Умирающая церковь. Входоиерусалимская церковь: история, состояние, перспективы

Прошло два века с тех пор, как была заложена каменная церковь, освященная в честь входа Господня в Иерусалим. Могли ли наши предки представить, что храм будет методично разрушаться в XXI веке, а верующие услышат равнодушный ответ со стороны власти: "Денег на реставрацию нет".

Город Солигач

Краткая история

Как написано выше, церковь Входоиерусалимская церковь, лежащая ныне в руинах, была построена в начале XIX века. Точная дата неизвестна, но упоминается о закладке камня, совершенной в 1801 году. Окончательно постройка завершилась в 1804 или в 1805 году.

Средства на строительство выделил местный купец - Григорий Иванович Дунаев, проживающий близ того места, где выросла каменная церковь. Входоиерусалимская церковь, судя по описанию прошлых лет, была изумительно красива, на фото можно лицезреть ее великолепие. Каменное сооружение с такой же колокольней. С восточной стороны была построена ограда. В храме на тот момент было три престола: в честь входа Господня в Иерусалим, в честь чего названа церковь Входоиерусалимской церковью, в честь трех святителей Московских - Алексия, Петра и Ионы, а также в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы.

В 1808 году строение сильно пострадало от городского пожара, но стараниями прихожан и жертвователей ее быстро удалось восстановить. Спустя несколько десятилетий, в середине XIX века, при храме появилась богадельня.

Начало XX века

Советские годы

Новая власть, пришедшая на смену царю Николаю II, оказалась чудовищной. Повсюду закрывались храмы и монастыри, мародеры не стеснялись грабить их, забирая все самое ценное. Солигалич (Костромская область) с его храмовым великолепием советская власть не обошла стороной.

Церковь в честь входа Господня в Иерусалим оказалась закрытой, в ее помещении расположился дом культуры. Он находился там вплоть до 1988 года, затем переехал в новое здание, оставив церковь. Входоиерусалимская церковь, построенная более века назад на тот момент, осталась в плачевном состоянии.

Местные мародеры не гнушались совершить вылазки в пустующий храм. Все, что было возможно разрушить и уничтожить, было осуществлено ими. Местные власти не обращали внимания на тихо умирающий храм. До сегодняшнего дня ситуация не изменилась. Сооружение продолжает разрушаться, оно давно превратилось в место, где население распивает спиртные напитки, здесь же справляют нужду и оставляют на стенах непристойные записи.

Разрушенный храм

Внешний вид снаружи (наши дни)

Православному христианину трудно спокойно смотреть на сегодняшнее состояние церкви. Входоиерусалимская церковь медленно умирает, но никому нет дела до разрушающегося памятника ушедшей эпохи.

Остатки храма бросаются в глаза издали, он стоит в немой тишине, окруженный неказистыми деревенскими домишками. На поблекшем куполе, разумеется, отсутствует крест. По стене колокольни побежали огромные трещины, пересекающие едва заметную отделку, оставшуюся с прошлых лет. Колокольня онемела сто лет назад, до сих пор такой и осталась.

Снаружи алтарной части церкви почти отвалился большой кусок стены, три окна наглухо заколочены старыми досками. Под одним из них красуется надпись, явно сделанная руками подростков. По всей поверхности здания снаружи идут большие трещины. кое-где стены разваливаются.

Тот самый желтый домик

Внутри храма: первый этаж

Но то, что внутри церкви, - это самая настоящая мерзость запустения, без слез смотреть невозможно. Стоит начать с того, что входа в храм как такового нет, зато есть внушительный пролом в стене, ведущий внутрь помещения.

На первом этаже бросается в глаза сцена, точнее - ее остатки. Ступени практически развалились от ветхости, везде грязно и пыльно. Часть стен выкрашена в бело-зеленый цвет, краска кое-где облупилась и виднеются кирпичи. Окна заколочены досками, сквозь них пробиваются тонкие лучики света. На полу многочисленные пивные бутылки, о которых написано выше, пакетики из-под чипсов и прочей еды. Кое-где валяются грязные тряпки, некогда бывшие человеческой одеждой. Деревянные двери переломаны, когда-то они были белого цвета. В углу сохранились остатки печки-голландки.

Внутри храма

Внутри храма: второй этаж

На втором этаже церкви входа Господня в Иерусалим картина не менее грустная. Здесь стены выкрашены в бело-голубой цвет, местами облупленные, виднеются коричнево-серые кирпичи. Белый цвет давно превратился в серо-черный, но местами еще сохранился его первоначальным вид. Деревянный потолок еще сохранил свой облик, но уже кое-где протерся. Окна здесь заколочены частично, стекол на них нет. Проникающий тусклый свет отбрасывает блики на настенные надписи и рисунки. Пол почти прогнил, ходить по нему опасно для собственной жизни.

Перспективы

Никто не собирается реставрировать церковь. Входоиерусалимская церковь продолжает разрушаться, власти заявляют, что у них отсутствуют средства на ее реставрацию.

РПЦ не комментирует ситуацию, возможно, наступит время, когда она обратит внимание на погибающий храм. К сожалению, церковь Входоиерусалимская (церковь находится в городе Солигалич) не единственная, погибающая в этих местах.

Отношение местных жителей

Стоит обойти храм, как взгляд натыкается на ухоженный ярко-желтый двухэтажный домик, рассчитанный на несколько квартир. Его жители равнодушны к судьбе храма, равно как и остальные жители города.

Судя по тому, что предстает взору внутри церкви, местная молодежь и любящее выпить старшее поколение используют помещение в качестве клуба по интересам. Точнее, по единственному интересу, называемому алкогольной продукцией.

Равнодушие - это беда современных людей. В круговороте жизни забывается о самом главном - Господе, дающим нам каждый день. Вместо того чтобы отнестись к Создателю с благодарностью за этот дар, люди проходят мимо разрушенного храма, и ладно бы - просто шли, так надо еще и свалку устроить на том месте, где некогда молились их предки.

Внешний вид

Адрес

Разрушающийся храм находится по адресу: Костромская область, Солигалич, улица Карла Либкнехта, дом 8. Для желающих посетить его, убедиться собственными глазами в прочитанном, публикуем карту:

На карте отображается бар рядом с разрушающимся храмом, назревает вопрос: зачем же превращать в питейное заведение памятник прошлого, если рядом находится таковое?

Заключение

Среди православных бытует мнение, что у каждой церкви есть ангел, данный ей при освящении престола. И что бы не произошло, ангел всегда остается на своем посту, даже когда разрушается церковь. Церковь Входоиерусалимскую охраняет такой же ангел, он стоит у разрушенного престола, среди оплеванных стен и пивных бутылок, плача горькими слезами. Никто не слышит его стона, не видит слез, а только продолжают усугублять ситуацию.

Сколько их - плачущих над обломками святынь ангелов? Столько же, сколько разрушенных храмов остается в России. Если удалось оказаться в Солигаличе, посетите умирающую церковь. Просто в знак памяти о прошлом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.