Если вас попросят назвать известных педагогов-новаторов, основателей собственной школы или направления, какие имена придут на ум в первую очередь? Скорее всего, это будут педагоги-практики прошлых лет, например, А.С. Макаренко или К.Д. Ушинский. А между тем, таких ярких личностей в системе образования немало и сегодня. И среди них выделяется Михаил Петрович Щетинин. Чем он примечателен? А тем, что является создателем «Русской родовой школы». Но что это такое?
Михаил Петрович Щетинин: биография
Будущий педагог родился в одном из сел Дагестанской ССР в 1944 году. Выбрав будущую профессиональную стезю и став директором музыкальной школы в Кизляре, он параллельно закончил Педагогический институт Саратовской области.
Перебравшись в Белгородскую область и став директором школы, Михаил Петрович начинает претворять свои педагогические идеи в жизнь.
Большой толчок для развития его концепции дала работа в научно-исследовательском институте советской Педагогической академии наук.
В 1994 году в поселке Текос Краснодарского края по его инициативе была создана экспериментальная школа-интернат. Значительная часть фото педадога Михаила Петровича Щетинина, которые можно найти в Сети, сделана именно в стенах его детища. Одна из них представлена ниже.
Педагогические идеи Михаила Петровича Щетинина
За годы практической деятельности в системе образован ему удалось четко сформулировать основные постулаты своей образовательной системы, цель которой – формирование цельной, системно мыслящей, творческой личности обучающегося.
Основные идеи:
- воспитание должно предусматривать максимум свободы для саморазвития;
- саморазвитие базируется на природных склонностях;
- у каждого из нас есть масса возможностей для развития;
- каждый ребенок развивается по собственной траектории и в индивидуальном темпе.
Как педагог, Михаил Петрович Щетинин полностью разделяет идеи теории сотрудничества. Согласно этой концепции, нравственность формируется на основе образа жизни, а не наставлений. Для этого ребенку необходима особая образовательная среда, возможность трудиться и заниматься творчеством.
Русская школа Щетинина
Образ созданной экспериментальной школы-интерната имеет некоторые параллели со школой-мастерской Антона Макаренко. В основе обучения, по мнению Михаила Петровича Щетинина, лежит духовно-нравственное развитие школьника. И задача педагогического коллектива – создать условия для воспитания активной самостоятельной личности, обладающей необходимыми знаниями и навыками. Познавательный процесс организован таким образом, чтобы ученик не «готовился к жизни», а «жил» и сам стремился к развитию.
Почему школа названа «родовой»? По мнению педагога, необходимый потенциал для всестороннего развития ребенок может черпать именно в опыте предков, памяти своего рода. Отсюда воспитание особого почтительного и благоговейного отношения к родителям, гордости за свою семью.
Программы обучения
В лицее-интернате Михаила Петровича Щетинина реализуется несколько видов программ. Среди них: образовательная, музыкальная, хореографическая, художественная, трудовая, спортивная. Обучение при этом ведется по методу «погружения» (интенсивного изучения конкретного предмета в течение определенного времени). За год учащиеся проходят 3-4 таких погружения с нарастающим уровнем сложности материала: от простого ознакомления до критического анализа и творческой переработки.
При этом происходит чередование предметных, двигательных, образных типов занятий.
Наследием системы Макаренко является приоритетность взаимообучения и коллективного творчества. Поэтому учебный процесс выстраиваться в рамках не классной системы, а разновозрастных групп. При этом каждый учащийся может выбирать темп работы, заниматься без строгих оценок и принуждения. Педагогами активно поощряется исследовательский интерес учащихся, их стремление выявить междисциплинарные.
Учеба «с погружением»
Основы методики «погружения», реализуемой в Русской школе, были заложены в педагогических концепциях Ш. Амонашвили, А. Ухтомского. М. Щетинин рассматривает эту практику как прием концентрированного восприятия годового курса обучения за короткий срок. При этом лучше успевающие учащиеся становятся помощниками педагога и помогают освоить курс своим товарищам.
Механизм «погружения» в предмет выглядит следующим образом:
- Погружение в предмет (сбор группы по интересам, выбор основного направления в изучении темы, восприятие информации в ходе лекций известных специалистов).
- Выход из «погружения»: самоподготовка, работа в микрогруппах, выявление помощников педагогов и консультации с ними, повторное переосмысление материала в рамках группы, составление опорных схем и планов.
- Финальный этап включает зачеты, педагогическую деятельность учеников-помощников, экзамены на уровне вузовской программы, подготовку к поступлению.
Особенности педагогического процесса
В книгах Михаила Петровича Щетинина особое внимание уделяется проблемам выстраивания системы педагогического взаимодействия и позиции учителя в этом процессе. По его мнению, педагог должен направлять и консультировать, но никак не указывать и руководить. Этот принцип директор интерната старается применять на практике. Необычен и сам учебный процесс, в котором отсутствуют:
- традиционные классы;
- постоянные кабинеты;
- оценки;
- традиционные учебники;
- звонки;
- домашние задания;
- педагогические советы;
- нравоучения.
При этом ребята активно участвуют в хозяйственной и организационной жизни школы, в которой кроме привычной инфраструктуры есть пекарня, баня, мастерские, цех по производству соевого молока, водяные скважины и проч. Занятия могут проводится в любом из этих помещений или на улице.
Ритм школьной жизни
Михаил Петрович Щетинин, восприняв идеи ряда педагогических школ, выработал собственные принципы, в соответствии с которыми и выстраивается режим обучения в интернате.
Обучение полностью бесплатное. Весь контингент школы делится на педагогические научно-производственные объединения, в структуре которых действуют лаборатории и лицеи. Все эти структуры вместе образуют Ассоциацию.
Учитывая работу по системе «погружения», ритм учебной жизни очень насыщен. Ребята просыпаются в 5 утра, занимаются физической подготовкой, затем завтракают и приступают к занятиям. Занятия комплексные, включают учебный компонент, танцы, спортивные упражнения. После этого следует обед, перерыв на час, затем ребята приступают к работе в мастерских, цехах и проч. После ужина учащимся выделяется свободное время, в 10 вечера объявляется отбой. За время учебы ребята получают базовое образование и рабочую специальность (повар, швея, строитель и др.), приобретают навыки самообороны и занятий творчеством.
Такой образовательный режим не предусматривает каникул и выходных. Встречи с родителями проходят нечасто (несколько раз в год). Поэтому при поступлении каждому ученику назначают испытательный адаптационный период.
Мнения «за» и «против»
Учитывая специфичность некоторых идей и формата обучения, педагогическая деятельность Михаила Петровича порой получает неоднозначную оценку со стороны коллег. Некоторые даже видят в системе организации интерната признаки тоталитарной системы и не считают такой формат полезным для развития учащихся. По этой же причине фото Михаила Петровича Щетинина можно встретить в прессе вместе с довольно броскими заголовками и комментариями.
Но существует также лагерь ярых сторонников системы этого педагога. Достаточно привести в пример конкурс при поступлении в интернат, когда число абитуриентов превышает количество мест втрое или четверо. Сюда приезжают дети из разных регионов РФ.
Педагогическая система Михаила Щетинина трижды признавалась ЮНЕСКО одной из лучших в мире. Интернат тесно сотрудничают с Рериховским центром, а также получает поддержку от Шалвы Амонашвили.
Такое неординарное образовательное явление не может не вызывать интереса.