Штирлиц — это название типа личности, принятое в соционике. Создатель науки, литовка Аушра Аугустинавичюте, давая название социотипу, вдохновлялась персонажем Исаева (Штирлиц в фильме «17 мгновений весны»). Человек такого типа является логиком, сенсориком и экстравертом. Сокращенно — ЛСЭ. Однако надо заметить, что названия характеристик социотипов означают совсем не то же самое, что в жизни. В статье мы рассмотрим отличительные черты ЛСЭ, соционику, а точнее, ее основные положения.
Основы соционики
Существую четыре противоположные пары характеристик: экстра- и интроверсия, логика и этика, сенсорика и интуиция, рациональность и иррациональность.
Многие думают, что экстраверт — это болтун, а интроверт — это закомплексованный молчун.
На самом деле характеристика показывает, в каком мире (внешнем или внутреннем) предпочитает находиться человек, где ему комфортнее. Интроверт может быть очень общительным, но восстанавливает свои силы он в одиночестве. Экстраверт, наоборот, черпает энергию во внешнем мире, все его внимание направлено на других людей, объекты. Больше всего ему интересно, как он влияет на окружающий мир. Интроверта же преимущественно интересует, какое воздействие окружение оказывает на него.
Логики принимают решения, руководствуясь рациональным подходом, с помощью анализа. Согласно соционике, ЛСЭ именно такой. Этики опираются на свои чувства, личное отношение. Для них главную роль играют этические нормы и собственное ощущение правильности.
Сенсорики и интуиты, желая составить о чем-то свое впечатление, собирают разные типы информации. Первые ориентируются на то, что есть здесь и сейчас, т. е. на ощущения от своих пяти чувств. Интуиты обращают внимание на подтексты, скрытые возможности, смыслы, верят в озарения, шестое чувство.
Рациональность означает, что человек любит планирование, предсказуемость. Это высокий уровень самоорганизации личности. Иррациональность — это следование порывам, изменчивость, свобода от строгого распорядка.
Функции, определяющие тип
Психотип имеет четыре функции: ведущая, вспомогательная, слабая и ведомая. В соционике тест на определение типа позволяет узнать, к какой из характеристик у человека относятся логика, этика, интуиция, сенсорика и т. д. Название типу дается в соответствии с двумя основными функциями: ведущей и вспомогательной. Первая показывает ту сферу, которая наиболее интересна человеку. Часто она становится профессией, потому что в этой области легко можно чувствовать себя уверенно.
Вспомогательная функция чуть слабее, она показывает, каким образом человек реализует главную. Сенсорный логик будет, например, организовывать производство, а интуитивный — проводить социологические исследования.
Третья функция - слабость, по этому каналу человек очень уязвим. Он чувствует недостаток, сомневается, может даже иметь комплексы. Любой нажим и укоры воспринимает в штыки, поэтому функцию еще называют болевой.
Четвертый канал - ведомый. Здесь человек принимает помощь, указания на ошибки. Функцию также называют суггестивной, потому что через нее легко можно повлиять, внушить что-то. Типов личности в соционике 16 (это максимальное число возможных комбинаций характеристик).
Черты Штирлица
ЛСЭ очень хорош в деловой сфере и сам уверен в своей компетентности. Умеет среди многих способов выбрать самый эффективный и наименее энергозатратный. То, что для него значимо, делает блестяще, не приемлет несовершенство, поэтому не боится переделать. Это настойчивый и трудолюбивый человек. Любит, когда все на своих местах, поддерживает безукоризненную чистоту, но в то же время легко может найти в груде вещей потерявшуюся. Придерживается принципа разумной экономии и учит этому других. Все это проявления сильной функции — логики.
От работы до внешности — во всем видна любовь к красоте, однако излишнее украшательство этому типу не свойственно. Несмотря на то что бывает недоверчив, опекает близких людей, обладая практическим подходом ко всему, старается облегчить их жизнь. Так проявляется вспомогательная функция (сенсорика).
Штирлиц не из боязливых, он уверен в своей силе, но пользуется ей, только если нужно защитить близкого человека. С почтением относится к окружающим, ведет себя корректно, не допускает фривольностей, с друзьями он общительный весельчак. Бывает строгим по отношению к родным людям, но особенно — к себе. Имеет нордический характер. Это значит, что он старается быть сдержанным, сохранять спокойствие. Эмоции время от времени берут верх над разумом. В таких случаях ЛСЭ ведет себя резко, горячится, а все потому, что этика эмоций слабо развита.
Если чем-то занят, то полностью погружен в «здесь и сейчас», оттого не чувствует ход времени, может опоздать, не выполнить работу в срок (интуиция времени — это не его конек). Знает о такой своей особенности, из-за высокого чувства долга переживает и ненавидит, когда его торопят либо отнимают драгоценное время.
Понимает и принимает, если к нему не очень хорошо относятся на работе, но от своей половинки ожидает глубокой любви и постоянного ее подтверждения. Часто ошибается в оценке людей, не понимает тонкостей их поведения, эмоций, поэтому поступает неправильно по отношению к ним (его этика отношений нуждается в поддержке). Идеальным обществом считает то, где господствуют добро, любовь, красота.
Поведение ЛСЭ в стрессовых ситуациях
Штирлиц убежден, что если не следовать правилам, не делать выводы из прошлых ошибок, все пойдет прахом. Как и все сенсорики-рационалы, стремится к справедливому обществу. Считает, что право жить в нем надо заслужить, сделать это можно, если быть честным и делать все, что от тебя зависит. ЛСЭ очень боится, что его не примут, не признают, отвергнут, и это доставляет ему сильное беспокойство. Штирлиц тревожится, что может оплошать, потерять доверие других людей. Состояние стресса, в котором он оказывается из-за этого страха, толкает на усиление контроля. Человек такого социотипа жаждет исправить все несовершенное, все, что не в порядке, поэтому сердится на тех, кого считает безответственными. В таких случаях окружающим кажется, что их мнение не учитывается, что выводы Штирлица поспешны и ошибочны. Если стрессовая ситуация длительна, представитель этого типа чувствует себя опустошенным, уставшим, может даже заболеть. В таком беспомощном состоянии ЛСЭ сетует, что он неинтересен, недооценен, впадает в панику от мысли, что его бросят. Штирлиц может донимать близких жалобами, придирками или сверхопекой. В результате его недовольство вызывает сопротивление окружающих.
Тонкости взаимодействия
Если методика определения личности выявила, что вы или ваш знакомый ЛСЭ, то ознакомьтесь с рекомендациями по поводу эффективного общения.
Чтобы достичь взаимопонимания, у дипломатов принято не переходить к делу сразу, а делать вступление. Оно позволяет настроиться на волну собеседника и сориентировать его по поводу предстоящего разговора. Разным социотипам это следует делать по-своему.
Если вы Штирлиц, то создайте атмосферу беспристрастности, определите, на какой психологической дистанции будет проходить беседа — на «вы» или на «ты». Покажите готовность оценивать доводы визави с холодной головой.
У вас нордический характер. Что это значит для собеседника? То, что вы не всегда можете морально поддержать человека, потому что ваша этическая функция и интуиция развиты слабо. ЛСЭ нужно показать, что он глубоко понимает ситуацию, ее неочевидные причины, продемонстрировать скрытую сторону проблемы. Будет полезно передать собеседнику свою уверенность и дать понять, что вы сообщите, если положение вещей изменится.
В принятии решений Штирлиц может быть очень успешен и полезен другим людям. Стоит прислушаться, когда он говорит, как нужно действовать, объясняет тактику, последовательность; называет одного из специалистов квалифицированным; показывает более эффективный способ; рассказывает хронологию событий, приводит факты.
Если предстоит разобраться с какой-то проблемой, то ЛСЭ как нельзя лучше умеет отстоять интересы коллектива, защитить близкого человека. Он способен быстро навести порядок, создать уют, чистоту, накормить, организовать праздник и сделать так, чтобы всем было комфортно.
Если вы провинились перед Штирлицем, то он поймет и не будет обижаться, если сказать ему: «Я себя неважно чувствовал», «Я не понял суть, не смог разобраться», «Это идет вразрез с моими интересами».
Лучше всего ЛСЭ воспринимает похвалу, которая касается его навыков и каких-то осязаемых вещей. Можно, например, похвалить его золотые руки и ремонт, который он самостоятельно сделал, восхититься уютом в квартире, вкусным угощением.
Если вам нужно сделать Штирлицу замечание, не стоит говорить: «Ты пришел не вовремя», «У меня нет на это времени», «Все из-за твоей спешки!». Подходят формулировки: «Этичнее будет поступить так...», «Мне кажется, его могли обидеть твои слова».
Какие качества должна иметь работа, подходящая ЛСЭ
В соционике тест на определение типа может быть полезен еще и тем, что сориентирует в выборе деятельности по душе. Штирлицу будет комфортно, если работа:
- дает возможность применять логику для достижения ясно поставленных целей;
- позволяет самостоятельно определять тактику, ставить задачи сотрудникам, дает достаточно времени и средств;
- отдает приоритет его мнению, опыту, дает возможность ЛСЭ принимать решения и быть ответственным за них, контролировать выполнение;
- связана с реальными, осязаемыми вещами, ее результаты можно измерить;
- оценивается справедливо, по четким критериям;
- предполагает сотрудничество с ответственными, болеющими за результат людьми, проходит в атмосфере взаимоуважения;
- дает возможность прогнозировать результат, выстроить все в виде структуры.
Преимущества Штирлица в работе
Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ) будет успешен в карьере благодаря таким качествам, как:
- Сосредоточенность на результате, целях компании, практичность.
- Аккуратность в работе, стремление к высокому качеству, умение довести дело до конца.
- Обязательность, ответственность, способность быть жестким, если нужно.
- Умение заметить нарушение логики, нецелесообразное, неэффективное использование ресурсов.
- Способность принимать объективные, а не продиктованные эмоциями решения, организаторские способности.
- Реалистичный взгляд на будущее.
- Соблюдение норм служебной этики, умение сотрудничать, работать в иерархии.
Недостатки ЛСЭ в работе
Карьере соционического типа Штирлиц могут помешать такие минусы:
- Завышенные требования к другим.
- Нетерпимость к невнимательности и нарушению порядка со стороны сотрудников.
- Склонность к раздражительности, если процесс затягивается или работа малоэффективна.
- Боязнь пробовать новое, нежелание изменить что-то в себе.
- Неумение слышать аргументы другой стороны.
- Недальновидность, чрезмерная сосредоточенность на настоящем, отсутствие стратегического мышления.
- Нечувствительность к тому, как принятые решения влияют на окружающих.
Штирлиц как руководитель
В школах соционики ЛСЭ называют по-разному (Администратором, Организатором, т. к. представители этого типа очень часто выбирают управленческую работу). Рассмотрим поведение Штирлица-руководителя.
Как администратор он более успешен в решении тактических, а не стратегических задач. Предпочитает быть лидером в системе со строгой иерархией. Контакт с подчиненными устанавливает, опираясь не на личное видение, а на объективные факторы. Вместе с тем на работе Штирлиц стремиться сделать так, чтобы его подчиненным ничего не мешало выполнять их обязанности. Руководитель такого типа взаимодействует с работниками со свойственной ему решительностью и уверенностью — через четкие указания и контроль их выполнения. Он умеет сотрудничать, но внутри присутствует чувство конкуренции. ЛСЭ ценит подчиненных прежде всего за результаты работы, а не за их человеческие качества. Может не обращать внимания на этические нормы, т. к. управляет, руководствуясь установленными правилами, целесообразностью того или иного действия. Штирлиц сфокусирован на том, как фирме получить больше прибыли, не нарушая законов. Часто случается, что, несмотря на хорошую цель (благополучие компании), сотрудники остаются обиженными, потому что представитель этого типа не задумывается, как его решения влияют на чувства других.
Какие профессии подходят, согласно соционике, ЛСЭ
Сильные стороны этого социотипа: деловая этика, желание быть полезным людям, готовность к большой ответственности. Они позволяют Штирлицу, работающему управляющим, экономистом, директором, превращать убыточное, неэффективное предприятие в процветающее. Такой человек создает четкую систему, в которой каждый подчиненный выполняет свои функции. Подходит руководящая работа в любой сфере, связанной с реальностью, а не с абстрактными материями (директор школы, капитан корабля, госслужащий, офицер в армии, менеджер фирмы, генеральный подрядчик, системный администратор).
Штирлиц любит принимать решения, потому что это дает возможность проявить свою логику, доминантную функцию. Она поможет в профессии врача, инженера, авиадиспетчера.
ЛСЭ горд тем, что способен проанализировать проблемы и устранить их, эффективно используя умения других людей. Решения принимает, опираясь на сенсорику (вспомогательную функцию). Она помогает ему получить информацию о реальном положении дел, о том, что можно исправить, а что нет. Одновременно держит в фокусе внимания множество подробностей, фактов. Его планы никогда не бывают оторванными от реальности, а факты — ложными.
Логика является доминантной функцией, она поможет Штирлицу в консультировании клиентов, если он станет страховым или торговым агентом, оценщиком недвижимости, юристом. ЛСЭ продумывает и обосновывает свои рекомендации так, чтобы клиент был в выигрыше. Благодаря логике не принимает на свой счет отказы клиентов. Эффективно работает, потому что правильно определяет, что важно, а что нет, распределяет время.
Если ЛСЭ работает судьей, врачом, бортинженером в самолете, то развитая сенсорика помогает обладать широкими знаниями, собирать информацию, учитывать тысячу мелочей. Если Штирлиц продает, то у него это хорошо получается благодаря логике. Она позволяет донести свои идеи и настоять на своем в трудных переговорах.
Хотя в соционике типов личности 16, Штирлиц — один из немногих, который может быть успешен почти в любой профессии, за исключением психотерапии, педагогики и другой деятельности, где требуется глубокое понимание человеческих чувств и отношений. Достигнет высот в сферах, связанных с управлением людьми, технологиями, техникой. Даже если это работа преподавателя, то больше подойдут технические дисциплины, трудовое обучение. Если ЛСЭ захочет избрать медицину, то ему будут интереснее профессии стоматолога и хирурга, т. к. в их работе много техники, инструментов.