Правостороннее движение

Разделение на разностороннее движение началось, еще когда первого автомобиля не было и в помине. Историки непрерывно спорят о том, какое же движение в Европе было изначальным.

В эпоху существования великого Римского государства всадники всегда ездили слева. Это делалось для того, чтобы их правая рука с оружием всегда была готова нанести удар встречному неприятелю.

Свидетельством тому, что в Риме было не правостороннее движение, а именно левостороннее, стали доказательства, найденные в 1998 году в английском районе Суиндона, где была раскопана каменоломня римлян, возле которой разбитая левая колея была сильнее правой. Кроме того, на римском динарии, датированном еще пятидесятым годом до н. э., были изображены всадники, едущие по левому от экипажа направлению, запряженного лошадьми.

Кроме того, одноместному экипажу с кучером спереди намного удобнее ехать с правой стороны, потому что при разъезде с остальными экипажами кучерам надо очень сильно тянуть вожжи своей правой рукой.

В России же еще при государе Петре Первом за норму было принято именно правостороннее движение, а сани и повозки разъезжались, придерживаясь правой стороны.

Своего предшественника поддержали и последующие императоры. В 1752 году царица Елизавета Петровна своим официальным указом установила и ввела на российских улицах обязательное правостороннее движение карет и повозок. Среди западных государств закон, устанавливающий стороны передвижения, впервые был издан в Великобритании: это билль от 1756 года, согласно которому, по Лондонскому мосту определялось передвижение по левой стороне, при этом уже тогда при «выезде навстречу» взимался штраф - фунт серебра.

И только спустя двадцать лет правительство Англии издало свой известный «Дорожный акт», в котором прописало введение левостороннего движения. Точно такое же движение было установлено на открывшейся спустя почти полвека железнодорожной ветке Манчестер – Ливерпуль.

По одной из существующих версий, Англия заимствовала это из своих морских правил, так как была островной, и единственной связью с остальными странами являлось судоходство: судна пропускали другие корабли, которые приближались к ним именно справа.

Страны с правосторонним движением именно Великобританию считают основной «виновницей» такой «левизны», которая впоследствии повлияла и на некоторые страны. Правостороннее движение в основном связывают c Францией. В эпоху Французской революции декретом, изданным в Париже, рекомендовалось передвигаться именно по правой, считающейся «простонародной» стороне.

Немногим позже Наполеон укрепил этот указ, приказав и военным держаться правого направления.

Правостороннее движение, как это странно не звучит, в начале XIX столетия было связано c большой политикой. Те страны, которые противостояли натиску наполеоновских войск - Британия, а также Австро-Венгрия, и Португалия, стали «левыми», а те, которые поддерживали Наполеона - Германия, Италия, Голландия, Испания, Швейцария, Польша, перешли на правостороннее движение. При этом в Австрии вообще сложилась любопытная ситуация: в некоторых провинциях движение было «левым», а в других – «правым». Хотя только после аншлюса c немцами, в тридцатые годы она полностью переквалифицировалась на правостороннее движение.

В Европе после появления автомобиля началась настоящая чехарда. Большинство стран ездили по правой стороне по обычаю, навязанному им еще с наполеоновских времен.

Однако в туманном Альбионе, Швеции и в определенной части Австро-Венгрии воцарилось левостороннее движение.

При этом в Италии в каждом городе вообще были свои определенные правила. Первыми были созданы машины с правым рулем, «неправильным» для нас, причем независимо от того, в какой стороне передвигались автомобили.

Это было предусмотрено с одной целью, чтобы шофер мог лучше разглядеть машину, которую обгонял. Кроме того, при правом руле шофер имел возможность выходить из автомобиля непосредственно на тротуар, а не на проезжую часть.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.