Матрица принятия решений: виды, возможные риски, проведение анализа и последствия

Каждый второй сталкивался с проблемой выбора, сложностью принятия решения. Зачастую мы не знаем, как лучше поступить. Раздумья отнимают у нас огромное количество времени. Наверное, каждый из нас хотел бы научиться быстро находить верное, наиболее выгодное и правильное решение. Лучшие умы мира разработали прекрасный метод принятия решений - матрицы принятия решений.

Что это такое?

Матрица принятия решений в менеджменте - это один из простых и эффективных методов принятия решения. Необходимо выбрать ключевые критерии ситуации и понять, какой уровень значимости подходит для каждого из них.

Данный способ помогает решение разложить по полочкам таким образом, чтобы не загрузить голову множеством различных деталей. Кроме того, благодаря матрице, можно понять на каком этапе развития находится ситуация, и какова общая картина происходящего.

На производстве случаются разные ситуации. Зачастую опытный руководитель легко решает типовые задачи, проблемы, поскольку когда-то он уже сталкивался с подобным. Однако мир меняется очень быстро: появляются новые законы, технологии, компании, может произойти инфляционный скачок, наступить кризис. Нетиповые задачи сложно решить, а в краткие сроки тем более.

В любом деле важно не упустить детали, ведь иногда именно они могут помочь решить проблему наиболее лучшим способом.

Именно поэтому руководители часто прибегают к матрицам принятия решений. Они позволяют принять управленческое решение довольно-таки быстро, наиболее верно и не упустить малейшие детали.

Важно отметить, что идеальной матрицы не существует. Для каждого конкретного случая или проблемы необходима своя, уникальная матрица, которая будет решать именно ваши вопросы и будет направлена на ваше предприятие.

Проблема выбора

Как построить матрицу принятия управленческих решений?

Возьмите чистый лист бумаги или воспользуйтесь возможностями вашего компьютера. Первое, что нам необходимо сделать - это начертить таблицу. Строки представляют собой ваши варианты решения проблемы, а столбцы - это факторы, которые влияют на ваш выбор.

После того как вы выписали абсолютно все варианты решения и важные факторы, необходимо оценить, какова важность каждого выписанного фактора, то есть то, насколько большое значение он имеет, по вашему мнению, разумеется. В качестве оценки можно использовать бальную шкалу, например, от одного до пяти, где один балл - малочисленный фактор, а 5 баллов (самая высокая оценка) означает очень значимый фактор.

После того как процесс оценивания факторов завершен, необходимо подсчитать итоговое количество баллов для каждого варианта в отдельности. После этого нужно найти тот вариант, который набрал максимальное количество баллов - он становится лучшим.

Платежная матрица - метод принятия управленческих решений

Принимая решение, нам нужно выбрать именно то, которое было бы наилучшим в конкретной ситуации. Один из методов принятия такого решения - это платежная матрица.

Платежная матрица - это метод, относящийся к статистической теории решений. Данный метод поможет руководителю выбрать именно тот вариант решения, который необходим в данной ситуации. Обычно данный метод используют при необходимости выбора стратегии, которая наиболее подходит для достижения поставленной цели.

платежная матрица

Под платежом понимается денежное вознаграждение или же полезность, которые будут получены вследствие сочетания конкретной стратегии с конкретной ситуацией (то есть той ситуацией, в которой будет целесообразно использовать данное решение)

Платежи можно представить в виде матрицы. Платеж зависит от тех событий, которые совершаются на самом деле. Если событие не произойдет, то платеж будет совершенно иным.

Достоинства метода

Матрица принятия решений обладает огромным спектром преимуществ, основные из которых следующие:

  • Обоснованность и наглядность. Матрица обладает наглядностью, то есть если вы поделитесь своим анализом с другим человеком или же группой лиц, и при этом четко обоснуете полученные данные, то тем самым вы облегчите убеждение собеседника в правильности принятого решения.
  • Экономия времени.
  • Выбор оптимального варианта решения.
  • Наличие запасных вариантов. Может произойти так, что наиболее импонирующий вариант принятия решения не получится реализовать. В этом случае вам не нужно заново проводить анализ, ведь у вас будет уже целый набор запасных вариантов. Останется дело за малым - выбрать наиболее подходящий.
  • Объективность. Зачастую мы выбираем решение, исходя из наших личных побуждений, забывая разделять собственное "я" и работу. Матрица принятия решений помогает свести субъективное отношение к минимуму.

Недостатки метода

Но в этом методе есть и свои недостатки:

  • Некоторые матрицы являются статистическими. Они могут показать текущее состояние предприятия, однако они не помогут оценить динамику стратегических процессов.
  • Некоторые матрицы предлагают альтернативные стратегии. К сожалению, это иногда усложняет процесс формирования необходимой стратегии для матрицы из-за неоднозначности выбора стратегии.
  • Построение некоторых матриц требует больших умственных вложений.
  • Матрицы не дают конкретного, наиболее подходящего варианта решения.

Виды матриц

После использования первых матриц принятия решений ученые стали разрабатывать все новые и новые виды матриц. Новые методы помогали решать ряд сложных задач. К таковым можно отнести: выбор стратегии, действия по развитию продукта, какой продукт развивать и проч.

Примеры матриц принятия решений приведены ниже:

  • Матрица Эйзенхауэра (важность /срочность).
    Матрица Эйзенхауэра
  • Матрица Бостонской консалтинговой группы (показателями являются темп роста, производительность производства).
    Матрица БКГ
  • Матрица Маккинси (показатели: конкурентная позиция предприятия и привлекательность рынка).
  • Матрица - анализ портфеля (оценка хозяйственной деятельности предприятия).
  • Матрица Игоря Ансоффа (описание возможных стратегий предприятия в условиях растущего рынка).
  • Матрица Стейнера (классификация рынков и классификация продуктов на существующих; новых, но связанных с существующими; совершенно новых).
    Матрица Стейнера
  • Матрица Абеля (выбор проекта стратегии, исходя из обслуживаемых групп покупателей, потребностей и используемой технологии).

Применение метода

Примером использования матрицы принятия решения является выбор покупки: ноутбука или планшета.

В строки выбора вы соответственно записываете: ноутбук / планшет.

В столбцы записываете все факторы (например, цена, вес, функциональность, гарантийный срок, наличие конкретных необходимых программ, ценность).

После этого вы выставляете баллы ноутбуку и планшету по каждому критерию. Товар, который набрал большее количество баллов, следует купить.

Решение есть

Благодаря матрице принятия решений мы можем легко, затратив минимум усилий, получить наиболее выгодный вариант решения. Этот метод предназначен не только для выбора какого-то товара, но и для решения более серьезных, глобальных проблем.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.