Два полярных состояния громкости даже заложены в названии фортепиано. Форте – громко. Пиано – тихо. Термин обусловлен технологией этого инструмента: струны поражает молоток, и сила исполнения благодаря ему может варьироваться. И уровни ее изменения это и есть динамические оттенки. Их виды и особенности отражены далее.
Первые разновидности
Их появление связано с разными эпохами развития искусства. С появлением первого фортепиано возникли и соответствующие определения (форте и пиано). Позже число динамических оттенков стало увеличиваться.
Каждый вид носит итальянское наименование и имеет буквенное сокращение, и перевод на русский. Например, фортиссимо кратко обозначается как ff. А в переводе трактуется – очень громко.
В период ренессанса существовало 6 оттенков. 3 уже представлены выше (форте — f, пиано — p, фортиссимо). Другие три таковы:
- Меццо форте. Кратко – mf. Русская трактовка – не очень громко.
- Пианиссимо. Сокращение – pp. В переводе означает очень тихое исполнение.
- Меццо пиано. Аббревиатура – mp. На русском – не очень тихо.
Дальнейшее развитие
Во времена романтизма (1790—1910 гг.) композиторам было мало существующих динамических оттенков в музыке. Поэтому начались большие расширения: от ppppp до fffff.
Ученые пытались оттенки измерять в физических величинах. Результаты получились лишь ориентировочные. Так, Н. А. Гарбузов при исследовании зонного происхождения динамического слуха пришел к такому заключению: ширина участка всех динамических оттенков достигает примерно 10 дБ.
На сегодняшний день максимальный параметр музыкального диапазона составляет 40 дБ. Обозначения оттенков демонстрируют некоторые интервалы громкости, но не постепенные развития и упадки динамики.
Современные соотношения
Введенные обозначения mp, mf и p позволяют разнообразить исполнение произведения. Когда музыкант видит в нотных записях наличие символа mp, то играет определенный отрывок произведения немного громче. Если есть знак mf, то игра идет потише. При наличии «p» — еще тише.
Сегодня компьютерные технологии позволяют записывать звук с применением этих обозначений. Каждая программа позволяет их настраивать. И каждое название динамического оттенка в современном мире принято соотносить с децибелами (дБ). Причем анализ проходит в двух измерениях:
- Фонах – логарифмических параметрах громкости. Это физическое исследование.
- Сонах – ее субъективных единицах. Это психологическое восприятие звука.
Оттенки | Фон (дБ) | Сон (1 сон = 40 дб) |
fff | 100 | 88 |
ff | 90 | 38 |
f | 80 | 17,1 |
p | 50 | 2,2 |
pp | 40 | 0,98 |
ppp | 30 | 0,36 |
Крайние уровни
Дополняя свои произведения символами f и p, композиторы обозначали увеличение пределов мощности звука.
Это довольно редкие случаи. Их примеры таковы:
- «Шестая симфония» Петра Ильича Чайковского. В ней творец задействовал музыкальные динамические оттенки pppppp и ffff.
- «Четвертая симфония» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Здесь применяется fffff.
- «Шестая соната» Галины Ивановны Уствольской. В произведении задействовано 6 форте (ffffff) и прием «экспрессивисимо», говорящий о предельной экспрессии в композиции.
Плавные изменения
Они обозначаются тремя терминами:
- вилки;
- «крещендо» (cresc. — усиление);
- «диминуэндо» (dim. — снижение).
У третьего понятия есть синоним – «дикрещендо» (decresc.). Вилки обозначаются парой линий, которые связаны с одной стороны и расходятся с другой. При их расхождении справа налево громкость ослабевает.
Последующий компонент нотной записи обозначает умеренное сильное начало, после чего следует усиление и ослабление. Вилки пишут под или над станом. Во втором случае обычно поступают при записи вокальной партии.
Как правило, они свидетельствуют о кратковременных динамических оттенках. Обозначения cresc. и dim. говорят об их большей длительности. Эти знаки могут дополнять следующими надписями:
- poco (немного);
- poco a poco (мало-помалу);
- subito или sub. (неожиданно).
Понятие сфорцандо
Это неожиданный и резкий акцент. Его краткие принятые обозначения: sf или sfz . Также есть смежное определение — ринфорцандо (rinf или rfz). Он срабатывает, когда внезапно усиливаются несколько звуков либо короткая фраза. В некоторых случаях в нотнике может сначала прописываться fp, а затем sfp. Первое означает громкую игру и сразу тихую. Второе свидетельствует о наличии сфорцандо и идущем пиано после него.
Изучение оттенков
Основная теория музыки преподается в начальных классах любой детской музыкальной школы. Ученикам преподают, как правильно исполнять произведения, чтобы ощущать цельную линию всей композиции.
Для детей динамические оттенки в музыке преподносятся сначала в виде двух базисов: форте и пиано. Ученики их задействуют в специальных упражнениях и несложных произведениях. По степени накопления знаний увеличивается и усложняется и практическая часть. Отрабатывается материал с разными динамическими оттенками.
Педагоги рекомендуют детям основательно выучивать теорию. Но поначалу позволяют пользоваться памяткой, отражающей все оттенки и принципы игры в соответствии с ними. Всего формируется три таблицы по громкости:
- стабильная;
- с частичным и полным изменением.
Стабильное звучание:
Оттенок | Трактовка громкости |
ff | Предельная |
f | Высокая |
mf | Средняя |
mp | Средне-тихая |
p | Тихая |
pp | Очень тихая |
С изменениями:
Оттенок | Трактовка действия |
crescendo | Усиление |
poco a poco crescendo | Плавное усиление |
diminuendo | Понижение громкости |
poco a poco diminuendo | Плавное затихание |
smorzando | Замирание |
С полной сменой:
Оттенок | Громкость |
più forte | Увеличивается |
meno forte | Уменьшается |
sforzando (sf) | Резко ударяют звуки |
В процессе обучения исследуют, как взаимодействуют громкость и темп. Анализируются произведения различных музыкальных жанров. Ученики должны самостоятельно выделить те или иные музыкальные динамические оттенки в них.
Как правило, у каждого жанра своя специфика. Например, у марша четкая высокая громкость. У романса она меньшая, при этом темп медленный или средний. Здесь часто эти показатели постепенно нарастают.
Частая вариация динамических оттенков и темпа встречается во многих классических произведениях, а также развернутых и продолжительных композициях в рок-музыке. Примеры:
- Первая часть «Пятой симфонии» (Л. Бетховен).
- «Полет Валькирий» (Рихард Вагнер).
- «Игра с огнем» (гр. "Ария").
- Sign of the cross (Iron Maiden).
В подобных произведениях может идти постепенное развитие громкости и темпа. Затем они достигают определенных пределов. Композиция может затихнуть и снова развиваться, но в другом ключе. Для исполнения таких творений требуется высочайшее мастерство музыкантов.