Суборбитальный полет: от подготовки к путешествию

Королев пророчил, что в ближайшее время люди смогут путешествовать в космос через «профсоюзные путевки» сейчас суборбитальный полет превращается в реальность. А ведь никто и представить себе не мог, что мечты могут стать реальностью. Уже на данный момент люди могут забронировать место, чтобы понять, что такое суборбитальные полеты в космос. Как раз таки РФ открыла туризм в космос в первый же год 19 столетия, спустя 40 лет после того, как в космос полетел Гагарин.

Космические путешественники

станция Мир

В прошлом столетии путешествия в космос были возможны исключительно по служебной необходимости. Для профессиональных космонавтов, а также астронавтов, это являлось главной работой. Однако иногда были и командировки. К примеру, в начале зимы 1990 г. телекомпания Японии TBS организовала суборбитальный полет журналиста Тоехиро Акияму на станцию «Мир». Раньше трижды летал житель Америки Чарльз Уолкер, работник фирмы McDonnell Douglas.

Когда началось новое тысячелетие, совершить свой первый суборбитальный полет могут не только подготовленные космонавты и астронавты, а туристы, по своему желанию. Миллионер Денис Тито был первым путешественником в космос, он отправился весной 2001 года на МКС. Как раз в это время появился термин «космический туризм». В официальных кругах применяется термин участника космического полета, а не туриста. Предполетную подготовку проходили и прочие кандидаты. К примеру, это Дайсукэ Эномото, которого отстранили из-за недуга почек. Его заменили Анюше Ансари.

Плечом к плечу с профессионалами

планета Земля

Суборбитальный космический полет начинается с достаточно ровного старта и легких 3-4-кратных перегрузок, после чего в игру вступает важный фактор космоса – это невесомость. Пару дней, пока корабль долетит до места назначения, путешественник сможет насладиться красотами планеты Земля с высоты больше 350 км и ощутить себя подлинным астронавтом.

После идет стыковка и порядка недели нахождения на МКС. Вообще станция на орбите не предназначалась для использования в виде отеля, и статус туриста не подразумевает какого-либо обслуживания. По крайней мере, новые астронавты пока не рассчитывают на подобное. Наоборот, им важно влиться в коллектив экипажа и почувствовать, что такое настоящие космонавты. Но, безусловно, их подготовка не такая, как у профессионалов. И в первое время NASA не позволяла отправлять туристов на станцию.

Первый туристический полет

Денис Тито

Однако, когда Денис Тито все-таки полетел в космос при поддержке Роскосмоса, ему запретили находиться в американской части станции. Сутки на станции проходят быстро. И вот уже вновь нужно садиться в космический корабль, уже другой. Именно на нем летели члены главного экипажа МКС, и он является запасной шлюпкой для спасательных операций.

При включении тормозных двигателей, которые сводят судно с орбиты, перезагрузок будет не более 4. Но иногда бывают ситуации, когда судно попадает в баллистический спуск, где экипаж чувствует перезагрузку до 10g, а периодически даже больше. Поэтому к здоровью относятся серьезно и выдвигают много требований.

Подготовка к полету

Чтобы орбитальный и суборбитальный полет был благоприятный, экипаж проверяют на наличие проблем со здоровьем. Космический путешественник должен пройти медицинскую комиссию. Участники определяются по таким же аспектам, как и профессионалы: рассматривают мед. карту, организовывают обследование, сдаются анализы, после чего начинают функциональные тесты, проверяют вестибулярный аппарат. Наконец, кандидат будет допущен к стендовым тестам, а именно барокамере или же центрифуге и многим другим.

Как минимум суборбитальный полет, а именно подготовка, занимает 6 месяцев. За этот период участник учит агрегат корабля «Союз», изучает нюансы невесомости в гидробассейне и на особенном самолете, принимает участие в выживании в морских тренировках, а также лесу. Это все необходимо, если приземление будет нештатное.

Проверка самочувствия перед путешествием

полет в космос

Медики шутят, что нет полностью здоровых пациентов, есть те, которых плохо обследовали. Поэтому почти у каждого человека находят какие-то отклонения. Риски разделяются по уровню воздействия на программу самого полета. Одно дело, если это связано исключительно с самочувствием туриста. Это случалось, к примеру, с журналистом Тоехиро Акиямой, у которого суборбитальный полет сопровождался космическим заболеванием. Это обусловлено вестибулярным сбоем, которое вызывает невесомость, однако он выпустил собственную книгу – «Удовольствие космического полета». Ситуация обостряется, когда здоровье путешественника падает на плечи другим членам экипажа.

К полету могут допустить, если проблемы со здоровьем не появляются в год больше 1-2% и никак не повлияют на запланированную программу. Иначе будет составлена особая документация – вейвер. Его готовят тщательно: собирают все научные публикации по недугам, проводят тесты, привлекают ученых. В результате доктора говорят, смогут ли они устранить проблему или пойти на риск, уклонившись от правил. Заключительное решение всегда выносит Совет по космической медицине, где имеются все представители имеющихся космических организаций.

Из 6 путешественников самым здоровым был Марк Шаттлуорт, доктора не предъявили ему ничего. А что касается Грегори Олсена, то у него были проблемы с сердцем и дыханием. Его прооперировали, год ушел на восстановление, после этого была продолжена подготовка, и полет на МКС был успешен.

Покупка билетов

Тимур Артемьев

Билеты на ближайшие рейсы уже давно были закуплены, хоть периодические полеты и не начались. Места забронировали порядка 500 жителей 35 государств. Многие из них проживают в США. После идет Великобритания, из РФ также есть кандидат – Тимур Артемьев (компания «Евросеть»). Интересуются полетом и из шоу-бизнеса. Ходят слухи, что к полету готовятся Пэрис Хилтон и Джон Траволта.