В рамках Закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ договоры заключаются согласно правилам, установленным гражданскими законами и специальным Положением о закупке. В статье рассмотрим подробности заключения договора по 223-ФЗ, а именно, о существенных условиях, сроках, которые являлись актуальными раньше и действуют в настоящее время, правилах, юридической ответственности и иных важных моментах.
Рамочный договор
Такое соглашение заключается по установленному шаблону, где не указывается четких сведений относительно конкретного случая. К общим принципам подобных документов относятся следующие:
- Открытые условия.
- Точные показатели объема и цены отсутствуют.
- Поставка и отгрузка выполняется по дальнейшим заявкам, где и прописываются точные параметры заказа.
Если не указаны существенные условия, то рассматриваемый договор не будет признан заключенным. Но тогда каждая поставка должна будет рассматриваться в виде отдельного договора.
Существенные условия
Все условия, включаемые в соглашение в обязательном порядке, регулируются как положениями о закупках, так и ГК РФ. Причем Гражданский кодекс является основным регулятором заключаемых соглашений в нашей стране, вне зависимости от лица, выступающего в роли контрагента. Из указанных правовых актов следует, что к существенным условиям договора относится:
- Предмет. Эти сведения указываются в отдельном разделе, где говорится об объекте закупки, ранее содержащемся в соответствующем извещении.
- Цена. Окончательные сведения формируются на основе результатов, полученных после завершения закупки, даже в случае закупки у одного поставщика. Цена договора может быть изменена, но лишь в случае, если это действие не послужит причиной изменения политики государства в отношении образования цены.
- Права и обязанности сторон. В этом разделе, помимо прочего, указываются конкретные размеры санкций, а если они отсутствуют, то должны быть прописаны четкие механизмы их расчета.
- Срок заключения договора по 223-ФЗ. Регламентируется он в обязательном порядке, даже если речь идет о простой форме соглашения.
Возмездный договор
В соответствии с действующим законодательством договоры бывают возмездными и безвозмездными. В случае с рассматриваемым Законом, соглашение может быть исключительно возмездным. В нем содержатся разные данные. Но к существенным относятся:
- Предмет, согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ.
- Условие о списке, видах услуг, а также выполняемых действиях, согласно п. 1 ст. 779 Кодекса.
- Расход средств в денежном эквиваленте.
Договор, при котором не расходуются денежные средства, например, соглашение о дарении или бартере, не может относиться к закупке. Поэтому не стоит переводить главные потребности на бартерные сделки, иначе у надзорных инстанций будут появляться вопросы о целесообразности осуществления процедуры, а также относительно контрагента. Есть вероятность того, что это действие квалифицируется как нарушение требований антимонопольного законодательства по торгам, что повлечет за собой юридическую ответственность.
Положение о закупке
Подробности о том, как заключается и исполняется договор, предусмотренный Законом № 223-ФЗ, рассматриваются в Положении о закупке. Заказчик не вправе отклоняться от условий, которые в нем прописаны. Положение может состоять из нескольких документов, которые размещаются в ЕИС (Единой информационной системе).
В ней прописывается порядок заключения договора по 223-ФЗ и включаются следующие данные:
- Перечень документов, необходимых для подписания соглашения. Заказчики сами определяют соответствующий пакет.
- Правила их направления. Могут применяться любые способы, например, с помощью почты, электронной переписки, факса и так далее. Но оптимальным вариантом является направление посредством почты заказным письмом с уведомлением. Таким образом, заказчик сможет убедиться в том, что договор получен, а лицо, принявшее его, вправе совершать обговоренные действия.
- Сроки.
- Права и обязанности сторон.
Если действия какой-либо стороны не прописаны или указаны не полностью, то у победителя есть шанс уклониться от подписания соглашения, и при этом не быть включенным в реестр недобросовестных поставщиков.
Сроки
Четкого указания сроков заключения договора по 223-ФЗ законом не предусмотрено. Соответствующий порядок прописывается в Положении о закупках юрлицом. Но на практике подобный вопрос часто поднимается. Изучим причины этого.
Почему возникают споры?
О том, на что опираться при разработке положений о закупке, существуют разные мнения. Одни авторы считают, что нужно устанавливать период, который устанавливался в Законе «О размещении заказов для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ. Другие полагают, что правильнее руководствоваться нормами, предусмотренными ГК РФ. Третьи уверены, что можно устанавливать любые сроки заключения договора по 223-ФЗ. Чтобы разобраться в этом вопросе, целесообразно рассмотреть эти мнения по отдельности.
Правила ГК РФ
Ранее в п. 5 ст. 448 ГК РФ предусматривался предельный срок заключения договора по 223-ФЗ. Это двадцать дней после окончания проведения торгов и создания протокола по их итогам. Этот период указывался во многих Положениях о закупках, которые тогда разрабатывались.
Другой вопрос был в том, в какой момент после освещения итогов закупки можно было заключать соглашение. Как правило, обе стороны готовы приступить к этой стадии как можно скорее, вплоть до следующего дня после того, как будет составлен и подписан итоговый протокол. Поэтому довольно часто договор заключался уже на 3-5 день после завершения торгов. Однако нужно помнить и положения Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ. Согласно ему, договор, подписанный ранее десяти дней после составления итогового протокола, нарушает основы конкуренции.
Возвращаясь к предельному сроку заключения договора по 223-ФЗ, следует отметить, что с 2015 года статья 448 ГК РФ была изложена в новой редакции, где этот период уже не упоминается. Сегодня предельный срок в 20 дней действует лишь в отношении субъектов малого бизнеса.
Закон № 94-ФЗ
В Законе № 223 нет отсылок на положения иных законов, которые регулируют процессы госзакупок. В то же время отдельные разработчики придерживаются сроков, прописанных в статьях 29 и 38 Закона № 94. В них говорится о том, что договор можно подписывать не раньше, чем через 10 дней после того, как подписан итоговый протокол. Эти нормы соответствуют Закону о закупках. Однако в случае, когда одной из сторон являются представители малого бизнеса, можно тем самым вступить в противоречие из-за установленных предельных сроков заключения договора (20 дней).
Усмотрение организатора торгов
Как указывалось выше, часть разработчиков придерживается мнения, при котором можно устанавливать свои сроки. При этом они могут:
- Подписывать соглашение в течение 10 дней после подготовки и публикации итогового протокола.
- Передавать победителю договор на подписание в течение 3 дней и прочее.
Подобная точка зрения может привести к нарушениям сроков заключения договора по 223-ФЗ. К примеру, это лишает других участников возможности обратиться с жалобой на действия организаторов торгов.
Закон «О защите конкуренции» и соответствующие сроки
В Законе № 135-ФЗ прописана возможность обжалования бездействия или действий лиц, организующих закупки. Например, в ст. 18.1 Закона указывается процедура рассмотрения заявлений в отношении торгов в ФАС. Так, в п. 4 ст. 18.1 Закона говорится о том, что с такой жалобой можно обратиться не позже 10 дней. Срок начинает истекать с момента подготовки и публикации протокола. В связи с этим Антимонопольной службе приходилось много раз устранять нарушения из-за несвоевременного заключения договоров. Правда, суд не всегда выносил решения в пользу ФАС.
К основным моментам, которые в этом случае учитываются судебным органом, относятся следующие:
- При заключении договора по 223-ФЗ нужно предусмотреть такие условия, которые бы гарантировали участникам торгов возможность обжаловать организаторские действия.
- Если в Положении о закупках закрепить сроки, которые учитывают требования Закона № 135-ФЗ, то Антимонопольная служба не сможет применить соответствующие меры, например, о приостановлении торгов.
- Если срок подписания соглашения сокращен, то это считается злоупотреблением правом.
Штрафные санкции
За несоблюдение предписаний, например, уклонение от заключения договора по 223-ФЗ, может предусматриваться наказание в виде штрафа. В целом могут наступить следующие виды юридической ответственности:
- Дисциплинарная.
- Гражданская.
- Административная.
Уголовного преследования за подобные нарушения не предусмотрено. В то же время определенные действия или бездействие могут составлять объективную сторону преступлений. Тогда наказание будет квалифицировано, к примеру, по ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» или по частям 5 и 6 ст. 204 «Получение коммерческого подкупа».
А за эти преступления предусмотрено серьезное наказание. Так, в ст. 204 Уголовного кодекса предусмотрен штраф в размере от 200 тыс. до 1 млн. руб., либо заработной платы или другого дохода за период от 3 месяцев до 1 года, либо в размере суммы, от 20 до 40 раз превышающей сумму коммерческого подкупа. Также преступник может быть лишен права занимать конкретную должность сроком до 3 лет.
Дисциплинарная ответственность налагается на основании норм трудового законодательства. Она применяется к должностным лицам, нарушившим нормы внутренних документов организации.
Гражданская ответственность наступает на основании положений ГК РФ. К примеру, когда у участника появятся убытки в виде упущенной выгоды, если по итогам неправильно проведенного конкурса выбран другой подрядчик. Придется понести наказание и в случае, если заказчик отказывается от заключения договора по 223-ФЗ.
Административная ответственность
Этот вид ответственности наступает за невыполнение или выполнение не должным образом положений Закона 223-ФЗ. Соответствующие нормы закона появились только в 2014 году. В зависимости от характера правонарушения штраф для должностных лиц может составлять сумму от двух тысяч до пятидесяти тысяч руб., а для юрлиц – от пяти тысяч до пятисот тысяч руб. Кроме того, может предусматриваться дисквалификация на срок до 1 года.
Заключение
Как видно, в настоящее время в законах не содержится четких сроков заключения договоров по результатам закупки (223-ФЗ). Поэтому разработчики могут указывать в них такие периоды, которые являются удобными.
Единственное ограничение заключается в условии, согласно которому период подписания договора не должен препятствовать праву других участников оспаривать действия или бездействие организаторов торгов. Это значит, что соглашение не может заключаться в течение десяти дней после получения итогов торгов. Иначе подписание договора может быть расценено как злоупотребление правом. Тогда Антимонопольная служба вынесет постановление о том, чтобы соответствующие нарушения были устранены. Но и в другом случае наступает ответственность по Закону № 223-ФЗ. Отказ от заключения договора также считается правонарушением.