Чтобы раскрыть суть любой науки, нужно понимать, что есть три составляющие изучения любой дисциплины: предмет, объект и метод. Предмет расскажет нам о том, что изучает наука, а с помощью метода мы поймем, как она это делает, а вот объект - это совокупность разных изучаемых признаков.
Для более глубокого вникания в тему, разберем подробно, что такое бухгалтерский учет, какие задачи и цели ставит перед собой эта наука.
Определение термина
Бухгалтерский учет - единая система сбора, регистрирования и обобщения информации в денежном эквиваленте об имеющемся имуществе, обязанностях организации и потоках денежных средств, методом сплошного, документального и непрерывного учета всех хозяйственных взаимодействий.
Закон о бухгалтерском учете гласит, что вести бухгалтерский учет могут следующие люди:
- главный бухгалтер, который оформлен в организации по трудовому договору;
- штатный бухгалтер, также оформленный в организации по трудовому договору;
- генеральный директор (при отсутствии бухгалтера);
- фирма, которая занимается бухгалтерским сопровождением организации.
О предмете, объекте и методе учета
Как было сказано ранее, под определением метода бухгалтерского учета предполагают то, каким образом и с помощью каких методик научная дисциплина изучает предмет.
Метод основывается на общих методах познания мира, но имеют место и индивидуальные методики изучения данной науки. Бухгалтерский учет отображает имущественные и денежные активы организации, а также источники их формирования. Эти источники называют пассивами, так как они всегда противопоставляются активам.
Чтобы добиться равновесия активов и пассивов, пользуются балансовым методом. Этот метод направлен на то, чтобы измерить эти величины и получить актуальную информацию.
В бухгалтерском учете каждая операция влияет на имущественные и денежные активы организации, поэтому так важно сформировать наглядные цифры о деятельности организации. Для этого и существуют методы бухгалтерского учета. Это есть комплекс техник и средств, который отображает финансовые и хозяйственные взаимодействия экономической единицы, а также предполагает специальные приемы обобщения, группировки и расчетов. Предмет и метод бухгалтерского учета связаны между собой.
Предметом бухгалтерского учета (в общем смысле) является вся его финансово - хозяйственная деятельность, которая реализуется путем различных операций и действий.
Предмет и объект учета очень связаны между собой, объект представляет из себя различные виды имущества организации для ее деятельности, финансовые и хозяйственные операции, благодаря которым возможно изменение состава имущества.
Виды бухгалтерского учета
Можно выделить следующие виды бухгалтерского учета:
- Административный - информацию собирают, обрабатывают и предоставляют для нужд фактического управления организации. Основные пункты - это учет и анализ себестоимости затрат.
- Управленческий учет связан с аналитикой информации для руководящих лиц организации.
- Финансовый учет - информация о доходах и расходах организации, о дебиторской и кредиторской задолженностях.
- Налоговый учет - это обобщение и анализ информации для того, чтобы определить налоговую базу по данным первичной документации.
Функции бухгалтерского учета
Помимо видов, можно выделить главные функции:
- Контролирующая - контроль за наличием и сохранностью имущественных предметов и денежных средств.
- Информационная - самая главная функция, важность ее в том, что она является первоисточником информации для всех отделов организации и ее руководителей.
- Обратная связь - бухгалтерский учет передает информацию.
- Аналитическая - анализ всех структур организации, прибыли и убытков для оптимизации работы.
Основные методы учета
Выше мы разобрались с тем, что же такое метод, но, чтобы понять какие методы предлагает нам современная бухгалтерия, остановимся на подробном списке каждого из них.
Итак, методы бухгалтерского учета:
- Документирование
- Счета
- Двойная запись
- Инвентаризация
- Оценка
- Калькулирование
- Баланс
- Отчеты
Документирование
На примере конкретном примере можно подробно разобрать мельчайшие элементы методов бухгалтерского учета.
Бухучет не может быть осуществлен без документов, которые являются письменным подтверждением акта совершения какой-либо хозяйственной операции. Документы в организации проходят путь от их создания до отправки в архив и тщательно хранятся, дабы при обнаруженном недостающем хозяйственном имуществе, была возможность отследить его движение на предприятии.
В любой организации ежедневно выполняются разные финансовые и хозяйственные операции, каждая из которых должна быть оформлена документом, в котором есть все сведения о правах и обязанностях. Только верно оформленная бумага гарантирует операции юридические права.
Рассмотрим понятия, связанные с характеристикой этого метода бухгалтерского учета:
Документирование | Ни одна финансово-хозяйственная операция не может находиться в учете без своевременного оформления документов. Это первичная стадия бухгалтерского учета. |
Унифицирование документов | Процесс создания разных форм документов для оформления однородных финансовых операций. Унифицированные документы утверждает Государственный Комитет Статистики РФ. |
Стандартизация | Создание стандартных бланков общетиповых документов. Стандартизация делает бухгалтерскую обработку документации значительно проще. |
Документооборот | Это движение документа от его составления и до хранения в архиве. Разработкой документооборота в организации занимается главный бухгалтер. Именно отсутствие этой характеристики приводит к хаосу в документах. |
Счета
Один из методов ведения бухгалтерского учета - это счет, который представляет собой средство группирования и контроля над изменениями некоторых объектов. Это особая таблица с двумя сторонами, на левой - дебет, на правой - кредит.
По содержанию бухгалтерские счета делятся на:
- активные - имущество считается по составу и размещению;
- пассивные - учет имущества по его образованию.
Активный счет | Пассивный счет | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Начальное сальдо | Начальное сальдо | ||
Увеличение | Уменьшение | Уменьшение | Увеличение |
Итоговое сальдо | Итоговое сальдо |
Сальдо - это разность между расходами и поступлениями. По активному счету - оно либо в дебете, либо отсутствует. По пассивному счету - сальдо либо в кредите, либо отсутствует.
Также существует и комбинированный метод, включающий в себя признаки обоих счетов и ведется для специфического расчета.
Активно-пассивный счет | |
Дебет | Кредит |
Начальное сальдо | Начальное сальдо |
Увеличение Уменьшение | Уменьшение Увеличение |
Оборот | Оборот |
Конечное сальдо | Конечное сальдо |
Помимо балансовых счетов, существуют забалансовая группа: в ней рассчитываются ценности организации, которые находятся не в прямом владении, а в аренде или на хранении.
Двойная запись
Еще один метод организации бухгалтерского учета - двойная запись. Она представляет из себя такое отображение данных, при котором каждая хозяйственная операция отображается дважды в счетах: по дебету у одного и кредиту у другого, которые связаны между собой.
Элементы метода бухгалтерского учета:
- Корреспонденция - взаимосвязь двух счетов, которая рождается при двойной записи.
- Проводка - вид оформления корреспонденции счета, когда единовременно делают запись по дебету и кредиту счетов. Простая проводка - связь двух счетов, сложная проводка - связь более двух счетов.
Инвентаризация
Примером метода бухгалтерского учета является инвентаризация. Для порядка в бухгалтерских документах, актуальности и достоверности вносимых и внесенных данных, организация занимается инвентаризацией имущества, которая обязательно подтверждается письменно - актами и счетами. В данном процессе подтверждают наличие и состояние объектов. Инвентаризация должна проводиться регулярно и является одним из основных методов бухгалтерского учета для обеспечения финансовой стабильности предприятия.
Периодичность данного мероприятия и список проверяемых позиций утверждается руководителем, но есть случаи, когда инвентаризация проводится принудительно:
- если имущество организации передается в аренду, осуществляется его выкуп или оно выставляется на продажу;
- реструктуризация или ребрендинг организации;
- если предстоит годовой бухгалтерский отчет;
- если в организации обнаружен факт кражи или порчи финансово-хозяйственного объекта;
- при возникновении чрезвычайных ситуаций (пожар, наводнение);
- если организация ликвидируется или банкротится.
Оценка
Оценкой в бухгалтерском учете принято называть выражение стоимости объекта в денежном эквиваленте. Простыми словами, под характеристикой метода бухгалтерского учета посредством оценки, понимается та денежная ценность объекта, которая фиксируется в документах.
Оценка объектов составляется по двум принципам:
- Реальность оценки - это действительная величина средств и их источников, иными словами, денежная сумма должна соответствовать величине объекта по факту. Этот принцип требует точной калькуляции объектов бухгалтерского учета.
- Единство оценки - один и тот же объект хозяйственных отношений должен быть одинаково оценен в любой организации в течение срока его присутствия на стадии оборота. Единство достигается путем обязательных документов, фиксирующих стоимость, и калькулирования.
Способы оценки:
- Основные средства - оценка отображается в бухгалтерской отчетности по первоначальной или остаточной стоимости.
- Нематериальные активы - оценка по первоначальной или остаточной стоимости.
- Материалы - оцениваются по фактической стоимости покупки или по плановой стоимости.
- Готовая продукция - оценка с учетом всех затрат на производство продукта или по тем ценам, которые были установлены на определенный момент времени.
- Кредиторская задолженность - оценка по суммам, которые были определены в договоре (купля-продажа, трудовой договор и т.д.)
- Уставный капитал - оценивается в сумме, которая указана в документах организации, даже если уставный капитал оплачен не полностью.
- Денежные средства - отражение в аналитике финансового отчета в национальной или иностранной валюте.
Калькулирование
Этот метод бухгалтерского учета исчисляет в денежном эквиваленте ценность предметов бухгалтерского учета и способ их оценки.
Предметом калькуляции является объект, стоимость которого нужна для различных нужд организации.
Вся деятельность предприятия, все ее финансовые и хозяйственные объекты и отношения подлежат обязательной калькуляции. Если организация приобретает какие-либо средства производства, необходимо посчитать их себестоимость, далее в процессе изготовления выявляют себестоимость всего процесса. На конечном этапе продаж вычисляют полные издержки на производство и считают прибыль.
Таким образом, калькуляция - один из самых важных методов начисления в бухгалтерском учете, необходимое дополнение к оценке.
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерским балансом называется сведение конечных сальдо всех имеющихся счетов.
Этот метод ведения бухгалтерского учета представлен в виде следующей таблицы:
Актив | Пассив |
Основные средства Материалы Касса Первоначальный итог | Уставный фонд Прибыль Ссуда банка Первоначальный итог |
Итог окончательный | Итог окончательный |
Итог баланса - это валюта. Их выделяют 5 типов:
- Отчетный - сумма на отчетное число.
- Вступительный - счета организации на начальном этапе деятельности.
- Ликвидационный - баланс, который имеется на момент ликвидации организации.
- Разделительный - составляют на момент раздела организации.
- Объединительный - при слиянии двух или более организаций.
Отчетность
Это комплекс всех показателей, которые отражают финансовое положение организации. Также это имущественные и финансовые результаты за нужный период времени.
Бухгалтерская отчетность - это исчерпывающая информация о деятельности всех филиалов и подразделений организации.
Отчетность содержит в себе:
- бухгалтерский баланс (форма 1);
- отчет бухгалтера о прибыли и убытках организации (форма 2);
- дополнение к бухгалтерскому балансу по отчету;
- заключение аудитора.
Отчетность составляется бухгалтером за один месяц, за один квартал и за один год. Отчетность за месяц и квартал - промежуточные итоги.
Отчетный год организации - с 1 января по 31 декабря. Для только созданных - с даты регистрации по 31 декабря.