С развитием рыночных отношений в РФ формируется принципиально новая система налогообложения. Законодательные и другие нормативные акты касательно налогообложения, принятые за последние несколько лет, определяют не только систему налоговых выплат в России, порядок их исчисления и последующей уплаты, но и меры, связанные с контролем за соблюдением правил налогового законодательства. Разрабатываются и успешно осуществляют свои функции контрольно-надзорные структуры, призванные обеспечить порядок законности в сфере налогов и сборов. В данной статье рассмотрим одну из категорий финансового права - санкции (ключевые понятия, сроки исполнения и порядок начисления).
Понятие
Относительно недавно в законодательстве РФ появилось понятие финансовой ответственности. Стоит отметить, что ее реализация заключается в использовании относительно виновного лица определенных санкций. При их характеристике как меры финансовой ответственности целесообразно выделить такие особенности финансово-правовых санкций:
- Относятся к группе мер финансовой ответственности. Стоит заметить, что их использование подразумевает оценку действий как финансовых нарушений и, соответственно, наказание со стороны государства в лице определенных органов.
- Санкции носят имущественно-организационный характер, так как тесно связаны с воздействием в принудительном порядке не просто на деньги правонарушителя (его имущественный комплекс), а на фонды, которые ему принадлежат. В данном случае применение финансовых санкций необязательно предполагает изъятие денег у виновника. Как правило, действие здесь направлено на ограничение возможности пополнения соответствующего денежного фонда или на распоряжение его средствами.
- Основанием использования санкций считается совершение правонарушения финансового плана, которое обычно заключается в невыполнении виновным лицом той или иной денежной обязанности, которая носит публично-правовой характер.
- Статьи финансовых санкций могут использоваться как относительно физических лиц и организаций, так и к публично-правовым формированиям (субъектам РФ, а также муниципальным структурам).
- В основу применения санкций заложен метод бесспорного списания денег со счетов правонарушителя в банковских учреждениях и других кредитно-финансовых организациях.
- Деньги, изъятые у правонарушителя при взыскании финансовой санкции, так или иначе подлежат зачислению в государственный бюджет соответствующего уровня или в муниципальный внебюджетный фонд. Так, санкции можно назвать одним из источников формирования указанных категорий.
- Санкциям присущ характер восстановления прав. Он реализуется при определении последствий негативного плана для публичных финансов, которые вызваны правонарушением. Здесь идет речь о пополнении муниципальных, а также государственных централизованных фондов путем взыскания денег с правонарушителя.
Сущность категории
Финансовые санкции — не что иное, как использование уполномоченными на то органами государственной власти и их должностными лицами к налогоплательщикам, которыми могут выступать физические или юридические лица, за совершение правонарушения налогового характера в установленном финансово-правовыми и административными правилами порядке мер гос. принуждения. Они выражаются в денежной форме и перечисляются в государственный бюджет. Основной целью здесь выступает обеспечение государственных и общественных финансовых интересов, возмещение недополученных внебюджетными фондами и государственным бюджетом поступлений денежных средств, а также наказание правонарушителей. Так, использование финансово-правовых санкций влечет за собой наступление определенных последствий морального и имущественного характера для виновных в содеянных налоговых нарушениях.
Порядок начисления санкций. Взыскание всей суммы
Налогоплательщик, который нарушил налоговое законодательство, в случаях, установленных действующим на территории страны законом, несет финансовую ответственность в том или ином виде. Так, уплата финансовой санкции как всей суммы заниженной или сокрытой прибыли (дохода) или налоговой суммы за другой неучтенный или сокрытый объект налогообложения предполагает штраф в размере аналогичной суммы денежных средств.
При повторном нарушении речь пойдет о соответствующей сумме штрафа, однако уже в двукратном размере. В случае установления судебными органами факта умышленного занижения или сокрытия прибыли решением или приговором суда по иску налоговой структуры или прокурора в бюджет федерального уровня взыскивается штраф в пятикратном размере заниженной или сокрытой суммы прибыли.
Санкция в размере 10 процентов
Рассматривая финансовые санкции и их виды, важно отметить такую категорию, как штраф в размере 10% от суммы налога за последний отчетный период, причитающийся к уплате. Он непосредственно предшествует проверке в соответствии с каждым из следующих разновидностей правонарушений:
- отсутствие учета налогооблагаемых объектов;
- ведение учета налогооблагаемых объектов с нарушением определенного действующим законодательством порядка, что влечет за собой занижение или сокрытие прибыли за проверяемый период времени не меньше чем на пять процентов от налоговой суммы, причитающейся к уплате за последний отчетный период;
- несвоевременное представление или непредставление в налоговую структуру документации, необходимой для исчисления последующей уплаты налога.
Взыскание пени в размере 0,7%
Далее целесообразно рассмотреть финансовые санкции в виде взыскания с налогоплательщика пени при задержке уплаты налога. В данном случае речь идет о 0,7% от неуплаченной суммы денежных средств за каждые сутки просрочки платежа. Важно дополнить, что отсчет начинается с установленного срока оплаты задержанной суммы налоговых выплат, если законодательством не предусмотрены другие размеры пени.
Важно знать!
По мнению законодателя, данная разновидность финансовых санкций не освобождает плательщика налогов от другой ответственности. Под пеней следует понимать форму финансовой ответственности. Стоит заметить, что она может взыскиваться с налогоплательщика, который является юридическим лицом, в бесспорном порядке. Начисление пени происходит на задержанные налоговые суммы, которые были выявлены начиная с установленного периода уплаты. В случае взыскании недоимки в порядке суда начисление пени в любом случае считается прекращенным со дня вынесения судебными органами решения касательно изъятия имущественного комплекса недоимщика.
Другие санкции
Важно отметить, что на сегодняшний день существуют и другие финансовые санкции, предусмотренные определенными законодательными актами. Речь идет в первую очередь о ст. 13 Закона РФ об основах налоговой системы в РФ. Необходимо знать, что к гражданам и юрлицам, которые освобождены от уплаты налога, разновидности ответственности, предусмотренные названной статьей закона, по соответствующей налоговой выплате не применяются.
Сроки исполнения
Важно знать, что начисленные в дополнительном порядке суммы налогов по итогам счетных проверок необходимо уплачивать в определенный срок. Если эти суммы начисляются при камеральных проверках, то начисление пени происходит по истечении 10-дневного периода со дня, который установлен для представления отчета в налоговую структуру. При совпадении срока уплаты с праздничным или выходным днем начисление пени осуществляется, начиная со второго рабочего дня или же после праздника или выходного.
День уплаты
Днем уплаты финансовых санкций в РФ обычно считается:
- День внесения денег в соответствующее банковское учреждение или другую финансово-кредитную организаций в случае уплаты наличными денежными средствами.
- День внесения денег на почту или в банковскую организацию (иную финансово-кредитную структуру) при переводе денежных средств посредством почты или через банк (другое финансово-кредитное учреждение).
- День списания банковской структурой (финансово-кредитной организацией) платежа непосредственно со счета плательщика вне зависимости от времени зачисления суммы на соответствующий счет в случае ее перечисления со счета плательщика в банковской структуре (другом кредитном учреждении).
Примеры санкций
Примерами санкций могут служить также следующие ситуации:
- Взыскание в государственный бюджет федерального уровня с банковских учреждений и других кредитных структур полученной прибыли при задержке выполнения поручений налогоплательщиков, связанных с перечислением налоговых выплат в бюджет и использованием тех сумм налогов, которые не перечислены, как кредитных ресурсов в соответствии с ч. 3 ст. 15 закона об основах налоговой системы в РФ.
- Наложение штрафной санкции в размере 10 процентов налоговой суммы, подлежащей взысканию, на учреждения, предприятия и организации в случае нарушения установленного порядка, связанного с перечислением подоходного налога с граждан.
Когда еще применяются меры финансовой ответственности?
Меры ответственности используются в случае несоблюдения условий деятельности с денежными средствами, а также порядка в плане ведения операций кассового характера на территории РФ учреждениями, организациями, предприятиями, а также и физическими лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность как индивидуальные предпринимателя, без образования юрлица:
- За реализацию расчетных операций наличными деньгами с иными предприятиями, организациями и учреждениями сверх установленных максимальных сумм. Речь идет о штрафе в двукратном размере осуществленного платежа.
- За неполное оприходование или неоприходование вовсе в денежную кассу. Здесь предусматривается штраф в трехкратной величине неоприходованной суммы денежных средств.
- За несоблюдение актуального порядка хранения свободных денег, а также за накопление в кассах наличности сверх установленных действующим порядком лимитов. В данном случае предполагается штраф в трехкратном размере выявленной кассовой наличности сверх лимита.
Субъекты ответственности
Важно отметить, что в число субъектов финансовой ответственности входят юридические лица (иногда и их филиалы), индивидуальные предприниматели и физические лица, которые считаются плательщиками налогов. В отношении последних и применяются определенные меры ответственности согласно законодательным актам, регулирующим порядок их уплаты.
Заключительная часть
Итак, были рассмотрены основные понятия, сроки исполнения, порядок начисления и особенности финансовых санкций. В заключение следует отметить, что из четырех функционирующих на сегодняшний день частей Бюджетного кодекса страны одна из них полностью посвящается ответственности. По сравнению с актуальным ранее законодательством, нормы БК, посвященные вопросам ответственности за правонарушения в области бюджетного законодательства, можно рассматривать как шаг вперед. Тем не менее данная часть кодекса (часть IV) все же является самой слабой его частью.
В первую очередь следует отметить, что в БК Российской Федерации отсутствует понятие бюджетного правонарушения. Вместо него принято использовать термин "нарушение бюджетного законодательства". Согласно ст. 281 БК РФ, ненадлежащее исполнение или неисполнение определенных настоящим кодексом правил составления и последующего рассмотрения проектов государственных бюджетов, их утверждения, реализации и контроля за исполнением признается нарушением данного законодательства.
Подобное решение законодателей можно объяснить тем, что до последнего времени правовая система РФ не знала других разновидностей юридической ответственности, помимо традиционных: дисциплинарной, административной, гражданской и уголовной. Так, меры ответственности, связанные с нарушением норм большинства звеньев законодательства, если только в соответствии со своей тяжестью они не влекли за собой уголовную ответственность, входили в кодекс об административных правонарушениях.