Иштван Сабо - знаменитый венгерский режиссер и сценарист. Известен также как актер и продюсер. В послужном списке уроженца города Будапешта 57 кинематографических работ. В сфере кино работает с 1959 года. Фильм Иштвана Сабо "Мефисто" в 1982 году получил главную награду премии "Оскар". Его картины побеждали на самых известных кинофестивалях и премиях: "Каннский кинофестиваль", "Британская киноакадемия", "Европейская киноакадемия" и др. В 2011 году представил свою последнюю к настоящему моменту режиссерскую работу "Дверь".
Биография
Иштван Сабо появился на свет 18 февраля 1938 года в еврейской семье. После школы устроился на радио на должность репортера. В 1956 году успешно сдал вступительные экзамены в будапештский институт театра и кино, где впоследствии выучится на режиссера. Его учителем является знаменитый педагог Феликс Мариашши. Студентом снял несколько картин короткометражного формата, в том числе и фильм "Концерт", благосклонно принятый на нескольких международных кинофестивалях.
Ранние работы Сабо содержат в себе иконографичность, в них стираются границы между реальностью, снами и воспоминаниями. В те годы молодой режиссер из Венгрии вдохновлялся направлением "французская новая волна".
Самый знаменитый венгерский режиссер громко о себе заявил своими художественными проектами, которые вошли в так называемую "немецкую трилогию Иштвана Сабо": "Мефисто", "Полковник Редль", "Хануссен". Однако некоторые критики считают все же лучшими его работами картины "Отец", "Будапештские сказки". Высоко оценивают они и ленту Иштвана Сабо "Любовный фильм" ("Фильм о любви"). Проект, вышедший на большие экраны в 1970 году, состоит из автобиографических сюжетов.
Фильмы и жанры
Фильмография Иштвана Сабо состоит из картин следующих жанров:
- Биография: "Полковник Редль".
- Документальный: "Из Европы в Европу", "Артисты".
- История: "Тайна Оффенбаха", "Вкус солнечного света".
- Короткометражка: "Расклеенный плакат", "День седьмой", "Благоговейная память", "Карта города".
- Мелодрама: "Зеленая птица", "Встреча с Венерой", "Театр".
- Приключения: Bors.
- Фантастика: "На десять минут старше: Виолончель".
- Военный: "Мнения сторон".
- Драма: "Мефисто", "Доверие", "Дверь", "Пора мечтаний", "Письмо к отцу", "Родственники".
- Комедия: "Я обслуживаю английского короля" (актер).
- Криминал: "Вандомская площадь".
В фильмах Иштвана Сабо снимались такие звезды кино, как Рэйф Файнс, Валерия Бруни-Тедески, Гленн Клоуз, Хелен Миррен, Хаври Кейтель и др.
Лучший проект
В 1981 году венгерский режиссер представил на суд зрителей картину "Мефисто". В основу этого фильма положена легенда о Фаусте, но местом действия выбран современный мир. Актера Хендрика Хофген нахваливают критики, но он не обласкан славой. Ради известности он продает душу нацистам. Спустя некоторое время он понимает, что совершил ошибку всей своей жизни.
Это интересно
Иштван Сабо уверен, что люди даже преклонного возраста могут быть молодыми в душе. Есть и те, кому всего лишь двадцать лет, но они уже стары душой, не хотят думать и работать. По словам мастера кинематографии, и такие встречались в его жизни много раз.
Иштван Сабо говорит, что многие молодые люди, когда начинают снимать свои первые фильмы, еще не владеют видением мира. Им, воспитанным телевидением, понятнее рекламные ролики и язык изображений, нежели родной язык.
По словам Иштвана Сабо, из шести тысяч фильмов, ежегодно снимающихся на планете, лишь несколько сотен имеют в своей основе художественные намерения и авторские амбиции. Он горд, что был знаком с людьми, создававшими настоящее кино.
Иштван Сабо называет камеру оружием, которое легко позволяет играть с реальностью. Однако камера показывает не всю картину происходящего, а только лишь то, что задумали показать оператор и режиссер. Поэтому он снимает лишь игровое кино, ведь оно изначально подается как ложь - то, что не происходило на самом деле. По словам Сабо, при этом оно все равно больше похоже на правду, нежели документальное кино, которое изначально "не может иметь претензий на истинность".
Иштван Сабо утверждает, что американское кино создавали люди из Центральной и Восточной Европы, уехавшие в США из-за политических преследований или, для того чтобы заработать себе на жизнь. Они сталкивались с настоящими трудностями, знали, каким испытаниям подвергаются чувства, и как эти чувства действуют. Поэтому эти переселенцы снимали сильное кино с простейшими человеческими чувствами и теплотой человеческих прикосновений. Пришедшие на их смену кинематографисты уже создавали упрощенные проекты, которым с каждым годом становились все более детскими.
НО Я ВСЁ РАВНО СКАЖУ, ЧТО ИЗ-ЗА ВЕЛИЧИЯ РУСИКА, ОСНОВАННОГО В ТОМ ЧИСЛЕ И ИШТВАНОМ САБО, В БЕЛАРУСИ ПРЕКРАТИЛИ СУЩЕСТВОВАТЬ КИНОКЛУБЫ, БЛАГОДАРЯ КОТОРЫМ ЗГОЛИЧ СНИМАЕТ КИНОШЕДЕВРЫ СВОИ ПО ЛЕКАЛАМ УВИДЕННОГО В КИНОКЛУБЕ МИНСКА "ПРОФИЛЬ" В КОНЦЕ80-Х САБО...
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОВОРИТ о ТОМ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ ЗАКАЗ на ЛИКВИДАЦИЮ НАШЕЙ и ВАШЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, НАШЕГО СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РБ-РФ, а ТАКЖЕ В ЦЕЛОМ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ на ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. И ИМЕННО в РАМКАХ ЭТОГО и СТОИТ РАССМАТРИВАТЬ ВЫШЕ ЗАЯВЛЕННУЮ ПРОБЛЕМАТИКУ. ВРАГИ НАШИ НЕ ДРЕМЛЮТ!..
ИМЕННО КИНОКЛУБНОЕ ДВИЖЕНИЕ ТОЛЬКО СПОСОБНО ПРОТИВОСТОЯТЬ УНИЧТОЖЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА и НЕ ТОЛЬКО!..