Датчики ДМРВ 037 и 116 - это две модели датчиков массового расхода воздуха, широко используемых в системах впрыска топлива на автомобилях. Хотя оба датчика выполняют схожие функции, между ними есть ряд отличий, которые стоит учитывать при выборе датчика для конкретного автомобиля.
Конструктивные особенности
Главное отличие датчиков ДМРВ 037 и 116 заключается в их конструкции и принципе работы. ДМРВ 037 представляет собой механический датчик расхода воздуха с подвижной заслонкой. ДМРВ 116 - это полупроводниковый цифровой датчик без подвижных частей.
Механический датчик ДМРВ 037 имеет подвижную заслонку, которая поворачивается под напором воздушного потока. Чем больше расход воздуха, тем сильнее заслонка отклоняется. Положение заслонки фиксируется датчиком положения, и по этим данным электронный блок определяет текущий расход воздуха.
В датчике ДМРВ 116 нет движущихся частей. Он использует специальный нагреваемый сенсор, который охлаждается потоком воздуха. По степени охлаждения сенсора блок управления рассчитывает скорость и расход воздуха.
Точность измерений
Цифровой датчик ДМРВ 116 обладает более высокой точностью измерений по сравнению с механическим ДМРВ 037. Это связано с особенностями конструкции датчиков.
В датчике ДМРВ 037 с течением времени может нарушаться подвижность заслонки из-за загрязнений и отложений сажи. Это приводит к искажению показаний датчика. Кроме того, механические датчики со временем изнашиваются.
Цифровой датчик ДМРВ 116 не имеет подвижных частей и менее подвержен влиянию загрязнений. Он обеспечивает стабильную точность измерений в течение всего срока службы.
Устойчивость к внешним воздействиям
Датчики ДМРВ сильно различаются по устойчивости к внешним воздействиям. Механический датчик ДМРВ 037 более чувствителен к ударам, вибрациям и экстремальным температурам.
Полупроводниковый датчик ДМРВ 116 конструктивно более защищен от механических воздействий и перепадов температур. Он может работать в более широком диапазоне температур и устойчив к ударам и вибрациям.
Поэтому датчик ДМРВ 116 лучше подходит для эксплуатации в тяжелых условиях, например на внедорожниках, грузовиках и спецтехнике.
Совместимость с различными ЭБУ
Датчики ДМРВ 037 и 116 отличаются совместимостью с блоками управления двигателем. ДМРВ 037 - универсальный датчик, совместимый с большинством ЭБУ.
ДМРВ 116 - цифровой датчик, требующий наличия специального разъема и поддержки протокола цифровой связи со стороны блока управления. Поэтому ДМРВ 116 совместим не со всеми ЭБУ.
При замене датчика нужно учитывать совместимость с конкретной моделью ЭБУ. Иногда приходится менять не только датчик, но и блок управления.
Стоимость датчиков
Датчики ДМРВ 116 дороже аналогичных по характеристикам ДМРВ 037. Это связано с более сложной конструкцией и современной элементной базой ДМРВ 116.
Однако датчики ДМРВ 116 менее подвержены износу и отказам, поэтому их можно рассматривать как инвестицию, которая окупится за счет более длительного срока службы.
При выборе датчика стоит учитывать не только цену, но и особенности эксплуатации автомобиля. Для ответственных узлов лучше использовать более надежный датчик ДМРВ 116.
Рассмотрим более подробно конструктивные особенности датчиков ДМРВ 037 и 116, которые обуславливают разницу в их характеристиках.
Принцип действия ДМРВ 037
В основе работы датчика ДМРВ 037 лежит измерение угла поворота подвижной заслонки. Заслонка установлена на оси и может поворачиваться под действием воздушного потока. Чем выше скорость потока, тем сильнее заслонка отклоняется.
Положение заслонки определяется с помощью датчика положения, например, потенциометра или датчика Холла. Эти данные обрабатывает электронный блок датчика и преобразует их в значение расхода воздуха.
Принцип действия ДМРВ 116
В датчике ДМРВ 116 используется термоанемометрический принцип измерения расхода воздуха. В конструкции датчика есть нагреваемый терморезистор.
При протекании воздуха терморезистор охлаждается. Скорость охлаждения зависит от скорости потока воздуха. Датчик фиксирует изменение сопротивления терморезистора и рассчитывает расход воздуха.
Материалы исполнения датчиков
Еще одно отличие датчиков ДМРВ заключается в применяемых материалах. Датчик ДМРВ 037 чаще всего изготавливают из алюминиевого сплава и используют алюминиевую заслонку.
Корпус датчика ДМРВ 116 выполняют из термостойких пластиков, а датчик расхода - из кремния или нитрида галлия. Эти материалы лучше переносят высокие температуры.
Особенности монтажа датчиков
Для правильной работы датчика ДМРВ 037 важно обеспечить его соосное расположение с воздушным каналом. Любое отклонение нарушает правильность измерений.
ДМРВ 116 менее чувствителен к расположению относительно потока воздуха и проще в монтаже. Это тоже может иметь значение при выборе датчика.
Диагностика датчиков ДМРВ
Еще одна разница заключается в диагностике работы датчиков. ДМРВ 037 не имеет функций самодиагностики. Неисправность определяется косвенно - по кодам ошибок системы впрыска.
Датчик ДМРВ 116 передает данные в ЭБУ по цифровому протоколу. Он может сообщать о собственных неисправностях, что упрощает диагностику.
Давайте более детально рассмотрим разницу в эксплуатационных характеристиках датчиков ДМРВ 037 и ДМРВ 116.
Диапазон измеряемых расходов воздуха
Датчики ДМРВ отличаются по диапазону измеряемых расходов воздуха. У ДМРВ 037 этот диапазон составляет примерно 10-700 кг/час.
ДМРВ 116 способен измерять расход в более широком диапазоне - от 5 до 1200 кг/час. Поэтому его часто используют на двигателях большого объема и мощности.
Точность измерений расхода воздуха
Мы уже отмечали, что ДМРВ 116 отличается более высокой точностью измерений расхода воздуха. Погрешность ДМРВ 037 может достигать 5%, в то время как у ДМРВ 116 она не превышает 1%.
Это важно для обеспечения оптимального соотношения топлива и воздуха в двигателе при разных режимах работы.
Быстродействие датчиков ДМРВ
Еще одна разница заключается в быстродействии. ДМРВ 037 обладает невысоким быстродействием из-за инерционности механической системы.
Цифровой датчик ДМРВ 116 работает значительно быстрее, что важно при резких изменениях нагрузки на двигатель.
Устойчивость к превышению максимального расхода
При превышении максимального измеряемого расхода возможен выход из строя датчика ДМРВ 037. Механическая конструкция не рассчитана на такие перегрузки.
ДМРВ 116 лучше переносит кратковременное превышение максимального расхода без потери работоспособности.
Надежность и ресурс датчиков
Ресурс датчика ДМРВ 037 обычно составляет около 60 000 км. пробега или 5 лет эксплуатации. Ресурс ДМРВ 116 значительно выше - до 250 000 км.
Это связано с отсутствием движущихся частей и более высокой надежностью конструкции. Поэтому заменить ДМРВ 037 на 116 может быть оправдано.
Давайте теперь более подробно рассмотрим вопрос замены датчика ДМРВ 037 на ДМРВ 116.
Возможность прямой замены ДМРВ 037 на 116
Не всегда ДМРВ 037 можно напрямую заменить на ДМРВ 116. Нужно учитывать конструктивные особенности и совместимость с конкретной моделью автомобиля.
ДМРВ 116 может не подойти из-за других габаритов, способа крепления или типа разъема. В этом случае потребуется доработка системы впрыска.
Совместимость ДМРВ 116 с ЭБУ автомобиля
Важным моментом является совместимость цифрового протокола датчика ДМРВ 116 с электронным блоком управления автомобиля.
Если ЭБУ не поддерживает цифровой сигнал ДМРВ 116, потребуется замена блока управления. Это дополнительные трудозатраты и расходы.
Калибровка ЭБУ при замене датчика расхода воздуха
После установки датчика ДМРВ 116 требуется обязательная калибровка ЭБУ с помощью диагностического тестера.
Это позволит настроить ЭБУ на работу с новым датчиком расхода воздуха и обеспечит оптимальные настройки системы впрыска.
Преимущества замены ДМРВ 037 на ДМРВ 116
Главные преимущества замены ДМРВ 037 на ДМРВ 116:
- Повышение точности и быстродействия измерения расхода воздуха;
- Увеличение ресурса и надежности системы измерения расхода;
- Расширение функционала диагностики работы датчика расхода.
Экономическая целесообразность замены ДМРВ
Замена ДМРВ 037 на 116 экономически оправдана в первую очередь на автомобилях с большим пробегом, где возможна неисправность датчика.
Установка ДМРВ 116 целесообразна и при модернизации двигателя с увеличением мощности для повышения точности системы впрыска.