Столица Великобритании славится своими удивительными достопримечательностями, которые условно можно выделить в группы: дворцы, церкви, парки, музеи, галереи, мосты. Все интересные места Лондона невозможно охватить в одной статье, поэтому подробно остановимся на истории только одной необычной постройки.
Лондонский мост - это название конкретного строения, которое соединяет правый берег Темзы и Сити, деловой район города. На этом месте всегда стояли мосты, начиная еще со времен основания Лондона. Они последовательно сменяли друг друга по мере разрушения. Тот факт, что Лондонский мост приходилось часто перестраивать нашел свое отражение в известной детской песенке London bridge is fallen, где его предлагается отстроить заново из кирпича, железа, а в последнем куплете – из золота. Это сооружение действительно были готовы восстанавливать, применяя любые, даже самые дорогие материалы, ведь оно было единственной переправой в городе через Темзу до 1750 года.
Самый первый мост построили римляне в середине первого века нашей эры. Он был деревянный, поэтому часто разрушался во время войн, бурь и пожаров. Так, в 1014 году его полностью разрушили датские завоеватели, в 1091 году он был снесен сильнейшим штормом, а в 1281 – разрушен льдом. В пожарах он "погибал" в 1136 году, 1212 и 1633 годах. Затем лондонцы приняли усиленные противопожарные меры, поэтому в злосчастном 1666 году огонь смог уничтожить лишь треть моста.
Поскольку Лондонский мост был интенсивно застроен домами, к тому же представлял собой единственную возможность перебраться с одного берега на другой, то движение на нем было чрезвычайно интенсивным и сложным. Начали даже возникать пробки. И это в 18 веке! Поэтому в 1722 году был издан закон, разрешающий только левостороннее движение по мосту. Собственно, именно этот указ положил начало повсеместному левостороннему движению на дорогах Британии. А дома, которые так сильно мешали свободно передвигаться по мосту, были полностью снесены в 1760 году.
Лондонский мост, помимо функционального назначения, играл в жизни столицы важную политическую и символическую роль. С 14 по 17 в. у его Южных ворот выставляли головы казненных преступников и предателей. В частности, эта участь постигла Томаса Мора, Оливера Кромвеля, Уильяма Уоллеса, Джона Фишера.
Здесь разворачивались судьбоносные для страны исторические события, например, именно этим путем прошел Карл II, когда прибыл в Лондон для возвращения трона своего отца в 1660 году, в период восстановления династии Стюартов.
Старый Лондонский мост повлиял также на общий характер застройки города: наибольшее количество домов было построено в непосредственной близости от моста, на северном берегу Темзы. А южный берег был застроен менее плотно, сооружения там расходились в форме веера вдоль реки и до Саутворка.
Предпоследняя конструкция моста была возведена около 1830 года. Она была каменной, пятиарочной и служила больше ста лет, но со временем стала оседать. В 1967 году приняли решение строить новый мост, а старый Лондонский мост не рушить, а продать. Желающие приобрести его нашлись очень быстро. Этот «самый огромный антиквариат в мире» был куплен американским нефтяным магнатом Робертом МакКалохом за 2,5 миллиона долларов. В течение трех лет его бережно разбирали, нумеровали и упаковывали каждый камень, чтобы отправить в Штаты. Там постройку аккуратно собрали, и теперь она стала главной достопримечательностью Лейк Хавасу Сити в штате Аризона, привлекая множество туристов.
Новый Лондонский мост построили всего за несколько лет. Его торжественно открыла королева Елизавета II в 1973 году. В первый же день через него прошло около 90 тысяч человек. Выполнен мост из стали и бетона и по своему дизайну выглядит самым незатейливым из всех аналогичных сооружений столицы. На нем нет никаких украшений, но зато он надежный и обладает самой высокой пропускной способностью благодаря трем полосам движения в каждую сторону. Тротуары на нем широкие и удобные для прогулок, а зимой они дополнительно подогреваются, чтобы холод не стал препятствием для экскурсий по этому удивительному историческому месту.