. По словам русского педагога и писателя, только углубленное изучение текста, нахождение в нем авторской задумки и анализ поведения героев способствуют лучшему запоминанию произведения и грамотному пересказу.