Татьяна Черниговская "Как научить мозг учиться": краткое содержание, цитаты

Татьяна Черниговская - всемирно известный отечественный исследователь-психолингвист. Она является дважды доктором наук, а также одним из передовых ученых в области нового направления - когнитивистики. Исследователь убеждена: чтобы узнать, каким образом функционирует окружающий мир, человек для начала должен понять, как устроен его собственный мозг. Большой популярностью пользуется ее лекция, которая как раз и посвящена данным вопросам. Нельзя сказать, что в ней Татьяна Владимировна дает прямые советы по поводу того, как же в действительности обучать свой мозг. Но исследователь уделяет время таким важным вопросам, как особенности современной цифровой эпохи, происхождение человека, особенности его сознания и прочим проблемам.

Профессор Татьяна Черниговская

Новая эпоха

Лекция под названием "Как научить мозг учиться?" впервые была прочитана Татьяной Владимировной 30 мая 2015 года. В ней исследователь подчеркивает, что человек, хотя и не все это осознают, в последние годы вошел поистине в новую цивилизацию. Пока непонятно, чем же именно является этот мир, в котором нам сейчас приходится жить. Но однозначно можно сказать одно - он совершенно не таков, к которому привыкли наши родители и наши давние предки.

В своей лекции "Как научить мозг учиться?" Татьяна Черниговская подчеркивает, что в современном мире совершенно размыты географические границы. Мы можем общаться с человеком из соседней комнаты, а можем и разговаривать по скайпу с жителем другой страны. Также нельзя сказать и наверняка, является ли наш виртуальный собеседник реальной личностью, или же за его спиной стоит еще группа людей. Современный человек живет в условиях, когда размываются не только географические границы, но и личностные. Он не понимает, кем является он сам, что представляют собой окружающие его люди. Огромная доступность информации влияет и на воспитание детей. Они вырастают совершенно другими, подчеркивает исследователь.

Много данных эквивалентно их отсутствию

Большое количество информации создает совершенно другие проблемы, отличные от тех, с которыми приходилось сталкиваться людям в прошлом. Татьяна Владимировна вспоминает, что в прошлом, когда ей приходилось писать научные диссертации, главной сложностью была доступность данных. Попросту говоря, негде было брать информацию. Сейчас же трудность состоит в том, как от нее избавиться. Ведь каждый день в различных научных областях выходят десятки различных статей. И прочитать их все физически невозможно. Получается парадоксальная ситуация - данные есть, однако это все равно что их и нет.

Проблема с образовательным процессом

Неясно и то, каким образом нужно организовывать в данном случае обучение. Ведь когда информации много, то еще сложнее отобрать, что является важным, а что - второстепенным. Либо в таком случае необходимо держать детей в школе до 20 лет, чтобы они успели освоить хотя бы часть добытого знания. Однако и это сделать невозможно. Но по какому принципу тогда отбирать информацию? Пока что на данный вопрос в своей лекции "Как научить мозг учиться?" Татьяна Черниговская, да и другие ученые, ответа не дают.

Дублирование информации

Откуда у людей берется склонность к отображению реального мира? Доктор наук подчеркивает:

"Люди - это такие существа, которые очень любят иметь дело с виртуальной действительностью, они имеют дело со знаками".

Иными словами, люди обожают воспроизводить окружающий мир в собственном видении. Татьяна Владимировна приводит простой пример со стаканом воды. Имеется этот стакан, и в нем налита жидкость.

стакан чистой воды

Но с какой целью его нужно рисовать? Откуда у человека вообще взялась данная идея? А ведь именно на этом и построено все искусство. Даже само название "стакан" - это слово, которое дублирует настоящий стакан.

Доводы, основанные на влиянии литературы на повседневную жизнь

Еще один пример, который в данном отношении приводит Татьяна Черниговская в лекции - это так называемые тургеневские барышни. Их, по сути, не существовало до того момента, пока сам Иван Сергеевич не создал подобный образ. Девушки попросту не знали, что нужно быть нежной и падать в обморок при любом подвернувшемся случае, пока Тургенев не описал подобных персонажей в своих произведениях. Можно рассмотреть и другой пример: Не было и так называемых "лишних людей", подчеркивает Татьяна Черниговская в лекции.

«Лишние люди», оказывается, есть: бездельники - извините за цинизм, я сознательно цинична - встали с диванов, отбросили кальяны и говорят: «Мы же поколение лишних людей»

До того как данный образ был создан литераторами, его никто особенно не стремился воспроизводить.

Денисовский человек

В своей лекции Татьяна Владимировна уделяет внимание и происхождению нашего рода, а именно особенностям развития мозга. Не так давно на Алтае археологами был обнаружен еще один вид древних людей - так называемый денисовский человек. Сама профессор также была в этих пещерах, когда были найдены эти останки. Сначала археологи нашли фалангу от мизинца девочки возрастом 13 лет. Данную фалангу отправили к генетикам, которые провели необходимые исследования. Ученые сначала думали, что эта девочка должна принадлежать к роду неандертальцев. Однако геном фаланги оказался совершенно иным. Другими словами, ученые открыли совершенно новый вид людей.

Особенности мозга неандертальцев

Однако, подчеркивает Татьяна Владимировна в лекции "Как научить мозг учиться", есть у этих двух типов людей и общее. А именно крайне подозрительный ген FOXP2, который указывает на то, что оба этих рода обладали способностью к говорению. Доказать, конечно же, это невозможно, ведь прямых свидетельств данному факту нет. Однако само наличие данного гена вызывает немало подозрений. Ведь оно говорит о том, что история человечества могла быть совершенно иной, отличной от той, что до этого мы себе представляли.

Эволюционное развитие мозга - его причины неизвестны

Мозг неандертальцев эволюционировал в лучшую сторону. Однако каким образом это происходило? Пока у ученых ответа нет. Развивалась кора головного мозга, причем не просто все участки, а именно ее передние зоны. Именно они определяют уровень умственных способностей человека. Почему бы данным областям не развиваться с одинаковой скоростью? По каким причинам начали развиваться именно те зоны, из которых в итоге получились такие высокоразвитые существа, которые создают современные технологии? На эти вопросы ответов пока нет.

Стратегии обучения для мозга

Особенности обучения у каждого свои

Также Татьяна Владимировна рассказывает и о том, что невозможно оценивать уровень интеллекта каждого отдельно взятого человека по неким общим критериям. Профессор подчеркивает:

"Вот если бы ЕГЭ, не дай бог, предложили сдать Пушкину с Лермонтовым, то они бы их точно провалили. Не потому, что они не дожили до Нильса Бора, а потому, что они его в любом случае бы провалили, что не отменяет их гениальности"

Сама Татьяна Владимировна говорит о том, что не очень хорошо умеет считать и решать математические задачки. Что, конечно же, не отменяет того факта, что у нее - высокий уровень интеллекта. С другой стороны, зачем уметь считать человеку, который в принципе в этом не нуждается? Не нужно в обычной жизни и помнить таблицу логарифмов. Существуют, к примеру, люди с патологической памятью. Если их спросить о том, какой день недели был, скажем, 7 ноября 1654 года, они легко ответят - среда. Если проверить - это и правда среда. Но для чего среднестатистическому человеку это знать?

Как правильно обучаться

Мозг обучается всегда - вот еще один аспект, о котором говорит профессор. Кстати, этот орган ученый считает наиболее загадочным, так как он в прямом смысле управляет поведением человека:

Мозг — это загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей — это отдельный вопрос.

Даже если мы и не учимся, не читаем книг и не исследуем определенную область познания - все равно наш мозг продолжает впитывать информацию. Пока мы гуляем или готовим, он продолжает обучаться. Но с другой страны, то образование, которое дается в школах, отличается своей полезностью от подобного рода знаний. Ведь последние полезны на практике. А что с того, если человек знает, в какой день произошло бракосочетание Наполеона с Жозефиной? Не особенно это и важная информация. Ведь сейчас можно все отыскать в Гугле.

Стратегия обучения

И все-таки кое-что о том, как тренировать мозг, Черниговская упоминает. Одними из важнейших факторов успешного обучения являются перерывы, отвлечения, а также обычный сон. Когда учителя говорят ученику, что он слишком много отвлекается, и поэтому ничего не способен выучить - тем самым они совершают большую ошибку. Татьяна Владимировна говорит:

Самое лучшее, что мы можем для себя сделать,- это быстро что-то выучить и спать лечь.

Ведь перевод усвоенной информации происходит именно во сне. И это - доказанная учеными вещь. Именно во время ночного отдыха полученные знания переводятся из отдела мозга, называющегося гиппокампом, в зоны передней коры, откуда человек может уже легко изъять информацию. Каждый помнит ситуацию, когда готовился накануне к экзамену, однако ничего не помнил во время испытаний. Ведь если начать готовиться слишком поздно и пачками поглощать информацию, она не успеет должным образом "разместиться" в мозгу. Если же учить материал заблаговременно, то и перерывов на отдых будет больше. А значит, все необходимые знания будут должным образом усвоены.

Условия обучения также важны

Черниговская говорит и о том, что хороший мозг постоянно учится. Также она подчеркивает:

Люди должны работать головой, это спасает мозг. Чем больше он включен, тем дольше сохранен.

Однако при этом важны и условия восприятия информации. Одному человеку важна визуальная составляющая, другому необходимо самому писать или рисовать. Третьему важно время занятий. Сама Татьяна Владимировна считает себя "совой", подчеркивая, что период наиболее продуктивной работы у нее начинается после 10 вечера. Есть, конечно же, люди, которые в пять утра могут подняться и работать на полную мощность до восьми.

Да мне лучше сразу утопиться в речке, я просто не могу этого делать и не смогу никогда - бесполезно

Так говорит профессор. И своим студентам она также рекомендует познакомиться с самим собой и со своими личными склонностями. Нужно понять, что лучше для себя - активное обучение или пассивное? Чтение на улице или прослушивание лекций в помещении? Обязательно необходимо и решить, в чем заключаются цели обучения. Может быть, человек хочет просто иметь семью и заниматься домашним хозяйством, тогда образование совершенно и не требуется.

Отличия мужского и женского мозга

Продолжим рассмотрение краткого содержания "Как научить мозг учиться" обозрением идей Татьяны Владимировны по поводу гендерных различий. Профессор сразу подчеркивает, что негативно относится к данного рода научным изысканиям. Кроме того, она является сторонницей традиционного домостроя и так же отрицательно смотрит на феминизм. В этом свете профессор высказывает факт: мозг мужчин и женщин является разным. И при этом, по словам Татьяны Владимировны, женский мозг адаптирован к жизни лучше.

Различия мужского и женского мозга

Другими словами, перед представительницами слабого пола стоит серьезная задача - не поругаться с соседями, вовремя понять, кто является врагом, а кто - другом. У нее должны хорошо работать так называемые зеркальные нейроны (это такие нервные клетки, благодаря которым мы можем понимать, что думает и чувствует другой человек). Женщинам приходится постоянно находиться в меняющейся обстановке, обозревать вокруг опасный и угрожающий мир, тренировать мозг.

Представителей разных полов нужно и учить по-разному, убеждена профессор. Важны при этом и внешние условия. К примеру, мальчики должны находится в более прохладном помещении, чем девочки. Причина в том, что юноши быстрее засыпают и расслабляются в тепле, поэтому начинают хуже воспринимать информацию. Также сильный пол нуждается в постоянной подпитке похвалой. Девочкам же важнее личное отношение, комплименты.

Татьяна Черниговская и ее лекции

Татьяна Черниговская, "Как научить мозг учиться": отзывы слушателей

Что касается мнения аудитории, то здесь большая часть посетителей и прослушавших лекцию отзывается о ней положительно. Многим нравится манера подачи материала, наличие разнообразных примеров, разносторонность информации. Татьяна Владимировна описывает такие вещи, которые будут полезны специалистам из разных областей и просто интересующимся.

Есть и те, кому лекция не очень понравилась - в первую очередь из-за ее гуманитарной направленности. Однако таких слушателей немного. Большей частью лекция Черниговской интересна слушателям самых разных возрастных и профессиональных категорий.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.