Местное самоуправление в Великобритании несет ответственность за ряд жизненно важных услуг для людей и предприятий в определенных областях. Среди них хорошо известные функции, такие как социальное обеспечение, школы, жилье и планирование строительства, сбор отходов. А также менее известные функции в виде лицензирования, поддержки бизнеса, услуг регистраторов и борьбы с вредителями.
Актуальность локальных структур
В Англии около миллиона человек работает в органах местного самоуправления в различных структурах власти, предоставляя более 800 различных услуг местным сообществам. Все они полностью регулируются и подлежат официальному оформлению.
Местное самоуправление в Великобритании, являющееся наиболее распространенным типом локальных органов власти, состоит из советников, которые избираются населением на выборах. Назначенные граждане работают с жителями поселения и партнерами, такими как предприятия и другие организации, чтобы согласовать и реализовывать проекты на определенной территории в соответствии с законодательными регламентами. Решения выполняются постоянными сотрудниками совета, должностными лицами, которые ежедневно оказывают услуги.
Типы поселений
В зависимости от того, где живут граждане, местное самоуправление состоит как минимум из одного или двух уровней власти. Это позволяет разделить полномочия и компетенцию. Местное самоуправление в Великобритании использует многоуровневую систему для регулирования основных отраслей. С помощью такого метода все проекты реализуются эффективнее.
Два уровня с распределением обязанностей между местными службами:
- 27 окружных советов.
- 201 районный, городской или городской совет.
Один (унитарный) уровень предоставления всех услуг:
- 56 унитарных советов.
- 33 лондонских района.
- 36 столичных районов.
По всей Англии также насчитывается около 9 тысяч приходских и городских советов, 10 национальных парков, отвечающих за сохранение и продвижение живописных территорий, а также местные органы власти, отвечающие за охрану, надзор и спасательные службы.
С момента принятия нового законодательства и проведения реформы в 2009 году появился еще один тип региональных органов власти – объединенные органы власти, в которых два или более советов сотрудничают и принимают коллективные решения.
Финансирование округов
Местное самоуправление в Великобритании получает финансирование из множества источников, включая правительственные субсидии, муниципальный налог, а также сборы и платежи. Вместе муниципальный и корпоративный налог составляет самый большой источник дохода в бюджет.
Местное самоуправление в Англии работает либо по одноуровневой системе — унитарным органам власти. Либо по двухуровневой системе —уездным и районным советам.
В Англии существует пять типов местной власти:
- Окружные советы.
- Районные советы.
- Унитарные органы власти.
- Столичные округа и лондонские районы.
Советы
Советы графств охватывают весь округ и предоставляют большинство общественных услуг в их конкретной области. Территориальное планирование этих структур позволяет координировать действия и распределять по иерархии полномочия между всеми подразделениями. Дополнительно, такая форма управления создает «мосты» между различными государственными структурами и ведомствами.
Окружные советы отвечают за:
- Образование.
- Шоссе.
- Планирование транспорта.
- Пассажирские перевозки.
- Социальное обеспечение.
- Библиотеки.
- Утилизацию отходов.
- Стратегическое планирование.
Районные советы
Каждый округ делится на несколько районов. Районные советы, которые также могут называться городскими, если район имеет статус города, занимают гораздо меньшую площадь и предоставляют больше местных услуг. Территориальное планирование распределяется аналогичным образом, как и в советах графств. Дополнительно структура может заключать контракты и договоренности с различными коммерческими организациями.
Районные советы отвечают за:
- Жилье.
- Досуг и отдых.
- Гигиену окружающей среды.
- Сбор отходов.
- Планирование и сбор местных налогов.
Унитарные органы власти
Многие крупные города и небольшие графства Великобритании являются унитарными органами власти. То есть они имеют только один уровень местного самоуправления. Унитарными властями могут быть городские или районные, советы.
Эти органы несут ответственность за:
- Образование.
- Автомобильные дороги.
- Планирование транспорта.
- Пассажирские перевозки.
- Социальное обеспечение.
- Жилье.
- Библиотеки.
- Досуг и отдых.
- Гигиену окружающей среды.
- Сбор отходов.
- Уничтожение отходов.
- Планирование бюджета.
- Сбор местных налогов.
Столичные округа
Столичные округа являются унитарными органами власти. Реформа местного самоуправления позволила разделить территории на несколько подразделений. Их можно назвать столичными районными советами или столичными городскими советами. В состав избираются граждане, прописанные в этом округе. Полномочия длятся до 3 лет. В зависимости от индивидуального рейтинга советников могут переизбирать до 5 раз.
Столичные округа отвечают за:
- Образование.
- Автомобильные дороги.
- Планирование транспорта.
- Пассажирские перевозки.
- Социальное обеспечение.
- Жилье.
- Библиотеки.
- Досуг и отдых.
- Гигиену окружающей среды.
- сбор отходов.
- Утилизацию отходов.
- Планирование бюджета.
- Стратегическое планирование и сбор местных налогов.
Лондонские поселения
Каждый лондонский район Великобритании и Уэльса является унитарным органом власти. Тем не менее Управление Большого Лондона (GLA) обеспечивает правительство и разделяет ответственность за определенные услуги.
Лондонские поселения отвечают за:
- Образование.
- Автомагистрали.
- Планирование транспорта.
- Социальное обеспечение.
- Жилье.
- Библиотеки.
- Досуг и отдых.
- Гигиену окружающей среды.
- Сбор отходов.
- Уничтожение отходов.
- Планирование бюджета.
- Стратегическое планирование.
- Сбор местных налогов.
GLA отвечает за:
- Автомагистрали.
- Планирование перевозок.
- Пассажирские перевозки.
- Стратегическое планирование.
Городские и приходские советы
В некоторых частях существует третий уровень органов местного самоуправления в Великобритании. Городские и приходские советы отвечают за более мелкие местные службы, такие как парки, общественные центры, земельные участки и военные мемориалы.
В Уэльсе и Шотландии существует одноуровневая система местного самоуправления, предоставляющая все услуги местного самоуправления. В Северной Ирландии избираются местные городские и районные советы, которые предоставляют такие услуги, как удаление отходов, уборка улиц и отдых. Однако большинство услуг находятся в ведении других организаций.
Изменение в управлении
Местное самоуправление в Англии было предметом постоянного процесса реструктуризации в течение нескольких веков и продолжает оставаться таковым.
Несмотря на то что в саксонские и средневековые времена существовали различные формы местного самоуправления, существующие в настоящее время виды разделений начали развиваться в XIX веке. Правительство меняет структуру и сегодня. Закон о местном самоуправлении 1888 года предусматривал создание 66 советов графств и одного лондонского совета графства. Этими окружными структурами должны были управлять выборные советники, в состав которых входили председатель, олдермены (старейшины) и помощники.
Акт передал из квартальных сессий (местных судов) в советы графств административные и финансовые дела своих округов. Дополнительно переходила ответственность за содержание дорог, мостов и уездных зданий, оценку и взимание сборов за аренду, назначение, увольнение и установление окладов уездных чиновников и организацию парламентских выборов. Закон также разрешает создавать уездные районы. Крупные поселения с населением свыше 50 тысяч человек могут стать административными округами.
Принятые законы
Закон о местном самоуправлении 1894 г. предусматривал создание выборных приходских советов в сельской местности и создание городских районных советов и советов сельских округов с выборными советниками. Большая часть законодательных актов 1888 и 1894 годов была впоследствии закреплена в соответствии с Законом о местном самоуправлении 1933 года.
В Лондоне произошли серьезные структурные изменения в местном самоуправлении в 1960-х годах. Лондонский округ и лондонский совет графства были упразднены, а новый район Большого Лондона был создан из лондонского графства и некоторых других округов. Совет Большого Лондона (GLC) стал административным органом местного управления в этой области вместе с 32 недавно созданными лондонскими районами.
Ко второй половине XX века местное правительство в Англии превратилось в чрезвычайно сложную систему, отчаянно нуждающуюся в упрощении и реформировании. В результате был проведен радикальный пересмотр с планами простой общегосударственной двухуровневой системы, изложенной в Законе о местном самоуправлении 1972 года.
В соответствии с этими изменениями, которые вступили в силу в апреле 1974 года, все существующие районы местного самоуправления, за исключением заморских владений Великобритании и островов Силли, были упразднены. Это включало все административные округа, уездные районы, сельские округа, городские округа и муниципальные районы. На их месте были созданы новые столичные и областные округа, которые, в свою очередь, были разделены на районы. Каждый округ управлялся выбираемым жильцами советом представителей.
В 1986 году были вновь внесены изменения в лондонское местное правительство. Совет Большого Лондона был упразднен вместе с шестью столичными округами, фактически оставив лондонские районы в качестве одноуровневых администраций. Затем в 2000 году была создана администрация Большого Лондона, которая обеспечила прямое избрание стратегической администрации для всего Большого Лондона. GLA разделяет ответственность за некоторые услуги местного правительства с 32 лондонскими районами и корпорацией City of London.
В остальной части страны, несмотря на надежды, на то, что радикальные реформы 1974 года, наконец, создали простую, унифицированную систему местного самоуправления, менее чем через 20 лет эти реформы подверглись сомнению, и снова потребовались дальнейшие изменения. Обзор, проведенный Комиссией местного самоуправления Англии, созданной в 1992 году, рекомендовал, чтобы некоторые округа сохранили свою двухуровневую структуру, а другим — одноуровневые унитарные органы (UA). Впоследствии несколько UA были созданы в 25 округах в период с 1995 по 1998 год.
В 2009 году в результате дальнейшей реорганизации органов местного самоуправления было создано 10 новых унитарных органов власти. Однако после избрания коалиционного правительства в мае 2010 года парламент в 2011 году отменил планы по созданию двух новых UA в Эксетере и Саффолке.
Спорные моменты
Планы предыдущего лейбористского правительства по передаче большей власти регионам путем создания восьми региональных собраний в Англии вызвали много споров. Проведенный в ноябре 2004 года референдум по предложенной ассамблее для Северо-Востока вызвал много противоречий. В итоге его результаты были аннулированы.
Характерные черты местного самоуправления в Великобритании выражаются разделение на отрасли в системе управления поселениями и городами. Коалиционное правительство, избранное в мае 2010 года, приняло закон, который отменил приказы о создании унитарных советов для городов Эксетер и Норвич. Этот шаг подвергся резкой критике со стороны лейбористской оппозиции. Акт также препятствует реализации дальнейших унитарных предложений. Закон о Локализме, принятый в ноябре 2011 года, содержит ряд мер, направленных на усиление роли местного самоуправления.