Духи "Красная Москва": история создания аромата

После октябрьских событий 1917 года духи "Любимый букет императрицы", позже известные как «Красная Москва», едва не канули в Лету. Лишь благодаря стараниям французского парфюмера Августа Мишеля, оставшегося работать на национализированном производстве, изысканный аромат не только сохранился, но и стал общепризнанным брендом, как в СССР, так и на внешнем рынке. Более именитых духов в Союзе и суверенной России не было. И нет поныне. Рассмотрим в статье историю духов "Красная Москва".

Символ эпохи

Далеко не каждый парфюм, несмотря на востребованность и признание, может похвастаться своей богатой историей. Духи «Красная Москва», наряду с портвейном «777» и граненым стаканом, стали неотъемлемой частью знаменательной эпохи. Своим глубоким насыщенным ароматом они навсегда запечатлелись в памяти каждой советской женщины.

Изысканные духи от фабрики «Новая Заря» впервые были выставлены на прилавки магазинов в 1925 году. Их притягательный аромат был довольно необычным и легко узнаваемым. Знатоки особенно выделяли его тонкие терпкие нотки и тянущийся устойчивый шлейф. Появившийся продукт вызвал общественный резонанс и воспринимался далеко неоднозначно, однако независимо от предпочтений многие стремились приобрести себе флакончик. В отечественном кинематографе и литературе не раз встречаются упоминания о «Красной Москве», соответствующей духу того времени – эпохи несгибаемых, сильных и трудолюбивых личностей. Стоит также добавить, что по качеству состава и особым свойствам "Красная Москва" не уступала своим зарубежным аналогам.

Генрих Броккар

С чего все началось

История создания духов «Красная Москва» начинается с появлением в Российской империи яркого пышноусого брюнета, фамилия которого потом долгие годы славилась по всем областям. Генрих Брокар, сын французского парфюмера, переехал в Москву в 1861 году, оставаясь под подданством Франции. Свое собственное дело он начал в стенах бывшей конюшни в Теплом переулке, выпуская качественное дешевое мыло. Его производство быстро росло и развивалось, поскольку постоянно пополнялось исключительным ассортиментом: шампуни, губная помада, пудра и прочее. После открытия большой фабрики в 1869 году (на углу Арсеньевского переулка и Мытной улицы), амбициозный француз запустил совершенно новую линию – выпуск духов и одеколонов. А в конце 70-х годов XIX столетия Генрих Брокар становится признанным лидером на российском рынке.

В 1873 году из северной столицы в Москву с визитом прибыла княжна Мария Александровна (дочь Александра II). На официальном приеме ей преподнесли необычный букет искусственных цветов, издающий дивный аромат. Оригинальность заключалась в том, что каждый цветок имел свой индивидуальный запах, а в букете они сливались в чудесную мелодию. Подарок также содержал флакончики с соответствующими благоуханиями, которые можно было использовать как по отдельности, так и вместе. Оригинальное подношение пришлось по нраву Марии Александровне, и Брокар получил дозволение стать поставщиком самой княгини.

После кончины Генриха Брокара (1900) управление парфюмерного производства перешло его сыновьям.

империя Броккара

Создание аромата

В 1913 году парфюмер Август Мишель, приглашенный из Франции работать на фабрике Брокара, к 300-летию Дома Романовых преподнес новый аромат. В действительности же он использовал идею композиции Брокара 1873 года, добавив в состав немного синтетических компонентов. Полученный результат был высоко оценен вдовствующей императрицей Марией Федоровной (мать Николая II), пожелавшей регулярной поставки благородных духов. Аромат воссозданной композиции воспринимался ценителями как теплый, чуть с горчинкой: в нем отчетливо проявлялись ноты ириса, гвоздики, жасмина и фиалки. За ним так и закрепилось название – "Любимый букет императрицы». Этот парфюм положил начало истории «Красной Москвы».

Духи монаршей особы в массы вышли далеко не сразу. Тем не менее столичные модницы сумели по достоинству оценить изысканность данного продукта. Надо отметить, что в те времена использование туалетной воды и благовоний было привилегией только высших сословий, для остального общества они были недоступны. После революции новая власть и вовсе считала их пережитком буржуазного прошлого и на какое-то время парфюмерные линии были даже остановлены.

создание аромата

Сложный состав

Уникальность любимых духов императрицы объяснялась сложным составом: при их изготовлении участвовало свыше 60 компонентов и практически не использовались синтетические добавки. Полученный аромат нередко сравнивался с роскошным букетом цветов. Начальные ноты купажа базировались на строгих и утонченных нотах нероли и бергамота, среднюю ноту составляли жасмин, гвоздика, иланг-иланг и роза, а распускался шлейф парфюма ирисом, ванилью и бобами тонка.

В 1924 году при создании духов «Красная Москва» первоначальный химический состав был изменен на 35%. Причиной послужило то, что некоторых ингредиентов и душистых смесей, с которыми работала фабрика Броккара в 1913 году, в Советском Союзе уже не было. Однако основной характер композиции Августу Мишелю удалось сохранить: фиалково-ирисовый аккорд он подчеркнул бергамотом, флердоранжем, гвоздикой и иланг-илангом.

история духов

Советское время

С приходом нового режима Август Мишель был единственным парфюмером-иностранцем, кто остался работать в России. Фабрику "Брокаръ и Ко" национализировали, и на ее основе начал функционировать Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный завод. По некоторым сведениям, французский мастер был категоричен к новому неблагозвучному наименованию и предложил свою версию – «Новая заря».

Духи «Красная Москва» стали своего рода пролетарской версией элитного парфюма. Фигурный флакончик напоминал форму кремлевской башни. А оттенок упаковочная коробка была расчерчена экспрессивными золотыми линиями. Автором патриотического оформления аромата, дошедшего до нынешних дней, стал художник Андрей Евсеев.

В начале 1930-х годов «Новая заря» находилась под руководством супруги Вячеслава Молотова, Полины Жемчужиной. Ей тоже удалось внести лепту в историю «Красной Москвы». Создание духов на фабрике, по одной из версий, реализовано было с ее непосредственным участием, и с ее же легкой руки они получили продвижение в массы. Жемчужина искренне отстаивала позицию, что советским женщинам помимо мыла, также необходима и парфюмерия, и косметика.

популярность Красной Москвы

Популярность «Красной Москвы»

История духов повествует, что в какой-то момент времени иметь в арсенале этот аромат было верхом шика. Он принадлежал к парфюмам высшей ценовой категории. С 1930 по 1960 годы духи были желанным подарком практически каждой советской женщины. После деноминации 1961 года их стоимость составляла 6 рублей, что являлось порядочной суммой за флакон в 50 мл. Но, невзирая на стоимость, любимый аромат был доступен не только привилегированному обществу, но и простым труженицам. Красные коробочки продавались повсюду, и обладательницы даже самых скромных зарплат с удовольствием приобретали их.

В 70-е годы заоблачный спрос на «Красную Москву» начинает понижаться. Ее все больше предпочитают дамы за тридцать, которым свойственна ностальгия и романтика. Для молодого поколения громкий цветочный запах становится уже тяжеловат. Юные модницы начинают искать в продаже французские духи «Клима», «Шанель № 5» и «Фиджи».

высшая оценка

Высокая оценка

«Красная Москва» – это живая классика, любовь к которой передавалась из поколения в поколение. Вместе с простым народом ею благоухали первые лица страны, политические и медийные личности. Духами пользовались такие советские знаменитости как министр культуры Екатерина Фурцева, женщина-космонавт Валентина Терешкова, певица Людмила Зыкина, актриса Любовь Орлова. Высокая оценка аромату была поставлена также и далеко за пределами социалистического государства: парфюмерные ценители Канады, Франции, США и Германии по достоинству оценили аналог «Букета императрицы».

Стоит отметить, что негативные отзывы о духах «Красная Москва» тоже имелись. Но более смело они высказывались уже в позднесоветский период, когда появилась открытая возможность познакомиться с западной парфюмерией. Отечественные духи стали выставлять как символ стандартизации и элемент навязанного вкуса. Однако крайне сомнительно только на этом основании обвинять несколько поколений женщин в тотальной безвкусице.

винтаж и новодел

В XXI веке

История духов «Красная Москва все еще продолжается, и в настоящее время заветные флаконы по-прежнему имеются в продаже. К тому же на выбор покупателя предоставляется как винтажный парфюм, так и его современная версия, которая звучит намного легче и мягче, но все так же узнаваемо. Дизайн упаковки в красно-белых тонах остался неизменным, но на фоне большого парфюмерного разнообразия смотрится весьма скромно.

Сегодня легендарные духи позиционируются как аромат для уверенных, активных и целеустремленных женщин. Надушившаяся ими особа непременно обратит на себя внимание в любом обществе. По словам некоторых отечественных экспертов, несмотря на всю концентрированность и приторность «Красной Москвы», если ее правильно и в меру использовать, то они вполне конкурируемы с французскими линиями.

легендарные духи

Интересные факты

Вот некоторые из них:

  1. История происхождения духов «Красная Москва» не подтверждена никакими документальными свидетельствами. Потому и имеет так много версий и домыслов.
  2. На брюссельской Международной выставке в 1958-м году «Красная Москва» удостоилась золотой медали.
  3. В определенных кругах бытует мнение, что композиция «Красной Москвы» является дублированием легендарного аромата “Шанель № 5”.
  4. В 1943 году, после переломного момента войны (победа под Сталинградом), возобновленный выпуск «Красной Москвы» разливался в принесенную тару покупателей, поскольку флаконов на фабрике не было.
  5. О стойкости аромата «Красной Москвы» сложилось множество легенд. Парфюм держится долго и на носительнице раскрывается постепенно, в течение дня запах будет меняться от жгуче-терпкого до сладко-нежного.

Теперь вы знаете историю величайшего отечественного парфюма.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.