Реле поворотов - важный элемент электрооборудования любого автомобиля. От его надежной работы зависит безопасность движения. К сожалению, со временем этот механизм может выйти из строя, что приведет к проблемам с включением указателей поворота.
Автолюбители, эксплуатирующие ВАЗ-2107, нередко сталкиваются с поломкой реле поворотов. Давайте разберемся, из-за чего может возникнуть эта неисправность и как ее устранить своими руками.
Причины выхода из строя реле поворотов ВАЗ-2107
Существует несколько типичных причин, по которым перестает работать реле указателей поворота на "семерке":
- Окисление и коррозия контактов реле из-за воздействия влаги
- Механический износ подвижных частей реле
- Перегрев катушки реле из-за большого тока
- Повреждение обмоток катушки реле
- Нарушение регулировки реле
Рассмотрим подробнее каждую из этих причин.
Окисление и коррозия контактов
Контакты реле поворотов расположены внутри герметичного корпуса и в норме не должны подвергаться воздействию влаги. Но со временем может нарушиться герметичность корпуса, и на контакты начнут попадать вода и влага из окружающего воздуха.
Это приводит к появлению на контактах окислов и коррозии, которые нарушают проводимость. В результате контакты перестают надежно замыкать цепь, и реле выходит из строя.
Механический износ деталей
Реле поворотов содержит подвижные части, которые совершают циклические движения при каждом включении указателей поворота. Речь идет в первую очередь о подвижном якоре с контактной пластиной.
Со временем это приводит к механическому износу деталей. Люфты в подвижных соединениях увеличиваются, и в нужный момент якорь может не достигнуть контактов, чтобы замкнуть цепь.
Перегрев обмотки реле
Причиной выхода реле поворотов из строя может стать перегрев его катушки. Это происходит, если через обмотку реле длительное время протекает повышенный ток.
Причина перегрузки катушки - какое-то короткое замыкание в цепи указателей поворота. Из-за большого тока в обмотке вырабатывается много тепла, происходит термическое повреждение изоляции, и обмотка выходит из строя.
Повреждение обмотки реле
Обмотка катушки реле уязвима к механическим повреждениям. Например, при неаккуратной замене лампочек указателей поворота можно случайно повредить изоляцию проводов обмотки отверткой.
В результате возникает короткое замыкание в самой обмотке, она перестает нормально притягивать якорь, и реле не работает.
Нарушение регулировки реле
Для нормальной работы реле важна правильная регулировка воздушных зазоров внутри механизма. Со временем настройка реле может сбиться из-за износа деталей.
В этом случае при подаче напряжения якорь не будет полностью притягиваться и замыкать контакты. Чтобы восстановить работу реле, нужно будет провести его регулировку.
Поиск и диагностика неисправности
Чтобы найти причину выхода из строя реле поворотов на ВАЗ-2107, нужно провести поиск и диагностику неисправности. Рекомендуется выполнить следующие проверки:
- Проверить напряжение питания реле при включении "поворотников". Оно должно быть около 12 В.
- Измерить сопротивление обмотки реле. Норма - около 60 Ом.
- Проверить на омметре целостность цепи от реле к лампочкам указателей поворота.
- Убедиться, что при подаче напряжения на катушку реле слышен характерный щелчок срабатывания якоря.
Эти несложные проверки помогут определить, в каком именно узле возникла неисправность, и выявить причину.
Ремонт или замена реле поворотов ВАЗ-2107
Если диагностика показала, что реле неисправно и подлежит ремонту, то для устранения неполадок обычно достаточно проделать следующие операции:
- Прочистить контакты реле, удалить окислы
- Зачистить концы обмотки и подпаять, если обрыв
- Отрегулировать воздушные зазоры в реле
Если же реле сильно изношено и ремонту не подлежит, то проще заменить его на новое. Стоимость реле поворотов для ВАЗ-2107 обычно невелика, а замена занимает считанные минуты.
Главное - правильно подобрать и установить реле, соответствующее характеристикам штатного. После замены нужно убедиться, что указатели поворота работают исправно.
Реле поворотов - уязвимый узел, склонный к неисправностям на автомобилях ВАЗ-2107. Причины поломок могут быть разными - износ деталей, окисление контактов, повреждения обмотки.
Чтобы найти неисправность, нужно провести диагностику реле. В большинстве случаев дефект можно устранить простым ремонтом. А если реле сильно изношено, его лучше заменить на новое.
Главное - использовать реле, полностью совместимое со штатной моделью. Тогда после замены указатели поворотов заработают исправно.
Типы реле поворотов, используемые на ВАЗ-2107
На автомобилях ВАЗ-2107 устанавливались реле поворотов нескольких типов. Рассмотрим основные из них:
- Реле РП21Б - самая распространенная модель. Устанавливалась на первых выпусках "семерки".
- Реле РП21В - усовершенствованный вариант РП21Б. Использовался на более поздних моделях ВАЗ-2107.
- Реле РП140 - зарубежный аналог. Может применяться для замены штатных реле.
Все эти реле по характеристикам и схеме подключения совместимы между собой. Но есть некоторые конструктивные отличия.
Особенности подключения разных типов реле поворотов
Несмотря на совместимость, при замене реле на другую модель нужно учитывать особенности его установки и подключения:
- У реле РП21Б выводы расположены по-другому, чем у РП21В и РП140.
- Реле РП140 крепится винтами, а РП21Б и РП21В - с помощью скоб.
- РП140 имеет дополнительный вывод на корпус. Его нужно подключить к массе.
Поэтому при установке нового реле важно правильно подсоединить все выводы, чтобы избежать неполадок.
Проверка совместимости характеристик реле
Хотя все рассмотренные модели реле interchangeable между собой, перед установкой нужно проверить соответствие основных параметров:
- Напряжение срабатывания катушки - около 12 В
- Сопротивление обмотки - 40-80 Ом
- Максимальный коммутируемый ток контактов - 15 А
Если характеристики нового реле соответствуют штатному, можно смело устанавливать его на ВАЗ-2107.
Поиск оптимального варианта замены реле
При выборе реле для замены оригинального учитываются такие критерии:
- Надежность и долговечность
- Стоимость
- Удобство монтажа
- Наличие гарантии
Исходя из этих требований, оптимальным вариантом часто оказываются реле РП140 или РП21В. Они обеспечивают надежную работу по доступной цене.
Проверка работы указателей поворота после замены
После установки и подключения нового реле обязательно нужно проверить работу системы указателей поворота. Поочередно включите оба "поворотника" и убедитесь, что лампочки мигают ровно и ярко, без перебоев.
Такая проверка позволит выявить возможные ошибки при монтаже и правильно отрегулировать систему. Только после этого автомобиль можно считать полностью исправным.
Поиск мест установки реле поворотов на ВАЗ-2107
Реле поворотов на автомобиле ВАЗ-2107 может располагаться в нескольких местах. Давайте разберемся, где именно следует искать это реле при необходимости.
- Самое распространенное место - в монтажном блоке под панелью приборов.
- На некоторых моделях реле устанавливается в блоке предохранителей моторного отсека.
- Возможно расположение реле на кронштейне в подкапотном пространстве.
Также нужно осмотреть проводку - иногда реле просто подвешивается на жгуты проводов где-то рядом с блоком предохранителей.
Поиск маркировки выводов реле поворотов
Чтобы правильно подключить реле, нужно знать назначение его выводов. Маркировка может располагаться:
- На корпусе реле
- На выводах в виде цветовой маркировки проводов
- В техдокументации на реле
- На электрической схеме автомобиля
Если маркировка отсутствует или стерлась, придется проверить выводы прозвонкой или по схеме.
Проверка состояния разъемов и контактных соединений
При замене реле нужно обязательно проверить состояние электрических разъемов и контактных соединений. За годы эксплуатации они могли:
- Окислиться и потерять контакт
- Загрязниться и иметь повышенное сопротивление
- Получить механические повреждения
Все это может стать причиной ненадежной работы нового реле. Поэтому качественная зачистка контактов разъемов - залог успеха.
Проверка напряжения питания реле поворотов
После установки реле поворотов необходимо убедиться, что его обмотка получает стабильное напряжение 12 В при включении указателей поворота.
Если напряжение нестабильно или не достигает нужного уровня, возможны сбои в работе реле. Причиной могут быть плохие контакты или обрыв в цепи питания.
Проверка качества крепления реле поворотов
Реле поворотов в автомобиле ВАЗ-2107 работает в условиях вибраций и тряски. Поэтому ненадежное крепление может со временем привести к отказу.
После установки нужно убедиться, что реле жестко закреплено и не имеет люфтов. При необходимости фиксацию можно усилить хомутами или кабельными стяжками.