Расположение предохранителей в автомобиле имеет важное значение для безопасной эксплуатации транспортного средства. Знание точных мест нахождения предохранителей позволяет быстро найти и заменить перегоревший предохранитель, не нарушая работы других электрических систем автомобиля.
В данной статье мы подробно рассмотрим особенности расположения блоков и отдельных предохранителей в популярных отечественных и зарубежных автомобилях. Эта информация поможет автовладельцам легко ориентироваться в электропроводке своего авто.
Расположение предохранителей в автомобилях ВАЗ
В автомобилях ВАЗ блок предохранителей, как правило, располагается под панелью приборов в салоне автомобиля. Конкретное место зависит от модели:
- На ВАЗ 2105, 2107 предохранители находятся слева от рулевой колонки под крышкой панели приборов.
- В моделях ВАЗ 2106, 2108, 2109, 21099 блок предохранителей расположен справа от рулевой колонки.
- В ВАЗ 2110, 2111, 2112, 2114, 2115 предохранители размещаются также справа от руля под панелью приборов в пластиковом боксе.
Кроме центрального блока, отдельные предохранители могут располагаться в монтажном блоке в моторном отсеке, в блоке управления двигателем и других узлах автомобиля.
Расположение предохранителей в иномарках
В зарубежных автомобилях предохранители обычно сгруппированы в несколько блоков, расположенных в разных частях машины:
- Центральный блок в салоне, чаще всего под панелью приборов или в нижней части передней панели.
- Блок в моторном отсеке, отвечает за защиту силовых цепей.
- Блок в багажнике, защищает цепи задних фонарей, обогрева стекол и других потребителей.
Точное расположение блоков предохранителей приводится в инструкции по эксплуатации конкретной модели автомобиля. К примеру, в Ford Focus предохранители в салоне находятся под рулевой колонкой, в Mazda 3 — в блоке у педалей, в Toyota Camry — справа от руля.
Поиск нужного предохранителя по схеме
Чтобы быстро найти перегоревший предохранитель, необходимо использовать схему расположения блоков и назначения отдельных плавких вставок. Такая схема обычно приводится на крышке блока предохранителей или в инструкции по эксплуатации.
Схема позволяет определить:
- В каком блоке искать нужный предохранитель.
- Номинал предохранителя (обычно 5, 10, 15, 20 или более ампер).
- Цепь, которую защищает данный предохранитель.
Зная это, можно быстро отыскать и заменить перегоревший предохранитель, восстановив работу соответствующей системы.
Особенности расположения предохранителей в разных моделях
Несмотря на общие принципы, расположение блоков предохранителей в автомобилях разных марок и моделей имеет свои особенности:
- В ВАЗ обычно один блок предохранителей под панелью и несколько отдельных по салону.
- В иномарках несколько блоков в салоне, под капотом, в багажнике.
- Японские авто часто имеют блок реле и предохранителей в моторном отсеке.
- Немецкие машины - отдельный безопасный блок предохранителей в салоне.
- Американские внедорожники могут иметь специальный бокс предохранителей на раме.
Поэтому при смене или покупке автомобиля обязательно изучите схему расположения всех предохранителей в вашей модели.
Полезные советы по работе с предохранителями
Чтобы избежать проблем с электрикой, рекомендуем придерживаться следующих правил:
- Всегда имейте под рукой комплект запасных предохранителей нужных номиналов.
- Меняйте предохранитель только на аналогичный по номиналу.
- Проверяйте состояние контактов и чистоту поверхности предохранителя.
- Записывайте, какой предохранитель за что отвечает в вашем автомобиле.
- Регулярно проверяйте состояние изоляции проводки и контактных соединений.
Соблюдая эти несложные рекомендации, вы сможете избежать многих проблем, связанных с перегоранием предохранителей в автомобиле.
Размещение предохранителей в классических советских автомобилях
В советских автомобилях, выпускавшихся в 1960-1980 годы, блоки предохранителей также имели свои типичные места расположения.
Например, в «Жигулях» первых моделей предохранители находились под обшивкой передка салона слева от водителя. В «Москвичах» - справа за коробкой передач. В ВАЗ-2101 и ГАЗ-24 - справа под панелью приборов.
Несмотря на кажущуюся хаотичность, схемы расположения предохранителей в советских авто также продумывались инженерами для удобства обслуживания.
Особенности расположения предохранителей в грузовиках и автобусах
В грузовых автомобилях и автобусах из-за большого количества потребителей электроэнергии устанавливается значительное число предохранителей.
Чаще всего они сгруппированы в несколько блоков: центральный в кабине, отдельные - в моторном отсеке, в блоках управления различным оборудованием.
Расположение предохранителей в грузовиках и автобусах имеет свою специфику и требует изучения конкретных схем для данной модели техники.
Замена предохранителей в современных автомобилях
В современных иномарках процесс замены предохранителей упрощен благодаря логичному расположению блоков и продуманным схемам в инструкциях.
Однако следует учитывать, что многие производители стали использовать не съемные плавкие вставки, а автоматические выключатели. Их замена требует обращения в сервис.
Проверка предохранителей при неисправностях электрооборудования
При возникновении проблем с электрикой - отсутствии габаритных огней, стеклоочистителей, стартера и т.д. - первым делом проверьте соответствующие предохранители.
Используйте схему расположения блоков и назначения плавких вставок, чтобы определить место нужного вам предохранителя.
Выбор предохранителей при замене
При покупке новых предохранителей важно выбрать именно тот тип и номинал, который указан производителем автомобиля.
Не стоит экономить на дешевых некачественных плавких вставках или ставить предохранители с большим номиналом - это может привести к перегрузкам и выходу из строя электрооборудования.
Особенности доступа к блокам предохранителей
Доступ к блокам предохранителей может быть затруднен в некоторых моделях автомобилей. Например, в ВАЗ последних моделей блок скрыт под облицовкой панели приборов.
Чтобы получить доступ, необходимо аккуратно демонтировать декоративные накладки с помощью пластиковых лопаток. Эту операцию лучше доверить специалистам, чтобы не повредить облицовку.
Признаки перегорания предохранителя
Чтобы определить неисправный предохранитель, осмотрите плавкую вставку. Если нить расплавилась - предохранитель перегорел. Также признаками могут служить почернение или искривление корпуса.
Для диагностики удобно использовать проверочную лампу, подключаемую по очереди в гнезда предохранителей. Если лампа не загорается - предохранитель неисправен.
Причины перегорания предохранителей
К распространенным причинам перегорания относятся:
- Перегрузка цепи, подключение слишком мощных потребителей.
- Замыкание из-за повреждения изоляции проводки.
- Попадание влаги на контакты разъемов.
- Окисление контактных поверхностей.
Чтобы избежать повторного перегорания, необходимо найти и устранить причину неисправности.
Регулярный осмотр блоков предохранителей
Рекомендуется периодически, например, при сезонном техобслуживании, проверять состояние всех предохранителей автомобиля.
Это позволит выявить проблемы на ранней стадии и провести профилактику, избежав внезапных отказов электрооборудования.
Автоматические выключатели взамен предохранителей
Все больше производителей отказываются от классических плавких предохранителей в пользу автоматических выключателей.
Они срабатывают так же, но после устранения перегрузки автоматически восстанавливают цепь. Однако их замена - более сложная операция.