В истории православной церкви насчитывается немало христианских жен, причисленных к лику святых. Несколько из них носили имя Иулиании. В русском православии наиболее интересен пример святой Иулиании Лазаревской, которая не была монахиней, блаженной или мученицей. Обычная женщина-мирянка из старинного дворянского рода, рано потерявшая мать и в совсем юном возрасте выданная замуж, она жила в семье супруга, рожала и воспитывала детей, прожила довольно долгую по тем временам жизнь. В чем же заключалось ее подвижничество, какими добродетелями обладала святая Иулиания, что тело ее после смерти не тронуло тление, а Русская православная церковь прославила ее в лике праведных? Суть христианского подвига Иулиании состояла в нелицемерной любви к ближнему, которую она всю жизнь проповедовала и делом исполняла.
Первоисточники жития
Сохранился единственный список об обретении мощей святой Иулиании Лазаревской. Также остались акты о дворянском роде Осорьиных. Основной источник, свидетельствующий о жизни и деяниях святой, — Житие Иулиании Лазаревской. Насчитывается около 60 списков жития в трех разных редакциях: первоначальная (краткая), пространная, сводная. Первоначальная редакция после обретения мощей Иулиании (1614–1615) написана ее сыном Осорьиным Дружиной (после крещения Калистрат), который в Муроме служил губным старостой. Его произведение «Повесть о Иулиании Лазаревской» — классический образец древнерусской литературы, впервые так подробно описывающий жизнь дворянки того периода. Простое и бесхитростное, с богатым бытовым описанием повествование является краткой и первичной редакцией, которая не была широко распространена, и сегодня известно всего о шести списках, датируемых XVII – началом XVIII века. Считается, что служба святой также составлена ее сыном Дружиной.
Первоначальное жизнеописание святой Иулиании Муромской, изложенное Калистратом Осорьиным, в расширенном варианте и дополненное рассказами о чудотворениях, произошедших у гроба или от мощей святой, составляет пространную и сводную редакции. Описание чудес в них варьируется от 6 до 21, из которых три последних чудотворения относятся к 1649 году.
Родословие
Семья святой Иулиании происходила от древнего боярского рода Недюревых, с конца XV века известных службой при царском дворе. Отец Иустин Васильевич был дворовым ключником. Мать Стефанида Григорьевна, в девичестве Лукина, родом была из Мурома. Особо влиятельным человеком считался в семье Недюрев Иван Васильевич, дядя Иулиании, который был приказным деятелем во время правления Иоанна IV Грозного.
Но история святой Иулиании Муромской связана в основном с фамилией ее супруга Георгия (Юрия) Васильевича Осорьина. Его род, так же как Самариных и Осоргиных, не угас до сегодняшних дней. Эти семьи всегда хранили память о святых предках и девочкам часто давали имя Ульяна. Одного из сыновей Осорьиных, чаще старшего, стало принятым называть Георгием. До 1801 года вместе с именем святой Праведной Иулиании в канун дня ее памяти поминались в молитвах члены семейства Осорьиных (Георгии, Дмитрии, внук Иулиании Авраамий Стародубский). По свидетельствам начала XX века, все Осорьины отличались глубочайшей религиозностью и непоколебимостью веры. За годы существования семьи, в том числе и в XX веке, многие представители рода оставили заметный след в истории русского православия как у себя на родине, так и в эмиграции.
Жизнеописание детских лет
Родилась Ульяна Недюрева в 1530 году, при крещении получила имя Иулиания. Родители ее, зажиточные и очень благочестивые дворяне, жили в Москве. Иулиания была младшей среди нескольких сестер и братьев. Очевидно, родителями детям была привита глубокая религиозность, которую девочка проявляла с ранних лет. Первым умер ее отец, а мать — когда Ульяне исполнилось шесть лет. Осиротевшую внучку взяла на воспитание и увезла к себе в «муромские пределы» бабушка Анастасия Дубенская, также скончавшаяся через шесть лет. Двенадцатилетнюю Иулианию в свое поместье забрала ее родная тетя Наталия Путилова, у которой была многодетная семья.
В житии святой Иулиании исчерпывающе описаны ее наклонности и характер в ранние годы. Девушка отличалась кротким и молчаливым нравом, детским забавам предпочитала молитву, свободное время посвящала рукоделию, обшивая вдов и сирот, уходила, чтобы ухаживать за больными, кормила нищенствующих. Жизнеописания отмечают, что в местности, где находилось поместье тетки, не было церкви, потому девушка не бывала на службе и не имела духовного наставника. Однако жизнь она вела праведную, соблюдая посты и проводя много времени в молитвах. Аскетизм девочки беспокоил родственников, которые волновались за ее красоту и здоровье, потому принуждали к обильным завтракам. Над Иулианией, из-за ее образа жизни, порой насмехались и домочадцы, и слуги, а упорное стремление помочь обездоленным нередко вызвало даже теткин гнев. Девочка принимала все безропотно и смиренно:
…От тетки много сварима бе, а от дщерей ея посмехаема.
...Она же не вдавалась их воли, но все с благодарением принимала и с молчанием отходила, имея послушание ко всякому человеку.
…Помногу чтяше тетку свою и дщери ея, и имея во всем послушание и смирение, и молитве и посту прилежаше.
Супружество
16-летнюю Иулианию выдали замуж. Супруг ее, Георгий Осорьин, был зажиточным муромским вотчником, владевшим селом Лазаревским, в котором находилась его имение и церковь Святого Лазаря. Там и состоялось венчание, совершенное священником Потапием (Пимен в монашестве). Молодая супруга Осорьина хорошо поладила со свекром и свекровью, проявив послушание и глубокое почтение по отношению к ним. Невестка никогда не противоречила старшим Осорьиным, смиренно и безотказно выполняя любые их просьбы.
Также родители мужа заметили, что девушка не только добродетельна, но и умна, на любой вопрос она знала ответ. Отдав должное ее доброте и разумности, отец и мать Осорьины поручили невестке вести хозяйство. В житии сказано, что святая Иулиания была милостива к челяди и порой за их проступки брала вину на себя, никогда не донося мужу:
...Дело по силе налагаше и николи простым имянем не зваше.
Когда супруг ее надолго уезжал в Астрахань по делам царской службы, Иулиания все ночи проводила в молитвах. Свободное время она уделяла рукоделию, которое продавала, а вырученные деньги отдавала на строение церкви и тратила на помощь нищим. Молодая чета жила в добродетели, по законам Божьим. Ежедневно во время вечерних и утренних молитв супруги совершали не менее сотни поклонов. Несмотря на то что отец Иулиании был человеком грамотным и собирал рукописные книги, сама она грамоты не знала. Потому Георгий вслух читал своей супруге Священное Писание, жития святых, труды Козьмы Пресвитера.
Особо почитаемые Иулианией были Богородица и Святой Николай Чудотворец, образа которых находились в местной церкви св. Лазаря. Николай Чудотворец словно покровительствовал святой праведной Иулиании, никогда не покидая праведницу и оказывая чудесное вмешательство в трудные моменты ее жизни. Так, она дважды жаловалась, что ей не дают покоя бесы, угрожающие смертью, если она не прекратит свои благотворения. И оба раза после отчаянных молитв Иулиании являлся к ней Николай Чудотворец, спасая молящуюся своим заступничеством.
Деяния благочестивых супругов
Молодая чета много помогала нуждающимся, раздавая еду в Лазаревском и посылая милостыни в темницы. Добродетель супругов распространялась не только в пределах Муромской вотчины. Осорьиным в Нижегородском уезде принадлежало еще и березопольское поместье, где находилась церковь во имя Георгия Победоносца. При ней супругами было налажено временное пристанище и раздача еды нищим:
...Две кельи нищии, питаются от церкви Божии.
Но многие благодеяния святой Иулиании Лазаревской-Муромской приходилось свершать втайне от свекра со свекровью, особенно когда супруг ее праведный Георгий отлучался по делам службы. Во время страшного голода она еду, полученную от свекрови для своего пропитания, отдавала нищим.
А во время чумы, не страшась заразиться, святая Иулиания тайно от близких врачевала больных, мыла их в семейной бане, молясь о выздоровлении. Умерших она обмывала, оплачивала их погребение, заказывала сорокоуст и молилась об усопших.
В 1550-1560 годах, дожив до глубокой старости, скончались родители Георгия, в то время как сам он находился в Астрахани на службе. По обычаям семьи старшие Осорьины перед смертью приняли иноческий постриг, а Иулиания с честью подобающе похоронила их:
...Многу милостыню и сорокоусты по них разда, и повеле служити по них литоргию, и в дому своем покой мнихом и нищим поставляше во всю 40-цу по вся дни... и в темницы милостыни посылаше.
Родительская судьба Иулиании и Георгия
У праведных супругов родилось 13 детей (3 девочки и 10 мальчиков), из них шестеро умерли младенцами. Известны имена с датами рождения пяти сыновей и дочери, которые дожили до совершеннолетнего возраста: Григорий (1574), Каллистрат (1578), Иван (1580), Георгий (1587), Дмитрий (1588), самый младший ребенок — Феодосия (1590), которая приняла монашество и впоследствии стала местночтимой святой преподобной Феодосией.
В 1588 году старший сын погиб от руки дворового человека. Около 1590 года на войне был сражен в бою сын Григорий. Смиренно перенесшая смерть младенцев, святая Иулиания после гибели старших сыновей попросила у супруга позволение на принятие монашества. Георгий отказал и прочел ей слова из трудов Косьмы пресвитера:
Ничтоже пользуют ризы черныя, аще не творим мнишскаго дела. Дела бо спасают человека, а не ризы. Аще и в мире живуще, а мнишеское исполняющее, не погубит мзды своея. Не место бо спасает человека, но нрав.
Праведная чета наложила на себя обязательство воздерживаться впредь от супружеской близости. Они еще строже соблюдали посты и больше времени проводили в молитвах. Однако Иулиания посчитала это недостаточным, и после того, как все домочадцы засыпали, она становилась к молитве до зари. Утром праведница ходила к заутрене и на литургию в церковь, затем занималась хозяйством, помогала бедным, сиротам и вдовам:
...Ручному делу прилежаше и дом свой богоугодно строяше.
Смерть мужа
В постоянных молитвах и служении, без брачной близости, как брат и сестра, святые супруги прожили несколько лет. Скончался праведный Георгий около 1592-1593 годов и с честью был похоронен в Лазаревской церкви. Святая праведная Иулиания Лазаревская-Муромская память его почтила молитвами, церковным пением, сорокоустами и милостынею. После смерти Георгия праведница ежедневно ходила в церковь, посвятив себя служению Богу и помощи ближним. Святая Иулиания отдавала нуждающимся все сбережения, а когда их не хватало, она одалживала средства:
...Милостыню безмерну творя, яко многажды не остати у нея ни единой сребреницы… и она займая, даяше нищим милостыню.
Явление в церкви
В промежутке между 1593 и 1598 годами вновь случился мор, голод, а зимой стояли сильнейшие морозы, каких давно не было в муромских землях. Иулиания находилась в возрасте старше 60 лет, а деньги, которые сыновья дали ей на покупку теплых вещей, она раздала нищим. Потому в лютый мороз праведница не ходила в Лазаревскую церковь. Однажды в храме на одной из служб священник услышал голос, исходящий от иконы Пресвятой Богородицы:
Шедрцы милостивой Ульянеи: что в церковь не ходит на молитву? И домовная ея молитва богоприятна, но не яко церковная. Вы же почитайте ю, уже бо она не меньши 60 лет, и Дух Святый на ней почиет.
Священник бросился в дом Осорьиных, прося прощения, упал к ногам праведницы и рассказал ей о своем видении. Святую раздосадовало то обстоятельство, что служитель алтаря по дороге к ней успел рассказать многим людям о чуде, свидетелем которого он стал. Иулиания, убедив священника, что тот «соблазнился», попросила его никому не рассказывать о видении. А сама в худой одежонке по трескучему морозу поспешила в церковь, и там стала горячо молиться святая Иулиания у иконы Богородицы.
...С теплыми слезами молебная совершив, целова икону Богородицыну. И оттоле боле подвизася к Богу, ходя к церкви.
Времена Великого голода
Иулиания продолжала творить милостыню, оставляя средства только для самого необходимого в доме, а еды столько, чтобы не жить впроголодь ей и прислуге. Но чудовищный голод случился на территории большей части России в 1601-1603 годах. Оголодавшие люди теряли разум, и бывали даже случаи людоедства. В холодное дождливое лето 1601 года, как и везде в государстве, поля Иулиании не дали зерна, скот пал, и не было никаких запасов с предыдущих лет. Святая Иулиания распродала все, что оставалось в хозяйстве: выживший скот, утварь, одежду. На вырученные деньги, сама голодая и дойдя до крайней нищеты, ржаным хлебом кормила она челядь и людей, умирающих от истощения:
В дому... ея велика скудость пищи бысть и всех потребных, яко отнюд не прорасте из земли всееное жита ея... кони же и скоты изомроша. Праведница просила домочадцев и слуг «еже отнюд ничему и татьбе не коснутися».
Челядь корьмяше, и милостыню довольну даяаше, и в нищете обычныя милостыни не розстася, и ни единого от просящих не отпусти тща...
…Дойде же в последнюю нищету, яко ни единому зерну остатися в дому ея, но о том не смятеся, но все упование на Бога возложи.
Голод и холода повлекли болезни, началась эпидемия холеры. По этой причине Иулиания переселилась в поместье покойного супруга в селе Вочнево под Муромом, где не было своего храма. Праведницу одолевала старость и нищета, а ближайшая церковь находилась в «двух поприщах» (примерно 4 км) от ее дома. Святая Иулиания вынуждена была совершать лишь домашнюю молитву, что немало ее печалило.
Во время Великого голода многие помещики давали вольную своим крестьянам, не имея возможности кормить их. Праведница также своих холопов освободила, но наиболее преданные из них не захотели покидать хозяйку, предпочтя вместе с нею терпеть бедствия. Голод продолжал свирепствовать, а весь хлеб закончился. Иулиания со своими детьми и оставшимися слугами собирала древесную кору с лебедой, молола в муку, из которой с молитвой пекла хлеб. Его хватало не только домочадцам, но и для раздачи голодающим. Нищие, которые ели ее хлеб, рассказывали другим благотворителям, что у праведной вдовы «больно хлеб сладок». Соседние помещики посылали своих холопов просить хлеба на двор Иулиании, а попробовав его, признавали, что «горазда челядь праведницы» печь такой вкусный хлеб. Невдомек им было — «молитвою ее хлеб сладок».
Кончина и обретение мощей
В конце декабря 1603 года Иулиания заболела. В непрестанных молитвах провела она еще неделю. На второй день января 1604 года причастил праведницу духовный отец ее, священник Афанасий, после чего простилась она с детьми и слугами, напутствуя их о любви, совершении молитвы, милостыни и других добродетелях. После этого святая Иулиания упокоилась, а кончину ее сопровождали чудесные знамения:
…Вси видела около главы ея круг злат... в клети… видела свет и свеща горяща и благоухания велие повеваше.
Согласно предсмертной воле святой Иулиании, тело ее из Вочнева перевезли в Лазарево. Там 10 января 1604 года у северной стороны храма святого Лазаря погребли останки праведницы рядом с гробницей Георгия-супруга. Над могилами благочестивой четы в 1613-1615 годах была воздвигнута деревянная теплая церковь архангела Михаила. Позднее возле родителей погребли их дочь, схимницу Феодосию. Местное население Муромского и отчасти Нижегородского уезда почитало святых Иулианию, Георгия и Феодосию.
В 1614 году, когда рядом с предками хоронили Георгия, сына Ивана Осорина, был проведен процесс обретения мощей Иулиании. Гробницу вскрыли и в ней обнаружили нетленные мощи святой, а гроб был полон райски благоухающим миром, после помазания которым исцелились многие больные. До 1649 года был записан 21 случай чудотворений, произошедших возле гроба святой.
Канонизирована была праведница в год обретения ее мощей. Память совершается по святой Иулиании в день кончины — 2 января по Юлианскому и 15 по Григорианскому календарю.
Почитание
После обретения мощей Иулиании ее сын Каллистрат написал житие святой. Считается, что он составил и службу святой праведнице. С 1801 года епископ Владимирский и Суздальский запретил служение молебнов святым супругам, а иконы их были удалены из Лазаревской церкви. При пожаре 1811 года, случившемся в храме, мощи Иулиании пострадали и после возведения каменной церкви были помещены в новый главный престол архангела Михаила. С 1867-1868 годов возобновилось служение в Лазаревском храме молебнов Иулианиии и Георгию.
В октябре 1889 года торжественно, при большом скоплении народа состоялось перенесение мощей святой в дубовый гроб, который поместили в кипарисовую раку, богато отделанную и золоченой чеканной медью.
По распоряжению советских властей мощи святой Иулиании дважды обследовались в 1924 и 1930 году. Гробница после второго обследования поступила в Муромский краеведческий музей, где в качестве антирелигиозной пропаганды уже находились раки с останками других местных святых чудотворцев. Неожиданно для властей, верующие для поклонения святым мощам начали ходить в музей вместо церкви. Потому раки вскоре убрали в музейный запасник. Там и хранились мощи святой Иулиании до 1989 года, после чего были переданы в Муромский Благовещенский собор. А с 1993 года они перенесены в Муромскую Николо-Набережную церковь, где и находятся в настоящее время.
Тропарь и молитва к святой Иулиании Лазаревской приведены ниже (с сохранением орфографии и стилистики).
Тропарь (глас 4):
Просветившися Божественною благодатию,
и по смерти светлость жития твоего явила еси:
источаеши бо миро благовонное всем болящим на исцеление,
с верою приходящим к мощем твоим,
праведная мати Иулиание,
Христа Бога моли
спастися душам нашим.
Молитва:
Утешение наше и похвало, Иулиание, голубице Богомудрая, яко финикс, преславно процветшая, криле добродетелей священне и посребренне имущая, имиже на высоту Царствия Небеснаго возлетела еси! Похвальная пения памяти твоей радостно днесь приносим, понеже Христос нетлением чудесным тя увенча и благодатию исцелений тебе прослави. Зане любовию Христовою уязвившися, от младости чистоту душевную и телесную хранила еси, пост же и воздержание возлюбила еси, имиже помогающей ти благодати, вся страсти мира сего попрала еси, и, яко пчела, мудро цвет добродетелей изыскавши, пресладкий мед Святаго Духа в сердце свое вселила еси и, еще во плоти бывши, посещения Богоматере сподобилася еси. Прилежно убо ти молим: молися, госпоже, да подаст нам в Троице славимый Бог твоими молитвами многолетно здравие же и спасение, тишину и изобилие плодов земных и на враги победы и одоления. Сохрани предстательством твоим, преподобная мати, страну Российскую и град сей и вся грады и страны христианския неврежденны от всех навет и козней вражиих. Помяни, госпоже, убогия рабы твоя, днесь в молитве тебе предстоящия, но чрез все житие свое паче всех человек прегрешившия, обаче теплое покаяние о сих приносящия и твоими к Богу молитвами оставление грехов получити просящия, яко да греховных страстей свободившеся, благодарственное пение тебе приносити присно потщимся и прославим всех благих Подателя Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Мощи святой Иулиании дважды обследовались по распоряжению советских властей: в 1924 и 1930 году. Гробница после второго обследования поступила в атеистический отдел Муромского краеведческого музея, где, в качестве антирелигиозной пропаганды, уже находились раки с останками других местных святых чудотворцев. Неожиданно для властей, верующие для поклонения святым мощам начали ходить в музей вместо церкви. Потому раки вскоре убрали в музейный запасник. Там и хранились мощи святой Иулиании до 1989 года, после чего были переданы в Муромский Благовещенский собор, а с 1993 года перенесены в муромскую Николо-Набережную церковь, где и находятся в настоящее время.
Другие христианские святые
Русской православной церковью почитаются несколько святых жен, носивших имя Иулиания. Святость каждой из подвижниц Господа состояла в христианских подвигах благочестия, нерушимой приверженности вере Христовой, добродетели, целомудрии. Святая великомученица Иулиания Никоимская, Иулиания Вяземская, Иулиания Ольшанская — смертям и останкам этих праведных жен сопутствовали чудеса и знамения. Молитвенное обращение с верой к их образам дарует помощь и заступничество, и не только в качестве небесного покровителя для Ульян и женщин с другими формами этого имени, но и для всех христиан.
Иулиания Ольшанская
После присоединения большей части украинских земель к Великому княжеству Литовскому, в Киеве середины XVI столетия правил князь Георгий (Юрий) Ольшанский. Он был известным военачальником, благочестивым человеком, щедрым покровителем и меценатом Киево-Печерской лавры. Его дочь княжна Юлиания Юрьевна умерла невинной девственницей, не достигнув 16 лет. Похоронили ее у стен главного Киево-Печерского храма. Через несколько десятилетий, в первой четверти XVII века, когда возле Успенского собора копали могилу для нового погребения, обнаружили гроб. Надпись на табличке из серебра сообщала:
Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Ольшанского, преставившаяся девою, в лето от рождения 16-ое.
Открыв роб, присутствующие увидали тело княжны, не подверженное тлению. Гробницу с останками перенесли в храм. А через некоторое время, при Митрополите Киевском Петре Могиле, мощи были помещены в новую раку. Тому причиной стало явление святой Иулиании Ольшанской во сне настоятелю Печерского монастыря, в котором дева упрекала архимандрита в небрежении ее мощами и его маловерии. На новом вместилище нетленных останков сделали надпись:
По воле Творца неба и земли живет во всея лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница. Здесь кости — врачевство против всех страданий… Райския селения собой украшаеш, Юлиания, как цветок прекрасный…
Почитание православной церковью Иулиании Ольшанской началось после одного случая. В Великую Лаврскую церковь под предлогом поклонения святым мощам проник злоумышленник. На его просьбу поклониться мощам праведной Иулиании для него открыли раку, и нечестивец припал к руке святой. Как только он вышел из храма, то начал страшно вопить, после чего упал замертво. Когда тело злоумышленника осмотрели, нашли перстень княжны, украденный злодеем с ее пальца. Так святая Иулиания Ольшанская покарала вора, а у раки с ее останками происходило еще много исцелений и чудес. Мощи святой сильно пострадали от пожара 1718 года и были перенесены в новую раку, установленную в Антониевых (Ближних) пещерах. Это один и двух случаев погребения святых жен в Лаврских пещерах.
Праведная Иулиания Ольшанская почитается как покровительница невинных дев, целительница духовных недугов и душевных болезней, помощница православных женщин и одна из первых заступниц за них перед Пресвятой Богородицей и Престолом Святой Троицы. Память совершается 6 (19 по новому стилю) июля. Тропарь и молитва к святой Иулиании Ольшанской представлены ниже.
Тропарь:
Яко непорочная невеста Нетленнаго Жениха Христа, праведная дево Иулиание, со светлою свещею добрых дел вошла еси в чертог Его Небесный и тамо со святыми блаженства вечнаго наслаждаешися. Тем же моли, Его же возлюбила еси и Ему же девство твое обручила еси, спастися душам нашим.
Молитва:
О, святая праведная дево Иулиание, княжно Ольшанская, помощнице всем жаждущим спасения исцеления от болезней душ и телес! О, святая агнице Божие, яко имея дар мнози болезни целити и от всех козней врагов ограждати, исцели убо наша страсти душевныя и облегчи тяжкия болезни телесныя, отраду в скорбех даруй и избави нас от всяких бед и напастей. Призри на вся предстоящия честным твоим мощем (иконе) просящим твоея помощи сердцем сокрушенным и духом смиренным, да принесем во всем житии нашем плоды духовныя: любовь, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание, да сподобимся жизни вечныя и да любовию твоею ограждаеми, поем прославльшему тя Господу Иисусу Христу. Ему же подобает всякая слава и честь со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Святая Иулиания, княгиня Вяземская
После захвата и ликвидации в 1404 году княжества Смоленского Великим княжеством Литовским, Юрий Святославич, великий князь Смоленский, был выдворен литовцами из его земель. В изгнании сопровождал его князь Вяземский Симеон Мстиславич со своей супругой Иулианией. Оба удельных правителя происходили из династии Ростиславовичей, правящей ветви дома Рюриковичей. Князь Смоленский пленился красотой жены своего друга и соратника, и в Торжке, где Юрия Святославовича поставил наместником великий князь Василий Дмитриевич, он во время пира убил Симена Мстиславича, чтобы насильно завладеть его супругой. Легенда о тех кровавых событиях 1406 года и дальнейшая судьба князя Юрия описаны в иллюстрированной летописи мировой и русской истории - «Лицевом летописном своде», а позднее переписаны в «Степенную Книгу»:
...И великий князь Василий Дмитриевич сделал его наместником в Торжке, а он там безвинно убил служащего князя Семена Мстиславича Вяземского и его княгиню Иулианию, так как охваченный плотским желанием к его жене, взял ее к себе в дом, желая сожительствовать с ней. Княгиня же, не желая этого, сказала «О, князь, как ты думаешь, разве могу я оставить своего живого мужа и пойти к тебе?» Он же захотел лечь с ней, она сопротивляясь ему, схватила нож и ударила его в мышцу. Он разгневался и вскоре убил ее мужа князя Семена Мстиславича Вяземского, служащего у него, проливавшего за него кровь и ни в чем не виновного перед ним, так как не он научил жену так поступить с князем. И повелел отсечь княгине руки и ноги и бросить в воду. Слуги сделали приказанное им, бросили ее в воду, стало это грехом и великим стыдом для князя Юрия, не желая переносить своего несчастья и стыда, и бесчестия, бежал он в Орду...
…умер не в своем великим княжестве Смоленском, а скитаясь в чужой стране, странствуя в изгнании, переходя с места на место в пустынях своего великого княжения Смоленского, лишенный отчины и дедины, своей великой княгини, детей и братьев, родственников, своих князей и бояр, воевод и слуг.
Через несколько месяцев после злодейства, совершенного князем Юрием на пиру, тело святой Иулиании Вяземской, плывущее против течения реки Тверцы, обнаружил некий крестьянин. Он услышал голос небесный, который повелел собрать церковных служителей и погрести тело мученицы в Торжке у южных врат Спасо-Преображенского собора. Крестьянина мучили недуги, но когда он услыхал это повеление свыше, то сразу исцелился. Тело княгини похоронили со всеми почестями, и в последующие годы Церковью было зафиксировано немало случаев исцелений у ее гробницы.
Во время ремонта 1815 года в Преображенском соборе гроб святой Иулиании Вяземской был вскрыт. Многие из присутствующих получили тогда исцеление. Мощи перенесли в раку, которую установи в пределе, сооруженном в честь мученицы. После революции храм по распоряжению новых властей был закрыт, а мощи перемещены в церковь Архангела Михаила. В 1930 году останки княгини пропали, и с тех пор неизвестно, что с ними случилось.
Целомудрие христианского брака — великое таинство православной церкви. Верная жена и помощница мужу в трудах его, святая мученица Иулиания Вяземская — хранительница брачных уз, защитница супружеской верности и целомудрия. Память по благоверной княгине совершается 3 января, в день ее мученической смерти, и 15 июня, в день обретения мощей святой.
Святая Иулиания Никомидийская
Древний средиземноморский город Никомедия с 286 по 324 год новой эры получил статус восточной столицы Римской империи. Это был крупный культурный, торговый и ремесленный центр. Но в истории религии Никомедия оставила память своими христианскими мучениками. На протяжении полувека за период правления императора Диоклетиана, фанатичного противника христианства, и его преемника Галерия в городе были замучены и казнены десятки тысяч христиан. Одна из их числа — святая мученица Иулиания Никомидийская.
Ее имя внесено в списки святых православной и католической церквей. Самое раннее упоминание о мученице найдено в Martyrologium Hieronymianum («Мартиролог святого Иеронима»), перечне христианских святых, составленном приблизительно в 362 году. Позднее, в VII – VIII веках, бенедиктинский монах и авторитетный религиозный историк Беда Досточтимый впервые подробно изложил деяния святой Юлиании в своем «Мартирологиуме». Описанная бенедиктинцем история праведницы основывалась преимущественно на легенде, и неизвестно, сколько реальных фактов она содержала.
Сохранилось письменное свидетельство того, как в начале XIII века останки святой были перевезены в Неаполь. После этого почитание святой мученицы Иулиании распространилось во многих странах средневековой Европы. Наибольшим поклонением мученице отличались государства Италии, особенно окрестности Неаполя, и территории нынешних Нидерландов. Со временем легенда о Иулиании в разных регионах приобрела отличительные черты.
В «Мартирологе святого Иеронима» местом и временем рождения Юлиании указаны Кумы в Кампании, приблизительно 286 год нашей эры, откуда ее семья, очевидно, переехала в Никомедию. Согласно описанию Беды Досточтимого, святая Иулиания была дочерью выдающегося никомедийца по имени Африканус. Родители еще в детстве обручили ее с Элеузиусом, ставшим впоследствии сенатором и одним из советников императора Диоклетиана (по другой версии, Элеузиус — влиятельный офицер из Антиохии). Это было время жесточайшего гонения христиан, а родители Юлиании, будучи язычниками, особенно враждебно относились к христианству. Но Иулиания тайно приняла святое крещение. Когда подошло время свадьбы, девушка отказалась выйти замуж, чем обескуражила родителей и больно ранила жениха. Отец старался уговорить ее не нарушать помолвку и вступить в брак, но Иулиания отказалась подчиняться ему.
Тогда отец предоставил жениху возможность переубедить девушку. Элеузиус, побеседовав с Иулианией, выяснил, что она втайне от родителей приняла крещение. По одной из версий, жених пообещал девушке, что, вступив с ним в брак, она сможет не отрекаться от своей веры. Но та категорично отказалась, чем глубоко задела самолюбие несостоявшегося жениха.
Элеузиус решил отомстить строптивице и донес о ее принадлежности к христианству римским властям. Иулианию арестовали и заключили в тюрьму. Пока она находилась в темнице, Элеузиус предпринял еще ряд попыток, чтобы склонить девушку к заключению с ним брака. Тем самым он спас бы ее от казни и пыток. Но святая Иулиания предпочла смерть замужеству с язычником.
Разгневанный Элеузиус лично исполнил приказ римского правителя и безжалостно избил праведницу. После этого он обжег ее лицо раскаленным железом и велел посмотреться в зеркало, чтобы увидеть свою нынешнюю «красоту». Мученица ответила ему с улыбкой:
При воскрешении праведников не будет никаких ожогов и ран, а будет только душа. Поэтому я предпочитаю терпеть телесные раны сейчас, чем раны души, которые мучают вечно.
По одному из вариантов легенды, святую мученицу Иулианию с особой жестокостью подвергли публичным пыткам. Но перед изумленной толпой ее раны чудесным образом залечивались. Из большого сборища народа несколько сотен людей, видя чудо исцеления и силу веры Иулиании, тут же уверовали в Христа и были немедленно казнены. Через некоторое время святую мученицу Иулианию обезглавили. Ее казнь совершилась приблизительно в 304 году. Согласно преданию, Элеузиус позднее, когда потерпел кораблекрушение на неизвестном острове, был съеден львом.
День святой Иулиании Никомидийской православными христианами отмечается 21 декабря (по Юлианскому календарю) или 3 января (по Григорианскому), а католиками — 16 февраля. В молитве к святой великомученице Иулиании обращаются об исцелении болезней и особенно телесных ран.
Тропарь, глас 4:
Агница Твоя, Иисусе, Иулиания/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко милостив, спаси души наша.
Кондак, глас 3:
Девства добротами преочищена, девице,/ и мучения венцы, Иулиание, ныне венчавшися,/ даеши сущим в нуждах и недузех исцеление и спасение,/ приступающим к раце твоей:/ Божественную бо благодать Христос источает и жизнь вечную.
Иулианию Никомидийскую порой путают с мученицей из того же города Иулианией Илиопольской, также особо почитаемой. В 306 году она во время публичного истязания великомученицы Варвары открыто объявила себя христианкой, после чего обе святые были казнены.