После того как в середине XVII века патриархом Никоном была осуществлена верная по своей сути, но несвоевременная и плохо продуманная церковная реформа, произошло одно из самых драматических событий в истории российского православия – раскол между теми, кто принял все установленные им нововведения, и теми, кто сделался их ярым противником, сохранив верность старым традициям и обрядам. В наши дни памятником тех давних лет являются старообрядческие церкви в Санкт-Петербурге (фото приводятся в статье), Москве и многих других городах России.
Храм по адресу: Тверская ул., 8 А
Краткий обзор действующих сегодня в Санкт-Петербурге старообрядческих церквей начнем с храма, построенного на Тверской улице в 1907 году и посвященного одной из наиболее почитаемых в православном мире икон, именуемой «Знамение Пресвятой Богородицы».
В народе эта церковь так и зовется – «Знаменской». Автором ее проекта был петербургский архитектор Д. А. Крыжановский, выполнивший его по заказу поморских старообрядцев-беспоповцев (староверов, что одно и то же), объединившихся в согласие или иначе говоря, общину, члены которой отвергали священство.
В начале 30-х годов, когда страну охватила волна репрессий в отношении религиозных деятелей и наиболее активных прихожан, церковь закрыли и передали в распоряжение ряда хозяйственных организаций. Ее двери вновь открылись для верующих лишь благодаря перестройке, в период которой была осуществлена комплексная реставрация всего здания.
Храм рыбаков-староверов
Другим, не менее известным памятником религиозного раскола является старообрядческая церковь в Рыбацком (Санкт-Петербург). В архивных материалах сохранились сведения о том, что императором Павлом I было отдано повеление селить вблизи окраин города рыбаков, снабжавших жителей своим уловом. Для их поселка было отведено место, и обустроено кладбище, на территории которого в 1799 году построили деревянную Знаменскую старообрядческую церковь, поскольку большинство переселенцев придерживалось старой веры.
Однако в 1830 году по распоряжению Николая I, опасавшегося возникновения эпидемий, кладбище перенесли подальше от берега Невы, и там, на новом месте, построили сначала часовню, а затем церковь, сохранившуюся до наших дней и расположенную по адресу: Караваевская ул., 16. Создателем ее проекта стал архитектор Л. Л. Шауфельбергер. Освящена она так же, как и храм на Тверской улице, в честь весьма почитаемой старообрядцами богородичной иконы «Знамение».
Храм Лиговской общины староверов
Рассказывая о старообрядческих церквях в Санкт-Петербурге, нельзя обойти стороной и ту, что расположена по адресу Транспортный пер., 5. Многим жителям города она хорошо известна, несмотря на то что в качестве действующего храма была вновь открыта лишь в годы перестройки, а ранее в ее помещении располагался ряд государственных учреждений.
История создания храма относится к предреволюционному периоду. Известно, что в начале XX века среди петербуржцев, проживавших в районе Лиговского проспекта, было немало старообрядцев из которых со временем сформировалась религиозная община. Для постройки собственной церкви ее членами в 1915 году был приобретен участок земли, расположенный на Чубаровом (ныне Транспортном) переулке, и принадлежавший ранее вдове действительного надворного советника М.А. Ковалева.
Созданная по проекту архитектора П. П. Павлова, весьма известного тогда в Санкт-Петербурге, старообрядческая церковь была освящена буквально через несколько недель после большевистского вооруженного переворота. В середине 20-х годов ее закрыли, как один из рассадников «религиозного дурмана», а само здание использовали для вполне мирских целей. Долгие годы в нем помещался кожно-венерический диспансер. Своим нынешним возрождением церковь обязана изменению государственной политики в отношении Церкви, обусловленному перестроечными процессами, охватившими страну в начале 90-х годов.
Церковь староверов Белокриницкого согласия
Остановимся также на истории весьма известной в Санкт-Петербурге Покровской старообрядческой церкви. Ее адрес: пр. Александровской фермы, д. 20. Построена она была в 1896 году по проекту архитектора В. А. Коляновского и принадлежала членам так называемого Белокриницкого согласия, являющегося одним из направлений российского старообрядчества. Освящена церковь в честь небесного покровителя города – святого князя Александра Невского. Местом ее постройки стала территория погоста, называвшегося Преображенским и впоследствии переименованного в кладбище «Жертв 9-го января».
Крестный путь и последующее возрождение
В 1937 году настоятель храма протоиерей отец Алексий (Чужбовский) был арестован и вскоре расстрелян по ложному обвинению в антиправительственной деятельности. Вслед за тем власти упразднили общину и закрыли храм, после чего он долгие годы пребывал в забвении и постепенно разрушался. Его восстановление началось несколько ранее, чем возрождение иных, попранных большевиками святынь, и связано оно с подписанием советской стороной документов Хельсинской конференции 1975 года, касающихся предоставления определенных свобод верующим.
В 1982 году начались работы по восстановлению находившейся на проспекте Александровской фермы старообрядческой церкви. В Санкт-Петербурге ее община сегодня является одной из наиболее многочисленных и влиятельных религиозных организаций, объединивших в своих рядах приверженцев древних – дониконовских форм богослужения. При храме действует воскресная школа, обучение в которой проходят не только дети, но и люди самых различных возрастов.
Послесловие
Приведенные нами адреса старообрядческих церквей в Санкт-Петербурге являются далеко не полным перечнем мест, где совершают совместные богослужения приверженцы «древнего благочестия» – так издревле называют свою веру те, кто отказался принять реформу патриарха Никона. Не все их общины имеют собственные храмы, и поэтому для молитвенных собраний вынуждены использовать жилые помещения. Однако благодаря происходящему процессу сближения РПЦ и отколовшейся от нее части верующих можно надеяться на то, что в ближайшие годы картина изменится к лучшему.