Опера "Нюрнбергские мейстерзингеры" занимает в творчестве известного немецкого композитора Рихарда Вагнера особое место. Работа над ней велась в течение нескольких лет, с 1861 по 1867 год. Одно из своих лучших произведений композитор создал на основе сочиненного им же либретто, записанного на немецком языке. Впервые вниманию публики опера "Нюрнбергские мейстерзингеры" была представлена в Мюнхене, дата премьеры — 21 июня 1868 года.
Произведение состоит из трех главных действий. На полное исполнение (если не учитывать антракты) уходит четыре с половиной часа. Все события по сюжету происходят в немецком городе Нюрнберге.
Работа над произведением
От момента возникновения первых идей и до окончательного воплощения оперы прошло 22 года. Поначалу композитор работал над различными набросками и определялся с жанром будущего произведения. Вагнер хотел создать новую комедийную параллель к своей другой, недавно законченной работе - "Тангейзеру".
Всерьез за "Нюрнбергских мейстерзингеров" великий композитор принялся лишь в 1861 году и завершил начатое в 1867-м. В работу были включены разнообразные лейтмотивы, богатая и красочная мелодика, пронзительная лиричность и много приятного юмора.
"Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера: увертюра
Свою первую тему композитор посвятил мейстерзингерам, поэтам-певцам из Германии XVII века. Увертюра раскрывает и несколько других главных тем произведения: страстная истома, награда, признание в любви, братство, ирония и насмешка и другие. После этого звучит величественная кульминация, и, наконец, увертюра к "Нюрнбергским мейстерзингерам" подводит повествование к первому действию.
Действие I. Часть 1
Вначале, как уже отмечалось ранее, нас знакомят с увертюрой к опере "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера, которая играет роль вступления и подводит к основным событиям произведения. После этого начинается первая сцена: обычный летний день, местная церковь, момент признания в любви двух молодых людей — рыцаря по имени Вальтер Штольцинг и признанной местной красавицы Евы Погнэр. Быть вместе влюбленным может помешать разве что отец Евы, мастер Фэйт Погнэр, решивший отдать свою дочь тому, кто заберет титул лучшего певца Нюрнберга в ежегодном конкурсе. Мероприятие должно состояться уже на следующий день, за городом, рядом с рекой Пегниц. Главное условие конкурса заключается в том, что его участниками могут быть только мастера цехов — мейстерзингеры.
Действие I. Часть 2
Желая добиться руки и сердца возлюбленной, Вальтер готов пренебречь своей рыцарской честью и присоединиться к цеху мастеров. На деле все оказывается не так-то просто, ведь в цеху действуют собственные правила по приему новичков. Оказывается, прежде чем стать мастером, кандидат должен обучиться всем тонкостям искусства пения. Естественно, просьба Вальтера приводит ко всеобщему возмущению. Однако такая реакция не останавливает Штольцинга, и он просит устроить для него решающее испытание. После этого герой взволнованно исполняет свою песню. Роль судьи ложится на плечи городского писаря Сикста Бекмессера — он должен следить за пением Вальтера и одновременно с этим записывать его ошибки на специальной доске. Выступление еще продолжается, а доска уже оказывается вся исписана мелом!
Плохой результат Штольцинга приходится по душе самодовольному Бекмессеру, ведь тот сам надеется заполучить себе в жены прекрасную Еву. Мастера требуют прекратить испытание и объявляют свое решение: о принятии Вальтера в ряды мейстерзингеров не может быть и речи! Единственным, кто пытается оказать поддержку молодому рыцарю, становится пожилой башмачник по имени Ганс Сакс. К несчастью для Штольцинга, к мнению Сакса никто не прислушивается, и герою приходится покинуть мастеров ни с чем.
Действие II. Часть 1
Вечереет. Городские улочки начинают пустеть, и перед зрителями предстает одинокий Ганс Сакс. Пожилой мейстерзингер, отягощенный грустными мыслями, по-прежнему находится под впечатлением от песни Вальтера. Мы узнаем, что Сакс уже давно испытывает глубокое и нежное чувство любви по отношению к Еве, которую он знал еще совсем маленькой. Будучи признанным поэтом, Ганс мог бы лично принять участие в конкурсе и, без всяких сомнений, одержать в нем победу — вряд ли у него нашлись бы достойные соперники. Однако почтенный мейстерзингер прекрасно понимает, что его персона может вызвать у молодой девушки лишь чувство глубоко уважения, но никак не любви.
Внезапно Ева сама появляется на улице. Завидев ее, Сакс притворяется возмущенным наглостью Штольцинга. Ответ девушки, наконец, открывает старику глаза: молодые люди действительно любят друг друга.
Действие II. Часть 2
Медленно в Нюрнберге наступает ночь. Вальтер прибывает к дому своей возлюбленной с целью убедить ее бежать с ним из города. Внезапно разговор молодых оказывается прерван приближающимися звуками играющей лютни — появляется Бекмессер. Герой не только уверен в том, что непременно одержит победу в завтрашнем конкурсе, но еще и желает заранее продемонстрировать будущей супруге свой музыкальный талант. Упоенный самоуверенностью, Бекмессер начинает петь серенаду. Он совершенно не замечает того, что у окна находится не его возлюбленная Ева, а притворившееся ею кормилица Магдалена. В это же время серенада прерывается стуком молотка — это башмачник Сакс выполняет свою работу, напевая при этом незамысловатую песню. Бекмессер начинает высказывать свое недовольство, однако Ганс даже не думает останавливаться. В итоге мужчины приходят к общему соглашению: пожилой мейстерзингер продолжает свою работу, но при этом использует удары своего молотка, чтобы указывать на ошибки в пении писаря. Вскоре оказывается, что Бекмессер допустил такое большое количество ошибок, что Сакс смог закончить свою работу еще до того, как завершилась песня.
Действие II. Часть 3
Писарь не успевает пропеть и середины своей серенады, как начинает будить своим резким и неприятным голосом местных жителей. Пробуждается ото сна и ученик Сакса — молодой Давид. Он замечает, что девушкой, которой Бекмессер исполняет серенаду, оказывается его невеста Магдалена. Юноша бросается на своего ложного соперника и затевает с ним драку. Вскоре к передряге подключаются и соседи, выбежавшие на шум. Женщины пытаются разнять дерущихся, но все тщетно. Положить конец ночной потасовке удается лишь сторожу, сигналящему в свой рог. Горожане начинают расходиться по своим домам. Сакс и Вальтер покидают улицу вместе. Вновь слышен сигнал и голос сторожа. Улочки Нюрнберга погружаются в ночную тишину.
Действие III. Картина 1. Часть 1
На этот раз события "Нюрнбергских мейстерзингеров" переносят нас в дом пожилого башмачника Сакса. Герою нелегко примириться с тем, что сердце Евы отдано другому. Он продолжает размышлять над тем, как неудачно сложилась его собственная жизнь. Несмотря на это, огромная любовь к людям, живущая в сердце Сакса, оказывается сильнее нежных чувств к прекрасной Еве. Почтенный мейстерзингер понимает, что его песни способны вдохновлять остальных на добрые поступки, а также вселять в чужие сердца и души стремление к прекрасному.
В доме появляется Давид. Юноша показывает Саксу песню для завтрашнего конкурса, с которой он планирует выступить лично. Башмачник положительно оценивает старания ученика и желает ему счастливого брака с любимой невестой.
Действие III. Картина 1. Часть 2
В доме Ганса появляется еще один гость — Вальтер. Пожилой башмачник встречает рыцаря с искренней радостью. Он надеется помочь молодому человеку если не выиграть конкурс, то хотя бы принять в нем участие. Мужчина рассказывает Вальтеру, что каждому мейстерзингеру важно быть осведомленным о правилах певческого искусства и разбираться во всех сопутствующих законах. Штольцинг благодарен за полученные советы. Он решает поделиться с Саксом прекрасной песней, которая родилась в его душе и которая посвящена его любимой. Пожилой мастер предлагает помощь в записи песни.
Действие III. Картина 1. Часть 3
Внезапно к башмачнику решает заглянуть городской писарь. Он нуждается в стихах, с которыми мог бы выступить в грядущем конкурсе и обойти всех соперников. Сам Бекмессер сетует на то, что из-за ночной драки у него совершенно не осталось сил. Он осматривает дом пожилого мастера и, наконец, замечает лист бумаги с его почерком. Пробежавшись глазами по написанному, Бекмессер не может поверить своей удаче — у него в руках готовая песня! Недолго думая мужчина сворачивает лист и прячет его у себя в кармане.
В комнате появляется Сакс. Вид Бекмессера сразу же выдает его настоящие намерения. В надежде проучить заносчивого гостя, пожилой мастер отдает ему похищенную песню и даже признается в том, что сам он решил отказаться от участия в конкурсе. Бекмессер не нарадуется своей удаче: теперь он избавился от сильнейшего соперника! Уверенный в своей победе, он отправляется на место проведения конкурса. Идет туда и Вальтер. Сакс дает ему доброе напутствие и отеческое благословение. Для того чтобы отбросить накатившую печаль, пожилой мастер проводит веселую церемонию, где объявляет Давида своим личным подмастерьем. Мероприятие оказывается хорошо принято местными жителями, все веселятся и празднуют.
Действие III. Картина 2
Подходит время конкурса. К реке сходятся чуть ли не все обитатели Нюрнберга. Подходят и мастера, собравшиеся в целые колонны и держащие в руках яркие флаги. От каждого цеха звучат песни, молодые люди танцуют и развлекают себя различными играми.
Наконец, наступает главный момент конкурса. Участники выходят вперед, со всех сторон подтягиваются зрители. В центре круга находится самодовольный Бекмессер. И тут оказывается, что из-за излишней уверенности в успехе горделивый писарь даже не удосужился как следует подготовиться к мероприятию и выучить украденную песню наизусть. Все его попытки приводят к насмешкам со стороны зрителей. Бекмессер краснеет от негодования и стыда и покидает конкурс ни с чем.
Подходит очередь Вальтера. Он начинает петь о своих чувствах к возлюбленной, и его искреннее, исходящее из чистого сердца выступление приводит зрителей в восторг. Ему начинают подпевать все присутствующие. Вальтера Штольцинга объявляют достойным победителем конкурса, и он воссоединяется со своей будущей невестой Евой.
На этом краткое содержание "Нюрнбергских мейстерзингеров" заканчивается. Рекомендуем ознакомиться с произведением всем любителям оперы и хорошей классической музыки.