Антон Веберн (фото представлены в статье) - австрийский композитор, а также дирижер. Является одним из основателей Новой венской школы. Родился в Вене 15 сентября 1883 года. В юности будущий композитор жил в Вене и Граце.
Биография
Отец будущего музыканта, Карл фон Веберн, был горным инженером и чиновником из министерства сельского хозяйства. Мать, Амалия Гер, была дочерью мясника. Ее интересовало искусство, и она проявила себя, как пианистка-любительница. Биография Антона Веберна тесно связана с музыкой. Будущий композитор начал заниматься серьезным ее изучением в 1895 году.
У Эдвина Комауэра он постигал игру на виолончели и фортепиано. Молодой человек также посещал гимназию, расположенную в Клагенфурте. После этого учился под руководством Гвидо Адлера в Венском университете на музыковеда. В период с 1904 по 1908 музыкант занимался композицией у Арнольда Шенберга.
Этот факт оказал существенное влияние на формирование его как личности, а также определил творческую направленность. Веберн в классе Шенберга познакомился с Альбаном Бергом, композитором, который стал его близким другом. С 1908 года Веберн выступал как симфонический и оперный дирижер в городах Германии и Австрии, также он работал в Праге.
Музыкант был руководителем Венского рабочего певческого общества. В период с 1928 по 1938 композитор занимал должность дирижера на австрийском радио. Когда нацистский режим утвердился в Австрии, Веберна отстранили. Жизнь его трагично оборвалась в Миттерзилле в 1945 году, когда город уже был занят американскими войсками.
Творчество
Антон Веберн был учеником и последователем Арнольда Шенберга, создателя так называемой «атональной» школы. Композитор довел до предельных форм выражения заложенные в ней принципы. Он использовал в сочинениях серийную и додекафонную технику.
Для музыки этого композитора характерны предельная концентрация выразительных средств, ирреальность образов, возвышенность, строгость, экономия и лаконизм, сжатость и афористичность. Исключительная звуковая рафинированность в музыке Антона Веберна сочетается с абстрактностью мышления и жесткой конструктивной схемой.
Он является автором хоровых, камерно-инструментальных, симфонических и вокальных произведений. Маэстро создавал литературные труды, среди которых поэзия, драма «Мертвый», музыкальные исследования и статьи, анализы собственных работ, цикл бесед под названием «Путь к новой музыке».
Творчество этого композитора существенно повлияло на течения музыкального послевоенного авангарда на Западе. Оно отразилось в работах таких композиторов, как Лигети, Мадерна, Ноно, Штокхаузен, Булез, Стравинский. Под его влиянием оказались и русские творцы музыки Волконский, Денисов, Шнитке, Губайдулин, Кнайфель, Вустин.
Цитаты
Антон Веберн говорил:
Новая музыка — это музыка небывалая. В таком случае новой музыкой в равной мере является как то, что возникло тысячу лет назад, так и то, что существует сегодня.
По мнению композитора, новой является:
Такая музыка, которая воспринимается как еще никогда ранее не созданная, и не сказанная.
Композитор называл музыку языком, в котором человек передает то, что не может сказать иначе. Он писал, что существовала некая необходимость, потребность, которая пробудила к жизни явление, называемое людьми музыкой. Творец утверждал, что некоторые мысли можно выразить только звуками:
Очевидно, существовала некая потребность, некая необходимость, которая вызвала к жизни то, что мы называем музыкой. Что за необходимость? Необходимость что-то сказать, выразить мысль, которую иначе, чем в звуках не выразишь.
Филипп Гершкович называл Веберна последним мастером немецкой музыки.
Новая венская школа
Композитор Антон Веберн выступил одним из основателей Zweite Wiener Schule. Эстетические принципы этого явления исторически сложились в Вене в первой трети двадцатого века.
Школа композиторов стала результатом активной организационной, педагогической и творческой деятельности Арнольда Шенберга, а также его учеников. К основанию этого заведения, помимо Веберна, приложили свои усилия Рене Лейбовиц, Ханс Эрих Апостель, Теодор Адорно, Эгон Веллес, Генрих Яловец, Виктор Ульман, Ханс Эйслер, Альбан Берг.
Сочинения
Антон Веберн в 1906 году создал сонатную часть для фортепиано (Sonatensatz — Rondo). Также его авторству принадлежат следующие произведения:
- «Ускользая на легких челнах»;
- «Эта песня только для тебя»;
- «В дуновении ветра»;
- «На берегу ручья»;
- «По утренней росе»;
- «Нагое дерево»;
- «Вход»;
- «Еще заставляет меня верность»;
- «Хвала и благодарность тебе»;
- «Я так печален»;
- «Вы подошли к очагу»;
- «Ты, от которой я всегда скрываю»;
- «С тобой я одна»;
- «День прошел»;
- «Таинственная флейта»;
- «Казалось мне, когда я видел солнце»;
- «Лужайка в парке»;
- «Одинокая»;
- «На чужбине»;
- «Зимний вечер»;
- «Солнце»;
- «Вечерний пейзаж»;
- «Ночью»;
- «Пение пойманного дрозда»;
- «Крест»;
- «Утренняя песня»;
- «С божьим именем вставать»;
- «Мой путь»;
- «Иди, о душа»;
- «Бедный грешник»;
- «Святая дева»;
- «Спаситель»;
- «Золотко»;
- «Спасение»;
- «Лилии свечей белеют»;
- «На лугу пасется стадо»;
- «Темное сердце»;
- «Устремляется с высот»;
- «Господь Иисус мой»;
- «Как я рад»;
- «Пурпурная птица сердца»;
- «Звезды»;
- «Свет глаз»;
- «Зажигающая молния жизни»;
- «Маленькое крылышко»;
- «Звучат блаженные струны Аполлона»;
- «Мир молчит»;
- «Глубоко скрытая внутренняя жизнь»;
- «Черпать из фонтанов неба»;
- «Легчайшие ноши деревьев»;
- «Приветливое слово»;
- «Освобожденный из лона»;
- «В летнем ветре».
И еще одно изречение мастера: «Какой смысл любителям заниматься элементами музыки, „загадками ее правил"? Смысл именно в том, чтобы научить за банальностями видеть бездны! И еще — и это было бы спасением — быть активным духовно».