Изучение экономических закономерностей и зависимостей на уровне экономики в общем смысле этого слова возможно исключительно тогда, когда рассматриваются их агрегаты или совокупности. Макроэкономический анализ в любом случае требует агрегирования. Последнее является объединением отдельных компонентов в одно целое, совокупность, агрегат. Именно посредством агрегирования выделяются основные макроэкономические агенты, рынки, показатели и взаимосвязи.
Основные агенты
Агрегирование, которое основано на выявлении самых типичных характеристик, присутствующих в поведении экономических агентов, дает возможность выделить 4 макроэкономических агента. Это домохозяйства, государство, фирмы и иностранный сектор. Целесообразно рассмотреть каждую из представленных категорий в отдельности.
Домохозяйства
Итак, домохозяйства являются макроэкономическими агентами, которые действуют рационально и являются абсолютно самостоятельными. Их ключевой целью экономической деятельности служит не что иное, как максимизация полезности непосредственно для собственника экономических ресурсов. Среди последних целесообразно выделить труд, капитал, землю, а также предпринимательские способности.
В процессе реализации экономических ресурсов эти самостоятельные рационально действующие макроэкономические агенты получают доходы. Большую их часть они тратят на потребление (это называется потребительскими расходами), а оставшиеся денежные средства — сберегают. Именно поэтому домохозяйства являются основными покупателями товарной продукции и услуг, а также главными кредиторами или сберегателями. Иными словами, они в полной мере обеспечивают предложение средств кредитного плана в экономике.
Государство
К основным макроэкономическим агентам относится и государство. Оно представляет собой совокупность государственных организаций и учреждений, обладающих юридическим и политическим правом воздействия на процессы, протекающие в экономике, а также правом регулирования экономики. Государство — не что иное, как рационально функционирующий, полностью самостоятельный макроэкономический агент, основной задачей которого считается ликвидация провалов, случившихся на рынке (market failures). Именно по этой причине государство выступает покупателем товарной продукции и услуг для полноценной работы государственного сектора, производителем общественных благ, перераспределителем национального дохода (посредством трансфертов и налоговой системы), а также заемщиком или кредитором на финансовом рынке (в зависимости от состояния бюджета на государственном уровне).
Функции государства
Стоит знать, что именно государство организует, а в последующем и регулирует деятельность рыночной экономики. Иными словами, данный макроэкономический агент формирует и обеспечивает институциональную базу функционирования экономики (система безопасности, законодательная база, налоговая система, система страхования и так далее). То есть государство является разработчиком «правил игры». Оно обеспечивает и в полной мере контролирует предложение денежных средств в стране, так как имеет монопольное право эмиссии денег. Государство проводит стабилизационную (макроэкономическую) политику, ключевыми разновидностями которой являются следующие:
- Бюджетно-налоговая (иными словами, фискальная). Это не что иное, как политика правительства в сфере налогообложения, государственного бюджета, а также расходов государства, направленная на обеспечение равновесия платежного баланса, занятости населения и роста антиинфляционного ВВП (ВНП).
- Денежно-кредитная (монетарная). Это макроэкономическая политика властей в денежном плане. Другими словами, комплекс мер, которые направлены на контроль совокупного спроса посредством факторов денежного рынка (номинальный курс валют или уровень ликвидности банковских учреждений в текущем периоде, а также процентная ставка в краткосрочном периоде) для достижения определенной комбинации итоговых целей. Как правило, в данную группу целей входит стабильность цен, сохранение устойчивого курса валют, стабильность в плане финансов, а также содействие сбалансированному росту в экономике.
- Внешнеторговая политика — составляющая экономической политики, которая реализуется государством, предполагающая оказание воздействия на внешнюю торговлю через экономические и административные рычаги. Здесь целесообразно выделить такие инструменты, как субсидии, налоговые выплаты, прямые ограничения экспорта и импорта, кредитования и прочее.
Так, государство регулирует экономику, чтобы обеспечить стабильный экономический рост, уровень полной ресурсной занятости, а также стабильный уровень цен.
Фирмы как макроэкономический агент
Фирмы — это рационально действующий и полностью самостоятельный агент макроэкономики, целью экономической работы которого считается максимизация прибыли. Они являются основными производителями товарной продукции и услуг в экономике, а также покупателями экономических ресурсов.
Помимо этого, для расширения производства, а также полноценного обеспечения прироста запаса денежных средств и возмещения износа капитала компаниям нужны инвестиционные товары (сюда целесообразно отнести, прежде всего, оборудование). Именно поэтому они являются инвесторами, то есть покупателями инвестиционной товарной продукции и услуг. А поскольку для финансирования собственных инвестиционных расходов, как правило, фирмы используют заемные денежные средства, они считаются главным заемщиком в экономике, иными словами, компании предъявляют спрос на кредитные денежные средства.
Комбинации категорий
Стоит отметить, что в совокупности фирмы и домохозяйства формируют частный экономический сектор. В свою очередь, государственный и частный сектора в комплексе составляют закрытую экономику.
Далее целесообразно рассмотреть иностранный сектор и поведение данного агента макроэкономики.
Иностранный сектор
Иностранный сектор считается самостоятельным и рационально функционирующим агентом макроэкономики, который осуществляет взаимодействие с той или иной страной через международную торговлю (импорт и экспорт товарной продукции и услуг) и перемещение капиталов, иными словами, финансовых активов (импорт и экспорт капитала). Иностранный сектор объединяет все остальные страны мира. Следует дополнить, что включение в общий анализ агентов макроэкономики иностранного сектора предполагает получение открытой экономики.
Заключение
Итак, мы рассмотрели макроэкономических агентов и их поведение, цели, а также методики функционирования. Если иностранные агенты экономики допускаются на внутренний рынок, а национальные агенты — выходят на внешний, экономика превращается в открытую для потока ресурсов, благ, а также финансового капитала. В заключение стоит заметить, что возможность свободного импорта-экспорта благ, как правило, влечет за собой усиление конкуренции внутри страны (в первую очередь за счет иностранных заменителей отечественной товарной продукции). Она способствует ценовому выравниванию. Политика внедрения квот на импорт, импортных пошлин, которая вызывает удорожание иностранного товарного продукта на внутреннем рынке и ограничивает его ввоз, именуется протекционизмом.