В 2017 году отмечалось 280-летие со дня основания Георгиевского храма в Ивантеевке – городе областного подчинения, расположенном на расстоянии 17 км к северо-востоку от Москвы. Этой святыне выпала счастливая доля, избежав в советский период закрытия и последующего осквернения, благополучно дожить до благодатных времен, когда россияне вновь обратились к духовному наследию своих предков. Следует особо отметить, что по воле Всевышнего, а также благодаря мужеству священнослужителей и прихожан, богослужение в Георгиевском храме Ивантеевки не прерывались даже в разгар самых яростных антирелигиозных кампаний.
Села на берегу реки Учи
Прежде чем углубиться в историю находящегося в Ивантеевке Георгиевского храма, следует сказать несколько слов о самом городе. Известно, что сформировался он из трех близлежащих сел, расположенных на берегу реки Учи – Вантеево, основанного во второй половине XV века, а также Копнина и Новоселок. От первого из них и произошло его нынешнее название.
Из архивных материалов известно, что на протяжении последующих столетий жители этих сел занимались земледелием, пока в середине XIX столетия там не была основана ткацкая фабрика. Производство тканей успешно развивалось, и к началу следующего века на месте прежних аграрных хозяйств вырос мощный промышленный центр, поставлявший свою продукцию как на внутренний рынок, так и за границу.
Благое начинание офицерской вдовы И. Ф. Шереметевой
Что же касается религиозной жизни селян, то ее начало прослеживается с первой половины XVI столетия, когда на берегу Учи, поблизости от того места, где сейчас расположен в Ивантеевке Георгиевский храм, была выстроена небольшая деревянная церковь, освященная в честь святого великомученика Георгия. По прошествии века она весьма обветшала, и в 1668 году купец И. И. Бирюкин-Зайцев, владевший в ту пору селом Вантеево, выстроил на ее месте новую, такую же деревянную и посвященную тому же великому страстотерпцу, что и ее предшественница.
Этой святыне суждено было простоять чуть более шестидесяти лет, а именно до той поры, когда село, в котором она находилась, перешло по наследству Ирине Федоровне Шереметевой – вдове морского офицера, одного из деятельных помощников Петра I в деле создания им российского флота. Сочтя эту, уже вторую по счету, Георгиевскую церковь предельно обветшавшей, она обратилась в Святейший синод с прошением о постройке в принадлежащем ей селе нового храма – также деревянного, но более просторного и вместительного.
Постройка и освящение новой церкви
Получив из столицы благословение, Ирина Федоровна незамедлительно приступила к исполнению задуманного, и через 7 лет на живописном берегу реки, там, где ныне стоит каменный Георгиевский храм (г. Ивантеевка), поднялась деревянная купольная однопрестольная церковь с колокольней, выполненная в лучших традициях русского храмового зодчества той поры. Возведена она была на каменном фундаменте и сверху покрыта листовым железом.
В декабре 1737 года из Успенского собора Московского Кремля прибыла группа священников во главе с протоиереем отцом Никифором (Ивановым), направленная для ее торжественного освящения. Именно это знаменательное событие и принято считать началом истории храма великомученика Георгия, о котором идет разговор в нашей статье.
Статус приписной церкви
По прошествии еще одного столетия население Вантеева и двух прилегающих к нему сел значительно уменьшилось ввиду того что многие крепостные крестьяне были отправлены их владельцем – помещиком Ф. С. Мальгуновым – заселять иные принадлежащие ему территории. В те времена, когда до отмены крепостного права оставалось еще почти четверть века, это было обычным явлением.
С переселением крестьян значительно уменьшилась численность прихожан церкви, являвшейся предшественнице ныне существующего в Ивантеевке Георгиевского храма. В связи с этим вышло постановление Святейшего синода, согласно которому – за малочисленностью прихода – она теряла самостоятельность и приписывалась ко храму святого Сергия Радонежского, находившемуся в подмосковном селе Комягино.
С той поры и вплоть до 1918 года селяне окормлялись комягинскими священниками, регулярно совершавшими богослужение в их церкви, получившей на этот период статус приписной. Такое положение не изменилось даже после того, как рядом с ней открылась ткацкая фабрика, ставшая впоследствии мощным производственным комплексом и объединившая вокруг себя большое количество приезжих рабочих, пополнивших число прихожан.
Анонимный жертвователь
Этой церкви, возведенной по инициативе и на средства И. Ф. Шереметевой, было суждено почти полтора столетия звоном своих колоколов собирать жителей окрестных деревень на богослужения. Но древесина, из которой были возведены ее стены, как известно, материал весьма недолговечный, и в конце XIX века встал вопрос о капитальном ремонте весьма обветшавшего к тому времени сооружения. Именно тогда и был выстроен сохранившийся до наших дней в г. Ивантеевке Георгиевский храм.
Необходимые для проведения работ средства нашлись быстро. Согласно сохранившимся документам, их в 1886 году предоставил один богатый московский купец, не пожелавший открыть своего имени, чтобы тем самым в полной мере исполнить Божью заповедь о милостыне, творимой в тайне. Его щедрое пожертвование позволило в кратчайший срок возвести на прежнем месте новое здание церкви, выполненное в характерном для того периода архитектурном стиле, получившем название «псевдорусского».
Яркий образ деревянного зодчества
Даже в наши дни, по прошествии многих десятилетий со дня постройки, благодаря простоте и лаконичности форм эта постройка прекрасно гармонирует с окружающим ее пейзажем современного города Ивантеевки. Георгиевский храм, адрес которого: ул. Новоселки, д. 53, по праву считается не только центром духовной жизни горожан, но и уникальным архитектурным памятником – одним из ярких образцов русского деревянного зодчества конца XIX века из сохранившихся в Подмосковье.
Большинство архивных документов, связанных со строительными работами той поры, утеряны, но о том, что ныне существующая церковь возведена именно там, где находился в Ивантеевке Георгиевский храм, основанный еще в 1737 году, свидетельствуют результаты исследования ее фундамента. Как утверждают специалисты, он полностью сложен из кирпичей, производившихся в начале XVIII века, а целостность кладки говорит о том, что он никогда не демонтировался. Сохранились и другие элементы прежней постройки. Среди них листы луженого железа, покрывающие кровлю, а также купольный крест конца XVIII века и выкованные в тот же период решетки окон.
Освящение нового храма
Датой рождения существующего ныне храма принято считать 1892 год. Основанием к тому служит запись в «Клировой ведомости» той самой Сергиевой церкви села Комягино, к которой, как уже говорилось выше, он был приписан. В этом документе есть упоминание о том, что 11 мая «сего года» Митрополит Московский Леонтий (Лебединский) лично посетил Георгиевский приход и совершил освящение церкви, построенной в честь покровителя христолюбивого российского воинства.
Разграбление храма
Несмотря на то что Божьей милостью храм избежал закрытия в период, последовавший за октябрьским вооруженным переворотом 1917 года, а также пережил все многочисленные антирелигиозные кампании, беды не обошли стороной и его. Так, уже на третий год после установления в стране большевистского режима решением комиссии по изъятию церковных ценностей было реквизировано, а попросту говоря, разграблено все, что представляло в нем материальную ценность.
Серебряные ризы икон и оклады Евангелий, напрестольные кресты и драгоценные потиры (чаши для причащения) были отобраны у прихожан и навсегда ими утеряны. Продолжилось это вопиющее беззаконие в середине 30-х годов, когда якобы для нужд цветной металлургии с колокольни храма были сброшены и отправлены в переплавку древние колокола.
Последний очаг православия
Однако религиозная жизнь в нем не прерывалась, о чем свидетельствовало постоянно вывешенное на дверях Георгиевского храма в г. Ивантеевке расписание служб. Этот обычный в наши дни график был крайне важен для верующих потому, что остальные церкви, и не только в городе, но и во всей близлежащей округе, закрывались, и именно здесь сохранялся последний очаг православия.
Не имея возможности закрыть храм, власти подвергли репрессиям его священнослужителей и наиболее активных прихожан. Так, сохранилась в памяти горожан тяжелая участь, выпавшая на долю двух иереев − отца Серафима (Голубцова) и отца Гавриила (Раевского). Оба они были арестованы по ложному обвинению в антиправительственной деятельности и провели долгие годы в сталинских лагерях.
Сегодняшняя жизнь храма
За годы, прошедшие с начала перестройки, верующим России были возвращены многие незаконно отнятые у них святыни. Возродилась в должном объеме и религиозная жизнь Подмосковья. Однако, как и прежде, одним из наиболее значимых духовных центров этого района страны остается Георгиевский храм в Ивантеевке.
Расписание богослужений, ежедневно совершаемых его причтом, возглавляемым настоятелем протоиереем отцом Алексием (Барашковым), полностью соответствует требованиям Устава РПЦ. Так, по будним дням его двери открываются в 7:30 для всех, кто желает исповедоваться перед Божественной литургией, начинающейся в 8:00. С 17:00 под сводами храма совершаются вечерние богослужения и звучат акафисты, предписанные православным календарем.
По праздничным и воскресным дням расписание служб в Георгиевском храме Ивантеевки несколько иное. Начинаются они на час раньше – в 6:20 с исповеди и следующей затем ранней литургии. В 9:30 совершается поздняя литургия, а в 17:50 – всенощное бдение. Обо всех изменениях этого графика прихожане узнают из объявлений, размещаемых как в помещении храма, так и на принадлежащих ему интернет-ресурсах.