Как утверждают христианские богословы, около пятнадцати иудейских пророков начиная с XV века до н. э. предсказывали появление из среды еврейского народа некоего человека, являющегося Сыном Божьим и Его живым воплощением. Наиболее отчетливо это прозвучало из уст пророка Исайи, родившегося около 765 года до н. э. в Иерусалиме. Что же известно о нем и что сокрыто завесой минувших веков?
Начало великого служения
Принято считать, что свои пророчества Исайя начал в возрасте двадцати лет, то есть в 744 году до н. э., когда в Иудее правил царь Азария. Толчком к началу великого служения послужило видение, явленное Исайе в стенах Иерусалимского храма. По его словам, он сподобился узреть Самого Господа Бога, сидящего на Престоле в окружении Небесных Сил, непрестанно возносивших Ему славу. В довершение чуда один из серафимов коснулся уст пророка горящим углем, взятым с жертвенника, и тем очистил от греха и беззаконий.
По свидетельствам, содержащимся в Ветхом Завете и его иудейском варианте – Торе, евреи часто отступали от Заповедей Божьих, и тогда на них обрушивались неисчислимые беды − нашествия иноплеменников, эпидемии, засуха и т. д. Один из таких тяжелых периодов наблюдался в VIII веке до н. э., когда народ дошел до крайней степени обнищания и был на грани отчаяния. Тогда-то Господь и послал им Своего пророка Исайю, который в течение шестидесяти лет неустанно свидетельствовал о будущем приходе в мир Спасителя, который избавит людей от уз первородного греха и откроет им врата вечной жизни.
Во «II Книге пророков» содержатся сведения о том, что служение Божьего посланника продолжалось до 684 года и завершилось мученической смертью: по приказу нечестивого царя Охазии он был помещен между кедровыми досками и затем расчленен надвое деревянной пилой.
Евангелист ветхозаветных времен
Свои пророчества Исайя изложил в столь ясной и точной форме, что впоследствии его стали именовать ветхозаветным евангелистом. События, которым еще лишь предстоит свершиться через несколько столетий, автор описывает так, как будто они уже произошли, а он был их живым свидетелем. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к данным им предсказаниям о рождении Спасителя от Пречистой Девы и о Его последующих страданиях во искупление людских грехов.
Несомненный интерес представляют собой пророчества Исайи о Мессии, приход которого в мир описывается с поразительной точностью и обилием подробностей. Упоминается, в частности, его принадлежность к роду царя Давида. Эта документальность изложения предстоящих событий во все века наводила богословов на мысль о том, что истинным вдохновителем создания текстов является Сам Господь Бог, пожелавший таким образом возвестить иудеям и всем людям, населявшим землю, их будущее.
Структура и датировка книги пророчеств
В состав Ветхого Завета включена «Книга пророка Исайи», содержащая в себе тексты отдельных выступлений этого выдающегося религиозного деятеля перед широкой еврейской аудиторией. Многие из них имеют конкретную датировку, что позволяет исследователям установить хронологические границы периода его общественного служения, осуществлявшегося между 733 и 701 годом до н. э. Этот же исторический документ изложен в Танахе – еврейском варианте Священного Писания - и помещен там в 12-й книге из раздела «Невиим» (Пророки).
Как в Ветхом Завете, так и в Танахе, все приведенные тексты объединены не в хронологическом порядке их создания, а в смысловом, позволяющем с большей легкостью проследить развитие мысли автора. Так, первая часть пророчеств Исайи носит характер обличительных выступлений, в которых автор упрекает своих современников в попрании Заповедей, данных некогда Господом Моисею на горе Синай, и предрекает им неминуемое возмездие. Этой тематике посвящены главы с 1-й по 39-ю. Далее следует раздел (40-66 главы), в котором автор приводит утешения по поводу предстоящего евреям Вавилонского пленения (597-539). В нем же приводятся пророчества Исайи о последних временах и явлении в мир Мессии. Все повествование ведется в живой и доступной форме.
Взгляд в будущее
В 40-й главе книги, содержащей пророчества Исайи, говорится о том, что явлению в мир Спасителя будет предшествовать рождение Его Предтечи, который, призывая людей к покаянию во грехах, подготовит Ему путь мессианского служения. Отметил пророк и такую подробность, как предельная аскетичность жизни Божьего правозвестника, проводившего дни в пустыне и оттуда возносящего свой глас.
Не находит рационального объяснения и пророчество Исайи о рождении Христа, произошедшего почти через семь с половиной веков после его смерти. В 7-й главе упомянутой выше книги рассказывается о том, как земная Дева «приимет во чреве» Святого Духа, и таким сверхъестественным образом свершится беспорочное зачатие Ее Сына, которому дадут имя Еммануил, что в переводе с древнееврейского языка означает «С нами Бог». Пророк возвестил о том, что посланный в мир Мессия будет иметь в Себе всю полноту даров Святого Духа: разум, премудрость, крепость, ведение, страх Божий и благочестие.
Князь мира
Кроме того, в пророчествах Исайи о Мессии приводятся имена, которыми нарекут его люди. Среди них такие: Князь мира, Отец вечности, Бог крепкий, Чудный и ряд других. Не преминул он упомянуть и о том, что Сын Божий соединит в Себе смирение и кротость с величайшей духовной силой, которая даст Ему возможность построить на земле Свое Царство. Однако для этого Ему предстоит добровольно претерпеть унижение, муки и саму смерть, чтобы потом воскреснуть и даровать вечную жизнь всем, кто, очистив свои души покаянием, ступит под сень основанной Им Церкви.
Толкователь библейских пророчеств
Все сказанное пророком и изложенное на страницах его книги с поразительной точностью соответствует описаниям событий, приведенных евангелистами, являвшимися современниками Иисуса Христа и ставшими их живыми свидетелями. В последующие исторические периоды многие выдающиеся богословы составили свои толкования пророчеств Исайи. Среди них наиболее известны труды египетского религиозного деятеля конца IV и начала V века Кирилла Александрийского. Этот выдающийся толкователь библейских текстов (экзегет) именовал Исайю не только пророком, но и первым апостолом Иисуса Христа, на несколько веков опередившим всех иных проповедников его святого учения.
Им же делается акцент на заключительной части книги пророчеств Исайи о Мессии, в которой говорится о Втором Пришествии Господа. В частности, Кирилл Александрийский придает буквальное значение словам Иисуса о том, что, явившись в мир, Он соберет вокруг Себя все языки (народы), которые, явившись на зов, узрят Его величие и славу.
Протестантский подход к текстам пророчеств
Следует отметить, что среди представителей либеральной – главным образом протестантской – теософии бытует мнение о том, что авторство «Книги пророка Исайи» принадлежит трем различным религиозным деятелям, оставшимся анонимными и жившим в разные исторические эпохи. Соответственно, и весь текст документа ими условно делится на три отдельные части. Составителя первой из них, охватывающей с 1 по 39 главу, они называют Перво-Исайей, иногда, впрочем, допуская использование его общепринятого имени. Автор следующей части, в которую входит объем материала с 40 по 55 главу, именуется ими как Второ-Исайя. Его же часто называют Девтероисайей или Второ-Иешайахом, что вполне тождественно. И наконец, заключительная часть книги приписывается некоему Третье-Исайе или Тритоисайе.
Особо отметим, что такой подход к книге, содержащей в себе пророчества Исайи о Мессии, характерен лишь для представителей некоторых протестантских направлений христианства, тогда как богословской наукой в целом признается авторство лишь одного человека, религиозная деятельность которого относится к VIII веку до н. э.
Апокрифы, озаглавленные именем пророка
Кроме того, нельзя пройти мимо нескольких текстов, объединенных общим названием «Вознесение Исайи» и получивших широкое распространение в эпоху Средневековья. Все они являются апокрифами, то есть писаниями, не получившими признания со стороны официальной Церкви, а следовательно, еретическими по своему содержанию. В них также содержатся мессианские пророчества Исайи, но в редакции, значительно отличающейся от евангельской трактовки событий.
По мнению исследователей, данный литературный памятник был создан на Балканах участниками зародившегося там в X веке антиклерикального движения богомилов. В течение последующих пяти столетий его текст многократно переписывался и расходился по христианскому миру, пока не был официально запрещен римским папой, а его распространители не подверглись преследованию. Из входивших в него когда-то 11 глав до наших дней сохранились только 6.
Иные мессианские предсказания
В завершение статьи отметим, что пророчества Исайи о Спасителе являются далеко не единственным, содержащимся на страницах Священного Писания, предсказанием явления в мир Сына Божьего. Эту же благую весть можно найти в целом ряде ветхозаветных текстов, достаточно лишь внимательно изучить «Пятикнижие Моисея», притчи царя Соломона, а также «Книгу Псалмов». Ведущие христианские богословы утверждают, что, прямо или косвенно, в них содержится информация о событиях, исполнившихся во времена Иисуса Христа и получивших свое отражение в текстах четырех канонических Евангелий.
Однако ни в одном из них картина будущего не воспроизведена столь ярко и убедительно, как в книге, составленной из выступлений иудейского пророка Исайи. Именно по этой причине ему отводится особое место среди всех избранников Божьих, осененных благодатью Святого Духа и сподобившихся узреть то, что от прочих людей сокрыто в толще грядущих веков.
Послесловие
К моменту рождения Иисуса Христа иудейская традиция усматривать в текстах Танаха конкретные пророчества насчитывала уже несколько столетий. Выработалось и определенное представление как о личности грядущего Мессии, так и о целях Его прихода. Однако, несмотря на то что, по свидетельству евангелистов, многие евреи уверовали в Сына Божьего, основная масса иудеев по сей день не признает Иисуса Христа Мессией и продолжает ожидать исполнения пророчеств, связанных с Его приходом в мир.