Бюджетный учет в бухгалтерии - это система, которая позволяет своевременно и достоверно предоставлять информацию о состоянии активов и обязательств муниципальных образований и субъектов РФ. Также под определение бюджетного учета попадают все операции, ведущие к изменению активов и обязательств муниципальных образований. План счетов бюджетных образований представляет собой их перечень, по ним выполняют операции бюджетные учреждения. Он утвержден Минфином РФ в части Инструкции по бюджетному учету (от 10.02.2006 №25н).
Бухгалтерский учет в учреждениях, финансируемых бюджетом
Организация бухучета в учреждениях, чья деятельность финансируется из бюджета, имеет ряд особенностей. План счетов бюджетных организаций - это основной рабочий инструмент, который позволяет бухгалтерам осуществлять учет обязательств, финансовых и нефинансовых активов и т. д. Деятельность бухгалтеров в этой сфере контролируется несколькими основными документами. Это:
- инструкция к плану счетов бюджетных организаций;
- статьи законодательства о бюджетном устройстве;
- нормативные документы по отчетности в бюджетных учреждениях;
- документы, раскрывающие суть отраслевой специфики.
Особенности учета в учреждениях, которые финансируются из бюджета:
- контроль за реализацией сметы статей доходов и расходов;
- казначейская система реализации бюджетов;
- в учете присутствуют как кассовые, так и фактические расходы;
- в каждой отрасли также есть дополнительные нюансы учета (образовательные учреждения, сфера здравоохранения, науки и прочие).
Задачи бюджетного бухгалтерского учета
К таковым относятся следующие виды деятельности:
- формирование достоверной информации о финансовых результатах деятельности учреждения, о текущем состоянии активов;
- предоставление актуальных данных о реализации средств, которые были выданы бюджетной системой РФ;
- обеспечение должного контроля за исполнением операций, которые осуществляются в ходе реализации планов бюджетной системы РФ;
- контроль и своевременный учет состояния активов, а также исполнения финансовых обязательств учреждения;
- регулярное составление и предоставление достоверной отчетности о состоянии активов учреждения.
Нормативные документы и Инструкция по бюджетному учету
Отражение доходов и расходов по средствам, полученным из бюджета, подлежит обязательному учету. Также ему подлежит исполнение смет по средствам из внебюджетных источников. Все операции должны быть оформлены по образцам нормативных документов. Формы и проводки обязаны соответствовать Инструкции по бюджетному учету и Федеральному закону о бухучете.
Нормативные документы предписывают предоставление информации о следующем:
- способ применения плана счетов для бюджетных организаций с целью отражения операций по использованию средств, полученных как из бюджетных, так и внебюджетных источников;
- формы ведения бухгалтерского учета;
- методы оценки обязательств;
- способы оценки финансовых активов;
- корреспонденцию счетов по самым распространенным операциям.
Обязанности бухгалтерии в бюджетной организации
Как правило, в любом крупном бюджетном учреждении бухгалтерия состоит из нескольких отделов. Обычно их минимум три - финансовая, расчетная, материальная. В отделах, в свою очередь, могут быть выделены группы, сотрудники в которых заняты осуществлением узконаправленной деятельностью. Например, оперативно-финансовая группа, по реализации расчетных операций, по учету основных средств и прочие.
Можно выделить главные обязанности бухгалтерии в организации, чья деятельность финансируется из бюджета:
- контроль за правильным оформлением учетных документов, за законностью и необходимостью осуществления тех или иных операций;
- исполнение учета в соответствии с Инструкцией по бюджетному бухучету;
- контроль за сохранностью материальных активов;
- начисление и своевременная выплата окладов, премий, надбавок, денежного довольствия сотрудникам;
- проведение при необходимости инвентаризации финансовых активов, с последующим истинным отображением и предоставлением информации в нужные сроки;
- составление достоверной отчетности в предусмотренные сроки и в установленном порядке на основании Инструкции по бюджетному учету;
- составление смет доходов и расходов по итогу расчетов, предоставление смет для утверждения руководителем;
- хранение документации, отвечающее современным стандартам.
Бюджетный учет и отчетность
В учреждениях, чья деятельность финансируется из бюджета, существует несколько видов отчетов. Они должны в обязательном порядке своевременно составляться и быть предоставлены в вышестоящие инстанции.
Каждый из отчетов должен быть составлен с учетом особенностей плана счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях. Контролирующие органы, в свою очередь, имеют право проводить детальный анализ того, насколько достоверно были отображены сведения и из отчетности делать выводы о наличии текущих проблем учреждения, строить стратегии о направлении развития и т. д. Как правило, к отчетам прикладывается пояснительная записка, в которой можно изложить те или иные факты о проблемах с финансированием или пояснить некоторые неясные моменты по учету.
Также бухгалтерия должна своевременно предоставлять балансовые ведомости и иные документы, которые могут потребоваться вышестоящим инстанциям. Часто возникает необходимость пояснить некоторые цифры, особенности деятельности и т. д.
План бухгалтерских счетов бюджетных организаций
Он состоит из пяти разделов. Представляет собой перечень счетов, забалансового учета и их корреспонденцию:
- Нефинансовые активы - счета для учета основных средств, материальных запасов и т. д.
- Второй раздел состоит из перечня счетов для учета денежных ресурсов и документов. Также этот счет подразумевает учет дебиторской задолженности.
- Обязательства. Этот раздел представлен счетами для учета кредиторской задолженности организации.
- Финансовый результат - счета для отражения реальных показателей нынешнего и прошлых периодов.
- Санкционирование расходов бюджета. В этом разделе сосредоточены счета и особенности, связанные с их использованием, которые служат для отражения достоверной информации о лимитах бюджетных средств, перечисленных организации.
Каждый из разделов плана счетов бюджетной организации объединяет группу однородных счетов. Они, в свою очередь, делятся на аналитические и синтетические. Таким образом достигается возможность максимальной детализации объектов учета в бюджетном учреждении.
Классификация счетов в бюджетном учете
План счетов бюджетной организации устанавливается Инструкцией по бюджетному учету (от 10.02.2006 №25н). Бухгалтеры, которые работают в данной сфере, знают эту информацию практически наизусть, регулярно отслеживая новые редакции и изменения в соответствующих статьях законодательства. Особенность плана счетов бюджетных организаций в том, что последние могут быть только активными либо только пассивными:
- Активные счета - это те, на которых ведется учет средств учреждения, их материальные и нематериальные активы.
- Пассивными признаны те счета, на которых отражаются источники формирования средств.
Данные синтетического учета позволяют оценивать и анализировать актуальное состояние дел учреждения на сегодняшний день. Аналитический учет представляет собой информацию об остатках и оборотах по данным счетам синтетического учета. Структура номера счета в Плане счетов бюджетных организаций построена по принципу вложенных модулей (так называемый каталожный учет), состоит из 26 разрядов.
Учет нефинансовых активов
Счета представляют собой КБК (20 знаков) и коды счетов (6 знаков). Номер счета в Плане счетов бухучета бюджетных организаций состоит из 26 знаков.
Первый раздел Плана посвящен нефинансовым активам. К ним относятся:
- основные средства;
- материалы и готовая продукция;
- вложения в нефинансовые активы;
- нематериальные активы;
- амортизация;
- наценка;
- нефинансовые активы в пути;
- непроизведенные активы;
- расходы.
Отдельно стоит отметить такие непроизведенные активы, как земля и ресурсы недр. Их следует учитывать по первоначальной цене с даты начала их участия в экономическом обороте.
Учет финансовых активов
Финансовые активы учреждения:
- денежные средства в различных местах хранения;
- ценные бумаги или иной метод участия учреждения в деятельности других организаций;
- дебиторскую задолженность работников, налоговых органов.
Второй раздел рабочего Плана счетов бюджетной организации посвящен отражению финансовых активов на счетах:
- "Денежные средства учреждения".
- "Расчеты по выданным авансам".
- "Расчеты с дебиторами по доходам".
- "Расчеты по недостачам".
- "Расчеты с прочими дебиторами".
Третий раздел Плана: обязательства организации
Он содержит привычные опытному бухгалтеру виды кредиторской задолженности. Говоря простым языком, это долги, которые учреждение должно выплатить. Кредиторская задолженность может возникать также в том случае, если от покупателя получен аванс, а услуги еще не были предоставлены, или если от поставщика получены товары, а плата за них еще не перечислена. У кредиторской задолженности есть и плюсы, ведь это своего рода средства, привлеченные для пользы учреждения, причем без уплаты процентов или пени.
Также третий раздел Плана включает в себя платежи по налогам и расчеты с прочими организациями, чья деятельность финансируется из бюджета.
Учет финансовых результатов в бюджетной организации
В четвертом разделе Плана перечислены счета для записи финансовых результатов, доходов и расходов учреждения.
Этот раздел по принципам учета почти ничем не отличается от такового в коммерческих организациях. Состав активов и обязательств почти полностью дублирует аналогичные статьи в коммерции. Есть небольшие отличия в составе счетов.
Санкционирование расходов бюджетов
Пятый раздел Плана представляет собой набор счетов для отражения движения:
- бюджетных ассигнований;
- лимитов обязательств, которые предоставляют распорядители бюджетов;
- плановых доходов и расходов учреждения.
Например, при получении извещения из вышестоящих инстанций о лимитах на покупку материалов, бухгалтерия должна отразить размер этих лимитов на счетах учета. Разумеется, в этом же разделе должно отображаться и последующее освоение этих лимитов.