Одно из самых знаменитых творений Иоганна Себастьяна Баха называется "Хорошо темперированный клавир", или сокращенно "ХТК". Как следует понимать этот заголовок? Он указывает на то, что все произведения в цикле написаны для клавира, имеющего темперированный строй, то есть тот, который характерен для большинства современных музыкальных инструментов. В чем его особенности, и как он появился? Об этом и многом другом вы узнаете из статьи.
Общие сведения
Темперированный строй предполагает, что каждая октава (расстояние между одноименными нотами разной высоты) разделена на определенное количество равных интервалов. В большинстве случаев использования такого строяз звуки расположены по полутонам. Если представить клавиатуру фортепиано, то именно такому интервалу равно расстояние между каждой соседней клавишей. То же самое можно сказать про любой другой клавишный, духовой или иной инструмент.
Например, на гитаре между соседними нотами, находящимися на одной струне, помещается интервал малая секунда, который равен половине тона.
Значение темперированного строя
Название данной системы произошло от латинского корня, обозначающего измерение. Следовательно, это достижение можно приписать не только теории музыки, но и математике. И действительно, попытки разработки такого строя издревле предпринимались людьми, которые являлись профессионалами в этих двух областях знания, а также прекрасно знали другие науки, например, физику. И это неудивительно, поскольку в данном случае человек имеет дело с колебаниями воздуха, которые и производят звуки.
Математические вычисления помогали исследователям таким образом систематизировать звуки, входящие в состав октавы, чтобы облегчить музыкантам некоторые исполнительские задачи. Например, введение темперированного строя музыки позволило значительно упростить транспортирование произведений. Теперь игра одной и той же композиции в разных тональностях не требует повторного разучивания. Если человек знает основы теории музыки и гармонии, то он сможет сыграть произведение в любой тональности. Многолетний опыт позволяет делать это достаточно быстро.
Характеристики
Темперированный строй оказался полезным в первую очередь при исполнении вокальной музыки. С его введением певцы получили возможность исполнять произведения в наиболее удобной для них тональности. А значит, вокалисты избавились от необходимости перенапрягать свои голосовые связки, беря слишком низкие или высокие ноты, нехарактерные для их диапазона. Конечно же, такое вольное обращение с музыкальным материалом приветствуется далеко не во всех жанрах. В первую очередь это касается классической музыки. Например, исполнение оперных арий в других, не оригинальных тональностях, считается неприемлемым.
Также недопустимо транспортирование симфоний, классических инструментальных концертов, сонат, сюит и произведений многих других жанров. В отличие от эстрадной музыки, тональность здесь имеет гораздо большее значение. История знает примеры наличия у некоторых композиторов "цветного" музыкального слуха. То есть для этих деятелей искусств каждая тональность ассоциировалась с определенным оттенком. Таким восприятием музыки отличались Скрябин и Римский-Корсаков.
Другие же классические композиторы, хотя и не имели такого "цветного" восприятия звука, но все же различали тональности по другим характеристикам (теплоте, насыщенности и так далее). Транспортирование их произведений в произвольные тональности является недопустимым, так как искажает замысел автора.
Незаменимый помощник
Однако и такие композиторы не отрицали значения равномерно-темперированного строя для развития музыкального искусства. Свободный переход из одной тональности в другую имеет не только явную "практическую" пользу, поскольку позволяет обеспечить исполнителям удобство при игре и пении. При правильном подборе тональности голос вокалиста звучит гораздо ярче и естественнее, чем когда он всеми силами старается исполнить нехарактерные для его диапазона (низкие или высокие) ноты.
Темперированный строй (а значит, и свободная смена тональностей) обеспечивает возможность писать произведения с большим количеством тональных отклонении и модуляций. А это, в свою очередь, является ярким изобразительным приемом, который широко применялся в классической музыке. С наступлением эпохи эстрадного искусства применение модуляций приобрело еще большее значение. Так, в джазовых импровизациях часто используются гармонические последовательности, переходящие из одной тональности в другую. Поэтому темперированный строй можно назвать одним из двигателей прогресса в музыке.
История
Теоретические исследования в области музыки начались в глубокой древности. Одним из первых ученых, кто стал уделять внимание строю, был древнегреческий математик Пифагор. Однако еще до появления на свет этого выдающегося человека существовало множество музыкальных инструментов с уже оформившимся строем. Люди, которые играли на них, часто не имели ни малейшего представления ни о физических свойствах звука, ни об основах теории музыки. Своему искусству они учились, постигая многие его премудрости интуитивно.
То есть в то далекое время люди методом проб и ошибок усваивали акустические законы, которые лежат в основе музыкальной теории и гармонии. А эти науки, как известно, не уступают в своей сложности высшей математике. Один мыслитель впоследствии сказал, что музыканты и композиторы бессознательно занимаются решением сложнейших физических и математических задач. Первым же серьезным исследователем этих вопросов был уже упомянутый Пифагор.
Пифагоров строй
Древнегреческий ученый проводил опыты со звучанием простейшего музыкального инструмента, который состоял из деревянного корпуса и натянутого на него источника звучания - одной единственной струны.
Он изобрел собственный строй, который получил название Пифагорова. Звуки в нем были расположены по чистым квинтам. Использование такой системы позволило у некоторых инструментов уменьшить количество струн. До этого все инструменты были устроены наподобие арфы, то есть каждая их струна могла издавать только одну ноту. Зажимание пальцами не применялось. Однако с введением Пифагорова строя музыканты по-прежнему не могли изменять тональность ни всего произведения, ни какой-либо его части. Такая система настройки применялась вплоть до средневековья. Тогда органы для исполнения церковной музыки были настроены по древнегреческому образцу. У этой системы, кроме перечисленных недостатков, имелись еще два минуса. Во-первых, звукоряд в них не был замкнут. Это значит, что начав играть гамму от до, нельзя было прийти в ту же ноту, но более высокой октавы.
И во-вторых, инструменты, настроенные таким образом, имели всегда несколько так называемых "волчьих" звуков, то есть клавиш или ладов, чье звучание выбивало ось из тональности, в которой был настроен весь инструмент.
Музыка до эпохи Барокко
Музыканты, композиторы, а также мастера, занимавшиеся изготовлением инструментов, в средние века были заняты постоянным поиском идеального строя. Артисты бродячих театров славились своей виртуозной игрой на лютнях. Под аккомпанемент данного инструмента исполнялись шуточные куплеты на злободневные темы. В поисках подходящей тональности, соответствующей диапазону голоса, артистам приходилось перестраивать свой инструмент, а это было связано не только с ослаблением или усилением натяжения струн, как сегодня.
Такая процедура требовала перестановки ладов. Они не были прочно прикрепленными к грифу, как в современных гитарах. Тогда их заменяли жгуты, сделанные из кожи животных, и свободно перемещавшиеся по грифу. Так, при перестройке инструмента приходилось передвигать и эти лады. Не случайно в те времена шутили, что лютнисты тратят треть своей жизни на настройку инструмента.
Кроме того, в пифагорейской системе не существовало понятия энгармонически равных звуков. То есть нота "фа диез" звучала тогда не так, как "соль бемоль".
Разные варианты
Система настройки, приближенная к современной, появилась во времена Иоганна Себастьяна Баха.
Она называлась "хорошо темперированный строй". В чем заключалась ее суть? Как уже было сказано, до этого не было энгармонически равных звуков. То есть если бы тогда существовало современное фортепиано, то между клавишами "до" и "ре" должны были бы находиться две черных: "до диез" и "ре бемоль", вместо сегодняшней одной, выполняющей обе эти функции.
Во времена Иоганна Себастьяна Баха получила широкую популярность музыка в тональностях с большим количеством диезов и бемолей. Композиторы стали использовать хитрый ход - для удобства исполнения они нередко делали энгармонические замены. Например, вместо "соль бемоль" они стали писать в партитурах "фа диез". Но эти ноты не были в то время равными друг другу. То есть их звучание, пусть не сильно, но отличалось. Поэтому прослушивание такой музыки вызывало у людей чувство легкого дискомфорта.
Неточно, но удобно
Но вскоре был найден выход из данного положения. Две ноты, находящиеся между соседними ступенями звукоряда, заменили одной, которая находилась между ними. Этот звук был лишь приблизительно равен двум этим нотам, а точнее, он являлся их усредненным значением. Но, тем не менее, такое нововведение открыло перед композиторами и исполнителями возможности.
Натуральный строй и темперированный
Натуральным называется такой строй, который содержит в себе только основные ступени звукоряда. Соотношения между ними следующие: два тона - полутон - три тона - полутон. По такой схеме настраиваются простейшие народные инструменты: свирели, дудочки и так далее.
На каждом из них можно играть только в двух тональностях - мажоре и миноре.
Появление нового строя
В 18 веке несколько теоретиков музыки предложили ввести в употребление новый строй. В нем октава делилась на 12 нот, отстающих друг от друга ровно на полтона. Такая система получила название равно темперированного строя. У нее было много сторонников, но нашлось и достаточное количество суровых критиков. Роль создателя темперированного строя приписывается сразу нескольким людям. Наиболее часто в этой связи звучат имена Генриха Граматеуса, Винченцо Галилея и Марена Марсенна.
Противоречие
На вопрос "Какой строй называется равномерно темперированным?" достаточно полным может считаться следующий ответ: "Это строй, где октава содержит двенадцать нот, расположенных по полутонам". Некоторые критики такого подхода к настройке инструментов говорили, что он не является идеально точным, и натуральный строй звучит гораздо чище. Именно в таком строе поют и играют музыканты-любители из народа. В воспоминаниях писателя, композитора и теоретика музыки Владимира Одоевского можно найти рассказ, как он однажды пригласил к себе в гости одного такого певца. Когда Одоевский начал аккомпанировать гостю, то услышал, что темперированный строй фортепиано не совпадает с нотами, которые пел этот человек.
После того случая композитор настроил свой рояль иным образом. Его звучание приблизилось к натуральному.
Заключение
Случилось это в девятнадцатом веке. Но до сих пор не умолкают споры между сторонниками и противниками равномерно темперированного строя в музыке. Первые из них защищают возможность свободного перехода в разные тональности, а вторые выступают за чистоту настройки инструмента. Существуют также и другие, более экзотические варианты настройки. В качестве примера можно назвать микротоновую гитару. Но подавляющее количество инструментов в мире имеет все-таки равномерно темперированный строй.