В самом сердце России на территории Шацкого района Рязанской области находится поселок Выша, получивший название от одноименной реки, на берегу которой раскинулись его дома. Своей известностью он обязан расположенному поблизости Свято-Успенскому Вышенскому женскому монастырю, история которого связана с именем выдающегося религиозного деятеля XIX века – епископа Феофана (Говорова) Затворника. Остановимся вкратце на основных событиях его прошлого и настоящем.
Смутные отголоски прошлого
О том, когда и кем был основан действующий ныне на территории Шацкого района Успенский Вышенский женский монастырь, точных данных нет. Тем не менее на основе дошедших до нас преданий, а также некоторых сведений, почерпнутых из книги игумена Тихона (Ципляковского), изданной в 1881 году, есть основание полагать, что произошло это во времена Ивана Грозного, то есть не позднее XVI века. Первое же письменное упоминание о нем, датируемое 1625 годом, содержится в грамоте, составленной матерью государя Михаила Федоровича − инокиней Марфой.
Из документа явствует, что по ее распоряжению (очевидно, мать государя имела на то должные полномочия) мужская обитель, располагавшаяся относительно нынешнего Вышенского Успенского монастыря в восьми верстах вверх по течению реки, была перенесена на новое место, находившееся при впадении в Вышу ее судоходного притока − Цны.
С этого времени история обители достаточно полно отражена в сохранившихся архивных документах. Известны имена настоятелей, при которых были осуществлены наиболее масштабные строительные работы. Это иеромонахи − Тихон, возглавлявший братию с 1625 по 1661 год, и его преемник Герасим, державший в руках пастырский жезл в течение последующих 59 лет. Фамилии других служителей до нас не дошли.
Череда бед и лишений
В истории Вышенского Успенского монастыря, остававшегося вплоть до нынешних времен мужским, были периоды расцвета и упадка. Так во второй четверти XVIII века численность его братии настолько уменьшилась, а хозяйство до такой степени оскудело, что решением Святейшего синода он был упразднен как самостоятельная единица и приписан к находившейся от него в двадцати верстах Чернеевской Никольской обители. О том, что послужило причиной столь бедственного положения, в документах не говорится. Тем не менее в последующие десятилетия иноческое служение в нем продолжалось.
Тяжкий удар был нанесен Вышенскому Успенскому монастырю в период бессмысленного и беспощадного Пугачевского бунта (1773 – 1775 гг.). Тогда толпы обезумевшего «народа-богоносца» (выражение Л. Н. Толстого), ворвавшись в монастырь, разграбили храм и растащили все, что можно было унести. Монахов, по счастью, не тронули, но обрекли на голод и лишения, окончательно подорвав и без того ветхое хозяйство.
Свидетельство иеромонаха Леонтия
Лишь к концу столетия жизнь в обители мало-помалу наладилась, о чем свидетельствуют опись имущества, составленная в 1798 году иеромонахом Леонтием. В ней, кроме подробного перечня всего, чем владела братия, имеется запись о том, что монастырь, являвшийся ранее приписным, получил наконец самостоятельность, хотя и остался заштатным, то есть не получающим от государства материальной поддержки.
Тем не менее составитель документа указывает, что в нем имелась каменная Успенская церковь, рядом с которой возвышалась крытая тесом колокольня, а вся территория была огорожена прочным деревянным забором. Хозяйство же братии оставалось невелико: оно состояло из сенного покоса и пчельника. Приводит иеромонах Леонтий и подробный список всех иноков с указанием времени их поступления в монастырь.
Время благих перемен
Следующее XIX столетие было наиболее благодатным периодом в жизни Вышенского Успенского монастыря, достигшего во второй его половине наивысшего своего расцвета. Этому во многом способствовал переход обители в ведение Тамбовской епархии, руководимой тогда выдающимся религиозным деятелем своей эпохи – архиепископом Феофилом (Раевым). Благодаря его заботе братия получила возможность заново отстроить обветшавшие и пришедшие в негодность помещения, а также произвести капитальный ремонт там, где это было возможно.
Не остались вышенские иноки и без мудрого пастыря, которым по распоряжению архиепископа Феофила стал переведенный к ним из Саровской обители иеромонах Тихон. Получив настоятельский жезл, он в течение 44 лет нес пасторские труды, направляя братию на путь духовного совершенствования и аскезы, включавшей в себя строжайшие самоограничения, направленные на освобождение разума от уз суетного мира.
Под началом игумена Тихона
Период правления в Свято-Успенском Вышенском монастыре игумена Тихона (Ципляковского), продлившийся с 1800 по 1844 год, был отмечен возведением нового храма с четырехъярусной колокольней, освященного в честь Святой Живоначальной Троицы, и кирпичного здания, в котором разместились братские кельи.
При нем же всю монастырскую территорию обнесли каменной оградой с башнями. Кроме того, важной вехой в жизни обители стало перенесение в нее чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, полученной в 1827 году по завещанию скончавшейся дворянки М. И. Аденковой, принявшей в конце жизни монашеский постриг с именем Миропии. К этому образу, получившему известность многочисленными исцелениями, потянулись паломники со всех концов России, обеспечивая приток средств, обильно пополнявших монастырский бюджет.
Светоч российского богословия
Но главным фактором, значительно повысившим статус Вышенского Успенского монастыря, стало пребывание в нем с 1866 по 1894 год выдающегося российского богослова, аскета и проповедника – епископа Феофана (Говорова), прославленного Русской Православной Церковью в лике святителей и вошедшего в историю отечественного православия с титулом Затворник.
Уединившись от мира в стенах обители, он посвятил долгие годы написанию религиозных трудов, занявших достойное место в святоотеческом литературном наследии. Наиболее известной его работой стал сборник духовно-нравственных наставлений, состоящий из 365 глав и рассчитанный на ежедневное чтение в продолжение года.
Кровь, пролитая в селе Выша
В XX веке на долю Вышенского Успенского монастыря выпали беды, ставшие уделом всей Русской Православной Церкви, но в данном случае действия большевиков обернулись событием, выходившим за рамки даже той жестокой и беспощадной действительности. Сохранились воспоминания очевидцев, рассказывавших, как в начале 20-х село Выша было охвачено эпидемией испанки (разновидность гриппа). Не имея иных средств противостоять болезни, жители устроили крестный ход, во главе которого монахи несли чудотворную икону Богородицы.
Срочно прибывшие чекисты арестовали священников, разогнали богомольцев, а святой образ увезли с собой, предварительно совершив над ним публичное глумление. Покорные до той поры селяне на этот раз взбунтовались и всенародно двинулись к зданию ЧК выручать святыню, но были встречены пулеметным огнем. В тот день погибло много мирных жителей, память о которых тщательно скрывалась долгие годы и лишь в период перестройки стала достоянием общественности. Подробности этого кровавого события можно найти в книге С. П. Мельчуганова «Красный террор в России».
Обитель, превращенная в дом скорби
Несмотря на то что вскоре после описанных событий монастырь был закрыт, а его насельники изгнаны, до середины 30-х еще продолжались богослужения в принадлежавшем ему Христорождественском соборе. Однако в 1936 году этот последний очаг православия был закрыт, а вся территория передана в распоряжение различных хозяйственных организаций. Был там лесной склад, затем свиноводческая ферма, уступившая место детскому городку, а начиная с 1938 года бывшие храмы и кельи монахов передали местной психиатрической больнице. Именно ее медперсонал и пациенты в течение нескольких десятилетий оставались единственными обитателями оскверненной святыни.
Состояние обители в наши дни
Повеявшие в начале 90-х благодатные ветры перестройки во многом изменили отношение властей к вопросам религии и создали благоприятную почву для передачи верующим незаконно отнятого у них имущества. Среди возвращенных Церкви объектов недвижимости был и Вышенский Успенский монастырь. Фото работ, начавшихся сразу после оформления надлежащих документов, приведено ниже. Оно позволяет представить насколько большим был объем проведенной реконструкции.
Значительную помощь в ее осуществлении оказал тот факт, что еще в 1988 году была совершена канонизация святителя Феофана (Говорова) Затворника, о котором упоминалось выше. Это привлекло к обители всеобщее внимание и способствовало притоку необходимых средств. По завершении всех ремонтно-восстановительных работ решением Святейшего синода возрожденную святыню передали монахиням. Таким образом, мужская обитель, действовавшая на протяжении нескольких веков и упраздненная большевиками, получила новую жизнь на этот раз в качестве женского Успенского Вышенского монастыря.
В настоящий момент на его территории действуют четыре храма: Казанский и Христорождественский собор, Богоявленская домовая церковь святителя Феофана и Успенская Пресвятой Богородицы. Как и в прежние годы, главной монастырской святыней является чудотворная Казанская икона Божьей Матери, к которой не иссякает поток паломников. Адрес обители: Рязанская область, Шацкий район, поселок Выша, ул. Заречная, д. 20.