Творчество Роберта Шумана связано с его мировоззрением и восприятием мира, которое он пропускал через чувства. Великий композитор считал именно душевные порывы движущей силой мироздания, в то время как мышлению уделялись малая роль и значение. Именно поэтому все его произведения такие глубокие, эмоциональные и чувственные, одним из них стала знаменитая «Крейслериана» Шумана.
Рождение гения
Будущий автор великих произведений появился на свет в небольшом городке Цвиккау в семье книгоиздателя. Ставший пятым ребенком в семье, мальчик должен был продолжить дело отца, по крайней мере, именно об этом мечтали родители. Они с юных лет прививали парнишке любовь к чтению, и в итоге им удалось это сделать. Но случайное посещение концерта пианиста Мошелеса навсегда что-то изменило в сознании Роберта.
Беря уроки фортепиано и мечтая о возможности свободно заниматься музыкой, Шуман не мог обмануть ожидания родителей. Именно поэтому он поступил на юридический факультет, постигал там премудрости науки. Лишь встреча с известным Фридрихом Виком помогла ему начать новый путь. Ему удалось не только помочь парню в совершенствовании техники игры, но и сломить сопротивление строгих родителей, только у судьбы были свои планы на талантливого молодого человека.
После тяжелой травмы руки о музицировании и концертах Шуману пришлось навсегда забыть. Но отказаться от творчества он не мог, поэтому сконцентрировался на сочинении музыки, совмещая ее с публицистикой.
Браки совершаются на небесах
Верной спутницей на долгие годы для одаренного сочинителя стала любимая дочь его учителя Клара Вик, бывшая незаурядной пианисткой. Узнав о выборе талантливой наследницы, Фридрих изменил свое отношение к потенциальному зятю. Он не считал его способным обеспечить девушку всем необходимым. Но начинающая пианистка ради любви прервала отношения с родственниками, став для избранника не просто женой и матерью, но и музой. Она воспитывала их восьмерых детей, выступала с концертами и никогда не упрекала любимого супруга.
Особенности таланта
Шуман сумел максимально лаконично обозначать свои фортепианные произведения, давая им название на основе центрального лейтмотива. Он самоотверженно работал с порывом и страстью, делая все возможное для того, чтобы слушатели не просто слышали ноты или звуки, но и считывали по ним чувства композитора.
Такой титанический труд давался ему не всегда легко и требовал колоссальных душевных затрат, но оставить искусство гений не мог, не зная чем иным заполнить собственное существование.
Много личных чувств удалось выразить Шуману в «Крейслериане», которая была написана на основе переживаний от прочтения произведений Гофмана. Композиторы той романтической эпохи использовали прием программности произведений, связывая их с литературным источником вдохновения, используя его как либретто.
Анализ «Крейслерианы» Шумана
Являясь верным поклонником книг Гофмана, Роберт сочинял многие свои произведения именно на основе его работ. Свою "Крейслериану" Шуман создал под впечатлением образа безумного чудака Иоганна Крейслера. Находясь на подъеме чувств и эмоций, композитор, посвятивший произведение любимой супруге, трудился над его созданием без устали.
В "Крейслериане" Шуман использовал различные полифонические приемы, в частности, полиритмию, выделяя ритмическим обособлением басовые голоса, которые выражали тревогу, запаздывали или опережали основную мелодию.
Он переживал, сможет ли публика принять и понять его работы, которые могли показаться со стороны сложными и загруженными.
Но в итоге именно ноты «Крейслерианы» Шумана стали одной из самых ярких станиц в творческой биографии автора, даже по его собственному признанию. Это было автобиографическое и откровенное произведение, которое заставило замолчать даже самых знатных острословов. Они позитивно приняли пьесу, как и большинство других, созданных робким и безумно талантливым мастером, которому было так мало отведено земной жизни.
Каждый раз, болезненно переживая творческие кризисы, он довел себя до нервного истощения и самостоятельно принял решение о лечении в клинике для душевнобольных людей. Именно там он и скончался, так и не сумев избавиться от шизофрении, все чаще проявляющейся в последние годы жизни настоящего гения.
"Крейслериана" в исполнении Владимира Горовица на видео выше.