"Алеф" Борхеса - сборник рассказов популярного аргентинского писателя, написанный им в 1949 году. Он состоит из 17 новелл и послесловия. В этой статье мы расскажем об основных темах этих произведений, приведем краткое содержание некоторых из них, отзывы читателей.
О сборнике
В сборнике "Алеф" Борхеса больше мистики, чем основного сюжета, при этом не так много созерцательной эссеистики и отстраненности. Все новеллы, которые в нем содержатся, взаимосвязаны между собой, но в то же время остаются оригинальными.
Вот полный перечень новелл, входящих в сборник "Алеф":
- "Бессмертный";
- "Богословы";
- "Мертвый";
- "Биография Тадео Исидора Круса";
- "История воина и пленницы";
- "Эмма Цунц";
- "Дом Астерия";
- Deutsches Requiem;
- "Вторая смерть";
- "Заир";
- "Поиски Аверроэса";
- "Абенхакан эль Бохари, погибший в своем лабиринте";
- "Письмена Бога";
- "Ожидание";
- "Два царя и два их лабиринта";
- "Алеф";
- "Человек на пороге".
Впервые сборник был опубликован в 1949 году. В окончательной редакции в него было добавлено еще четыре новеллы. При этом рассказ Борхеса "Алеф", давший название всему сборнику, по-прежнему остался на последней позиции.
Стоит отметить, что все это время писатель оставался безработным, из библиотеки его уволили после установления диктатуры Перона. Всемирная слава к нему пришла примерно через год после публикации книги "Алеф". Сам автор признавался, что на создание произведений, вошедших в сборник, значительное влияние оказали Уэллс, Честертон, отдельные идеи его подруги Сесилии Инхеньерос.
Основные идеи
Анализ "Алефа" Борхеса позволяет выделить два основных лейтмотива, который проходят красной нитью практически через все новеллы.
Во-первых, это тема двойников. Сразу в нескольких новеллах два персонажа оказываются одним и тем же человеком или меняются местами друг с другом. В некоторых вариантах зеркально повторяются судьбы персонажей или протагонисты проходят одинаковый жизненный путь. События могут повторяться одно за другим, создавая классический эффект дежа вю. В одном из рассказов можно даже встретить фразу о том, что для Бога орел и решка совершенно неотличимы.
Двойники встречаются практически в каждой новелле. В некоторых случаях предметы и люди начинают сливаться в единое целое.
Все это служит определенным переходом к следующему основному лейтмотиву всего его творчества. Это непосредственно Алеф. Некий предмет, слово или точка в пространстве (в зависимости от конкретной истории). Он способен вместить в себя всю Вселенную, а также все, что только в ней можно встретить. В финальной новелле Борхес определяет Алеф как некую точку, в которой сходятся все остальные точки.
Развитие этой идеи можно встретить и в новелле "Заир". В ней встречается мотив переосмысления, когда один предмет занимает все мысли человека, вытесняя собой весь окружающий мир. По сути, это тот же Алеф, но уже с другой, противоположной стороны. Читатели книги "Алеф" отмечали, что многим это показалось намеренным замыканием кольца бесконечности, способной поглотить все предметы.
Помимо этого, в сборнике новелл развиваются другие классические мотивы творчества Борхеса, встречающиеся в других его книгах. Это три версии предательства Иуды, представление о мире как о тексте, зеркала.
Краткое содержание
В качестве примера расскажем сюжет одного из самых ярких рассказов этого сборника, который называется "Бессмертный". Некоторые критики считают, что это произведение стало кульминацией всего творчества писателя. Новелла состоит из цитаты, введения и пяти глав.
Рассказ начинается с цитаты Бэкона о том, что на земле уже не встретить ничего нового.
Сама история представляет собой повествование римского солдата, жившего во времена господства императора Диоклетиана. Глубокой ночью в Фивах незнакомец совершает преступление, а после ищет убежище в лагере. Он встречает солдата Руфуса, признается ему перед самой смертью, что существует река, воды которой даруют бессмертие. Река расположена рядом с местом, прозванным городом Бессмертных. С тех пор Руфус наполнен решимостью отыскать это место.
Он отправляется в Африку с помощниками. В пути они изнывают от жары и тяжелых условий, которые сопровождают эту экспедицию. Часть солдат сбегает, остальные планируют убить Руфуса. Ему приходится скрыться и в одиночку пробираться по пустыни.
Ему удается отыскать город Бессмертных, который он видит на некотором расстоянии. Когда добирается до него, то выясняет, что сам город представляет собой запутанный лабиринт с тупиковыми проходами. Повсюду множество хаотических архитектурных строений и лестниц. Руфуса пугает этот город, из которого оказывается не так просто выбраться.
Он пьет из реки, на века оставаясь жить с бессмертными. Все это время он погружен в мысли о том, как понять существование этой реки.
"Алеф"
Краткое содержание "Алефа" Борхеса позволяет узнать, о чем ключевое произведение этого сборника. Главный герой в нем оказывается беллетризованной версией автора. В начале рассказа он оплакивает смерть женщины, в которую был влюблен. Он отправляется в ее дом, чтобы выказать уважение.
Позже в этой истории он пытается приобрести дом Данери ради расширения своего бизнеса. Но продавец в ярости заявляет рассказчику, что обязан поддерживать его в порядке, чтобы окончить стихотворение. Главный герой, хоть и считает Данери безумцем, соглашается пойти на уступки. Он спускается в подвал, где, как ему обещает хозяин, сможет встретить Алефа.
Биография
Борхес родился в аргентинской столице в 1899 году. Первоначальное образование получил в Швейцарии, после чего некоторое время жил в Испании. В этой стране он стал представителем ультраизма. Это поэтическое движение, которое развилось после Первой Мировой войны на фоне упадка модернизма.
Основными особенностями этого направления было использование наглых метафор и смелых образов в стремлении создать чистую поэзию, которая была бы отделена от настоящего и прошлого.
Это же течение Борхес привнес и в Аргентину. При этом в собственном творчестве он достаточно быстро отдалился от принципов ультраизма. На протяжении своей жизни был основателем трех авангардистских журналов, преподавал английский язык в университете Буэнос-Айреса, руководил Национальной библиотекой в Аргентине.
Популярность
Поначалу он писал преимущественно стихи, на которые его вдохновляли эпизоды аргентинской истории и окружающая повседневная жизнь.
Больше всего его прославили рассказы, в которых встречаются метафизические фантазии и аллегории вместе с классическими детективными сюжетами. Все они оказываются очень оригинальными, хотя и ощущается влияние Кафки, Вульф, Честертона.
В 70-е годы Борхес уже в ранге всемирно известного писателя приезжает в США, где читает лекции в университетах, получает всевозможные награды. Его произведения неоднократно экранизировались.
В 1986 году он переезжает в Швейцарию, где умирает в 86 лет от эмфиземы легких и рака печени.
Особенности творчества
Хорхе Луис Борхес - один из самых известных аргентинских писателей. Он считается основоположником новой латиноамериканской литературы. Его творчество насквозь метафизично, оно сочетает в себе поэтические и фантазийные подходы.
Поиски истины он при этом считает бесперспективными, о чем в очередной раз заявляет в сборнике "Алеф". Борхес делает основными темами своей литературы противоречивость времени, мира, а также одиночество и смерть. Для его художественного языка свойственны смешение приемов массовой и высокой культуры, сочетание современной ему аргентинской культуры с метафизическими универсалиями.
Мистификации
Прозаические фантазии Хорхе Луиса Борхеса часто принимают форму детективных или приключенческих историй. Под ними он маскирует глубокие рассуждения о серьезных научных и философских проблемах. Уже в своих первых произведениях выгодно отличается знанием иностранных языков и эрудицией. Творчеству писателя присуща игра на грани вымысла и реальности, часто он прибегает к приему мистификации.
Например, использует цитаты и ссылки из несуществующих произведений, рассказывает о вымышленных культурах, биографиях якобы исторических личностей, которых никогда не существовало.
Наряду с Марселем Прустом считается одним из первых писателей XX века, который обратился к теме человеческой памяти.
Отзывы
В отзывах об "Алефе" Борхеса читатели признаются, что это непростой и часто не до конца понятный автор. В его произведениях всегда большое количество подтекстов и скрытых смыслов. Многие его рассказы разные читатели могут трактовать по-своему, и при этом все они будут правы.
Особенно отмечают новеллы "Бессмертный" и "Мертвый", которые врезаются в память благодаря жуткой обстановке, напоминающей ад, троглодитам, которые отсылают читателя к классическим произведениям Данте и Гомера. В целом из-за чарующей атмосферы древнего эпоса.
Город Бессмертных, который описывает Борхес, населен троглодитами, преследующими главного героя. Это вечно живущие люди, которые позабыли свой человеческий облик, письменность и речь. В этом же образе предстает и древнегреческий поэт Гомер.
К тому же в этих рассказах из сборника "Алеф" Борхеса встречаются увлекательные рассуждения о бессмертии, единстве судеб всех людей, обесценивании человеческих поступков в масштабах бесконечности и окружающей нас вселенной.