В феврале текущего года исполнилось тридцать девять лет с даты выхода на экраны одного из выдающихся шедевров отечественного кино советского периода - фильма "Москва слезам не верит", представляющего собой очень душевно рассказанную лирическую историю о трех девушках, однажды рискнувших приехать в Москву из провинции в поисках счастливого лотерейного билетика.
Эта картина заслуженно снискала себе настоящий триумф, торжественное шествие которого распространилось на сто стран мира и увенчалось "Оскаром" Американской киноакадемии. Впрочем, триумф этого замечательного фильма режиссера Владимира Меньшова как минимум в России и постсоветском пространстве продолжается, и без него до сих пор не обходится ни один праздничный телеэфир.
Однако не все и не всегда складывалось гладко в процессе создания этого произведения советского кинематографического искусства.
Несколько слов о создателях картины
Кто же были эти люди, щедро подарившие миллионам зрителям такой великолепный подарок? У фильма "Москва слезам не верит" съемочная группа представляла собой следующий творческий коллектив.
Сценарий картины был написан известным киносценаристом и драматургом Валентином Черных, знакомый зрителям по таким кинохитам, как "Любовь земная", "Вкус хлеба", "Выйти замуж за капитана", "Я объявляю вам войну", "Любить по-русски", "Дети Арбата" и "Свои".
Режиссером-постановщиком после некоторых колебаний выступил Владимир Меньшов, известный как по множеству сыгранных ролей в кино, так и по таким своим режиссерским работам, как "Любовь и голуби", "Ширли-Мырли" и "Зависть богов".
Заслуженный деятель искусств РСФСР Игорь Слабневич, работавший над созданием таких советских кинополотен, как "Освобождение" и "Сталинград", стал оператором-постановщиком, а Саид Меняльщиков - художником.
Монтажом картины занималась Елена Михайлова, а песни на стихи Дмитрия Сухарева, Юрия Визбора и Юрия Левитанского написал советский автор-исполнитель Сергей Никитин.
Но самыми главными участниками создания фильма "Москва слезам не верит" стала целая армия актеров, число которых превысило шестьдесят человек.
Краткое содержание
Сегодня это кажется удивительным, но в те далекие 80-е, когда снималась картина, сюжет которой знает чуть ли не наизусть уже несколько поколений наших соотечественников, пересмотревших эту ленту десятки раз и все еще продолжающих смеяться и плакать вместе с ее героями, множество известных и не очень советских актеров попросту отказывались от участия в съемках фильма режиссера Владимира Меньшова.
Напомним, в чем заключалось содержание картины.
Знакомство с ее главными героями происходит на исходе 50-х годов. Из далекой провинции в Москву приезжают три девушки-подруги - Катя, Люда и Тоня. У каждой из них свой характер и понятие об устройстве собственной жизни, и счастье они также представляют по-своему.
Тихая и душевная Тоня работает на стройке и считает главным женским предназначением заботу о муже и детях. Став женой своего коллеги, простого и правильного Николая, она счастлива своими маленькими и обычными семейными радостями.
Властная Люда, а чаще Людмила, как она сама предпочитает представляться молодым людям, усиленно ищет себе жениха среди непростых и чего-то добившихся мужчин. Она выходит замуж за восходящую звезду хоккея Сергея Гурина. Но в итоге Сергей спивается, а разведенная с ним Людмила бесконечно продолжает поиски своего счастья.
Простая и понятная жизнь нравственной, но доверчивой Кати в один прекрасный день разрушается беременностью от связи с импозантным Рудольфом, работающим на телевидении, который был с девушкой в основном из-за придуманной Людой легенды об отце-профессоре и шикарной квартиры в высотке на Котельнической набережной. Обвиняя Катю в обмане, он бежит от нее и от своего будущего ребенка как от огня. Родив дочь Александру, героиня разрывается между работой и ребенком, которого растит в одиночку. Ложась спать глубоко за полночь, она переводит стрелку будильника на еще более раннее время подъема и плачет...
Будильник звонит, и действие фильма переносится на двадцать лет вперед. Катя просыпается уже директором химкомбината Екатериной Александровной. С этого момента краткое содержание "Москвы слезам не верит" принципиально меняется. Добившись успеха в своей жизни и карьере, она по-прежнему одинока и никем не любима. Но судьба уже уготовила ей встречу со слесарем Гошей...
История создания
У фильма "Москва слезам не верит" история создания довольна неожиданна.
Все началось со сценария Валентина Черных, который Владимир Меньшов с подачи выдающегося сценариста и режиссера Яна Фрида посчитал неинтересным.
Единственным, что действительно понравилось Меньшову, стал эпизод с тем самым будильником, переносящим главную героиню на двадцать лет вперед. Ухватившись за эту идею, режиссер попросил автора сценария внести в материал существенные изменения. Когда же Черных наотрез отказался, за корректировку сценария взялся сам Меньшов. В итоге текст увеличился практически вдвое, и зрители увидели картину такой, какой она имела шанс и не стать. Однако Меньшову удалось откорректировать первоначальный сценарий так, что, согласно отзывам, "Москва слезам не верит" в течение уже почти сорока лет удерживает пальму первенства среди самых любимых отечественных фильмов.
Например, став директором завода, Екатерина по первоначальному варианту собиралась на встречу с избирателями, однако в итоге волею режиссера была отправлена на общение с директрисой клуба знакомств.
У Рудольфа должен был быть отец, работающий на заводе токарем, а Катя, приглашенная Рудольфом на телевидение, должна была присутствовать на телесъемках "КВН", а не "Голубого огонька".
Ниже на фото в черной шляпе можно увидеть режиссера Владимира Меньшова, также сыгравшего крошечную роль в картине.
Гоша, скрупулезно ремонтирующий пылесос, изначально смотрел хоккей по телевизору и пил пиво. А из известного ответа Николая на знаменитый вопрос Гоши про отсутствие стабильности и захват террористами самолета - "Что там в мире делается?" - в целях политкорректности Меньшов убрал название аэропорта. В той же сцене, вместо того чтобы начать петь "По Дону гуляет", изрядно подвыпившие Гоша и Николай начали громко разделывать тарань, а сам этот эпизод стал одним из самых смешных в картине "Москва слезам не верит", по отзывам зрителей.
Гоша и Екатерина
Остановимся немного подробнее на главных героях нашего любимого фильма.
Согласно авторитетной рекомендации руководства киностудии "Мосфильм", на роль Екатерины должны были претендовать исключительно такие звезды советского кино, как Анастасия Вертинская, Жанна Болотова, Ирина Купченко и даже Валентина Теличкина. Однако ни одну из перечисленных знаменитостей сценарий нового фильма режиссера Меньшова совершенно не заинтересовал.
Известная актриса Маргарита Терехова уже было хотела дать согласие на съемки, однако в этот же период ей была предложена роль в многосерийном фильме "Д'Артаньян и три мушкетера", и актриса предпочла Миледи Екатерине.
В конечном итоге роль досталась супруге Меньшова Вере Алентовой. Обеспокоенный тем, что многие могли подумать, что его жена попала в картину по блату, Меньшов постоянно срывался на ней, переходя в крик, считая ее плохой актрисой и добиваясь от нее максимальной отдачи. Так, пройдя через суровые испытания, Вера Алентова стала той самой Катей, которую мы все полюбили.
С Гошей все вышло тоже очень непросто. Исполнить его роль могли такие известные актеры, как Виталий Соломин, Вячеслав Тихонов и Олег Ефремов. Но все они не подходили под тот образ, который себе представил Владимир Меньшов, от отчаяния уже собиравшийся взять роль Гоши на себя. Но в этот прекрасный момент он увидел на экране телевизора знаменитого актера Алексея Баталова и тут же понял, что перед ним - Гоша собственной персоной.
Удивительно, но самому Баталову представленный сценарий тоже не понравился, поскольку он совершенно не представлял себя в образе интеллигентного слесаря.
Пройдя через все описанные тернии, именно Вере Алентовой и Алексею Баталову было суждено стать одной из самых любимых зрителями романтических пар советского кинематографа.
Сергей и Людмила
Мало кто знает, но актер Александр Фатюшин, исполнивший роль хоккеиста Сергея Гурина, вполне мог стать Николаем. И действительно, представить его в роли правильного мужа героини Тони совсем не сложно, поскольку оба этих героя чем-то схожи по характеру. А может быть, они даже представляют собой своеобразный метафорический посыл режиссера, указывающий на то, что в большинстве своем все мужчины одинаковы, и важно лишь то, какая именно женщина будет идти с ним по жизни. Простому строителю Николаю посчастливилось встретить свою женщину. А знаменитому хоккеисту - нет...
Так или иначе, но Александр Фатюшин в фильме "Москва слезам не верит" в итоге сыграл довольно трагическую роль Сергея Гурина, спившегося спортсмена. Причем Фатюшин настолько оказался внешне и внутренне схож с Гуриным, что впоследствии в обычной жизни его очень многие всерьез считали бывшим хоккеистом и алкоголиком.
Блестящей актрисе Ирине Муравьевой совершенно не понравилась ее грубая и даже пошлая героиня Людмила, представляющая собой все, что она терпеть не могла в людях. По ее собственному признанию, она даже плакала от обиды. Но как бы то ни было, Ирина Муравьева в фильме "Москва слезам не верит" сыграла одну из самых сильных и значительных ролей в своей карьере.
Николай и Тоня
Скромницей Тоней, или Тосей, как ее ласково называл экранный супруг Николай, могли стать такие актрисы, как Галина Польских, Людмила Зайцева и Наталья Андрейченко, однако именно в исполнении Раисы Рязановой Тося выглядела достовернее всего, а сама эта роль стала самой запоминающейся и по-настоящему значимой в творческой жизни актрисы. При этом, как потом вспоминала Раиса Рязанова, образ Тоси вовсе не сделал ее знаменитой, поскольку вся слава досталась двум другим исполнительницам ее экранных подруг, Кати и Людмилы.
Для актера второго плана Бориса Сморчкова, за свою профессиональную деятельность сыгравшего более восьмидесяти ролей в кино, образ Николая также стал единственной за всю карьеру работой подобного уровня. За блестяще сыгранную роль, одну из знаковых во всем фильме "Москва слезам не верит", по отзывам зрителей, Борис Сморчков по большому счету получил лишь множество теплых воспоминаний и многолетнюю дружбу со своей экранной женой Раисой Рязановой.
Другие актеры и роли
Режиссеру Владимиру Меньшову удалось снять картину, в которой нет ни одной эпизодической роли. Даже самый маленький и мимолетный образ является важным и законченным.
В частности, такие персонажи, как вахтерша в общежитии, исполненная актрисой Зоей Федоровой, для которой работа в обсуждаемой киноленте стала последней в жизни, или заместитель начальника главка Антон, которого сыграл замечательный Владимир Басов и его знаменитая фраза: "В 40 лет жизнь только начинается", - так же важны, как и наличие главных героев.
Лия Ахеджакова в фильме "Москва слезам не верит" стала обладательницей совсем небольшой, но очень яркой роли. Она сыграла энергичную и целеустремленную директрису клуба знакомств, крайне удивленную тем фактом, что пришедшая к ней из Моссовета Екатерина тоже одинока, как и все ее подопечные.
Дочь Екатерины Александру сыграла молодая двадцатилетняя актриса Наталья Вавилова. Ее родители были категорически против съемок, и уговорить их дать согласие удалось только Алексею Баталову, устоять перед обаянием которого было совершенно невозможно.
Олег Табаков в фильме "Москва слезам не верит" сыграл важную роль Владимира, любовника Катерины, своим образом и присутствием обозначив ту самую невозможную грань одиночества Екатерины, дальше которой ей идти уже некуда.
Мнение худсовета "Мосфильма"
Реакцией художественного совета киностудии "Мосфильм" на продемонстрированную ему картину стало долгое молчание. В то время жесткой цензуры было модно ругать, а не хвалить. Ругать было не за что, а хвалить не модно. Совет молчал, одобрительно кряхтя. Первым не выдержал директор киностудии Сизов. Будучи довольно суровым человеком, очень далеким от сантиментов, он разозлился на осторожные похвалы с мест, встал и неожиданно для уже отчаявшегося Владимира Меньшова заявил о том, что, по его мнению, "Москва слезам не верит" является фильмом, который могут полюбить миллионы зрителей. Однако потом с глазу на глаз попросил Меньшова вырезать некоторые интимные эпизоды.
В конце концов картина попала на просмотр к самому Л. И. Брежневу, который пришел от нее в самый настоящий восторг. С этого момента счастливая судьба фильма стала решенным вопросом.
Меньшов и "Оскар"
В 1981 году Владимир Меньшов вместе со всей съемочной группой был приглашен на ежегодную церемонию вручения премии "Оскар", однако режиссер так и не был выпущен из страны.
В то время еще не было интернета, и о том, что его фильм "Москва слезам не верит" стал лауреатом в номинации "Лучший фильм на иностранном языке", Меньшов узнал значительно позже самой церемонии. В сам же торжественный день оглашения победителей он сидел у радиоприемника и пытался поймать радиостанцию "Голос Америки", но из-за помех так и не смог ничего разобрать.
Золотая статуэтка "настигла" режиссера лишь в 1989 году, спустя целых восемь лет. Ее вручили Меньшову во время его награждения премией "Ника".
Вместо послесловия
По данным официальной статистики, уже за первый год проката число зрителей, посмотревших эту замечательную картину только на одной территории СССР, превысило восемьдесят пять миллионов человек.
Права на показ фильма "Москва слезам не верит", отзывы о котором превысили все самые смелые ожидания, купило более ста стран. Подобно сокрушительному цунами, триумф детища режиссера Владимира Меньшова пронесся по планете. Однако самому режиссеру так и не удалось побывать ни на одной премьере собственной картины.
Причиной послужил анекдотически нелепый донос, раскрывающий всю хищную сущность неблагонадежного гражданина СССР Владимира Меньшова, посмевшего однажды восхититься обилием продуктов питания в одном из заграничных магазинов...
Зрители до сих пор считают картину "Москва слезам не верит" фильмом на все времена, проникновенным, жизненным и правдивым. Они называют его классикой советского кинематографа с потрясающим сюжетом и актерской работой.