КПП ЗИЛ: фото, устройство, технические характеристики, ремонт и запчасти

КПП ЗИЛ является одной из самых распространенных коробок передач на грузовых автомобилях в России. Эта коробка передач устанавливалась на такие известные модели, как ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЗИЛ-433440. Рассмотрим подробнее устройство, особенности и ремонт КПП ЗИЛ.

Устройство КПП ЗИЛ

КПП ЗИЛ представляет собой механическую ступенчатую коробку передач с 5 передачами для движения вперед и одной передачей заднего хода. Коробка имеет раздаточную коробку с подключаемым приводом переднего моста. Конструктивно коробка передач состоит из картера, в котором размещены основные узлы:

  • Валы коробки передач
  • Зубчатые колеса и шестерни
  • Механизмы управления
  • Механизм блокировки дифференциала

КПП ЗИЛ передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам и обеспечивает плавное переключение передач без разрыва потока мощности. Основными деталями КПП являются: первичный, вторичный и промежуточные валы; шестерни; синхронизаторы; муфты выключения сцепления.

Технические характеристики КПП ЗИЛ

КПП ЗИЛ имеет следующие технические характеристики:

  • Количество передач - 5 передних, 1 задняя
  • Тип коробки - механическая, ступенчатая
  • Привод - задний или полный
  • Управление - механическое
  • КПП ЗИЛ - литой чугунный картер

Коробка ЗИЛ отличается простотой конструкции и надежностью. Она рассчитана на высокие крутящие моменты и интенсивные нагрузки в условиях эксплуатации на тяжелых грузовиках.

Грузовик ЗиЛ в тумане на горной дороге

Особенности ремонта КПП ЗИЛ

Ремонт КПП ЗИЛ в основном заключается в замене изношенных деталей. Наиболее часто приходится менять сальники, подшипники, синхронизаторы, шестерни. Процесс разборки-сборки КПП достаточно трудоемкий, требующий специальных инструментов, стенда и навыков.

Основные этапы ремонта КПП ЗИЛ:

  1. Демонтаж коробки с автомобиля
  2. Разборка коробки и мойка деталей
  3. Дефектовка и замена изношенных деталей
  4. Сборка коробки с заменой сальников и смазкой
  5. Установка и регулировка КПП на автомобиле

При разборке коробки нужно обращать внимание на правильную сборку синхронизаторов, фиксаторов шестерен. Сборку желательно проводить на специальных стендах.

Запчасти для КПП ЗИЛ

Для ремонта КПП ЗИЛ можно использовать как оригинальные запчасти, так и неоригинальные аналоги. В ассортименте представлены:

  • Сальник КПП ЗИЛ
  • Подшипники
  • Синхронизаторы
  • Муфты, вилки выключения
  • Шестерни и зубчатые венцы
  • Вал КПП ЗИЛ
  • Картер коробки

При выборе запчастей важно учитывать комплектацию конкретной модели КПП и состояние деталей. Качественные запчасти позволяют выполнить полноценный ремонт коробки ЗИЛ.

Таким образом, КПП ЗИЛ представляет собой надежную и неприхотливую в эксплуатации коробку передач для грузовиков. При своевременном техобслуживании и замене изношенных деталей она может прослужить сотни тысяч километров.

Особенности устройства КПП ЗИЛ

КПП ЗИЛ имеет довольно сложную внутреннюю конструкцию. Рассмотрим некоторые особенности устройства этой коробки передач.

В КПП ЗИЛ используется необычный механизм переключения передач. В отличие от многих других КПП, здесь отсутствуют классические синхронизаторы. Вместо них применяются специальные кулачковые муфты и фиксаторы шестерен. Это позволяет осуществлять быстрое и четкое переключение передач.

Еще одной особенностью является наличие блокируемого межосевого дифференциала повышенного трения. Он обеспечивает равномерное распределение крутящего момента между осями и улучшает проходимость на пересеченной местности.

Руки механика внутри КПП ЗиЛ

"Схема" КПП ЗИЛ

Конструктивная схема КПП ЗИЛ включает в себя:

  • Первичный вал
  • Промежуточный вал
  • Вторичный вал
  • Механизм переключения передач
  • Коробку раздаточную
  • Главную передачу

Вращение от двигателя через сцепление передается на первичный вал коробки, далее через систему шестерен - на вторичный вал и колеса. Раздаточная коробка обеспечивает подключение переднего моста.

Материалы для изготовления КПП ЗИЛ

Коробка передач ЗИЛ изготавливается из высокопрочного чугуна и стали. Картер коробки отливается из серого чугуна, это обеспечивает ему высокую износостойкость. Валы и шестерни выполнены из легированных сталей, закаленных для повышения прочности.

Подшипники качения применяются шариковые или роликовые, рассчитанные на высокие нагрузки. Уплотнения и сальники резиновые или силуминовые, стойкие к воздействию масла и высоким температурам.

Диагностика неисправностей КПП ЗИЛ

При возникновении проблем в работе КПП ЗИЛ необходимо провести диагностику с целью выявления неисправностей. К основным неисправностям относятся:

  • Течь масла
  • Вибрации и шумы
  • Затрудненное переключение передач
  • Пробуксовка

Для установления причин можно провести контрольный осмотр, анализ стружки в масле, проверку давления масла. По результатам делается вывод о необходимом ремонте.

"Бычок" и его роль в КПП ЗИЛ

"Бычок" является одной из важных деталей КПП ЗИЛ. Это стальной стержень, который проходит сквозь оси шестерен коробки передач. Бычок выполняет функцию их фиксации в определенном положении при переключении передач.

Бычок перемещается при помощи специального механизма выбора передач. Он позволяет заблокировать вращение шестерен на валах, обеспечивая передачу крутящего момента по нужной кинематической цепи. Таким образом, "бычок" играет важную роль в работе коробки передач ЗИЛ.

Особенности технического обслуживания КПП ЗИЛ

Для бесперебойной работы КПП ЗИЛ нуждается в регулярном техническом обслуживании. Рассмотрим основные особенности ТО этой коробки передач.

Важный момент - контроль уровня и своевременная замена трансмиссионного масла. Рекомендуется использовать масло соответствующего класса вязкости согласно инструкции. Также необходимо следить за чистотой масла, менять фильтры.

Регулярно нужно проверять крепление коробки к двигателю, отсутствие течей масла. При появлении вибраций следует проверить крепление агрегатов привода.

Важно периодически регулировать механизмы управления КПП, в частности выключение сцепления, механизм переключения передач. Это обеспечит плавное переключение.

Возможные поломки КПП ЗИЛ и их причины

КПП ЗИЛ относится к надежным конструкциям, но иногда случаются поломки. Рассмотрим типичные неисправности.

Износ подшипников и шестерен может привести к повышенному шуму, вибрациям. Причинами являются большой пробег, работа на изношенном масле.

Поломка синхронизаторов вызывает затрудненное переключение передач. Возможно из-за частых интенсивных переключений на высоких оборотах.

Трещины картера могут возникать из-за перегрева, усталостных явлений в материале. Приводят к утечке масла.

Капитальный ремонт КПП ЗИЛ

При значительном износе деталей требуется капитальный ремонт КПП ЗИЛ с полной разборкой. Основные этапы:

  1. Полная разборка коробки;
  2. Очистка и промывка всех деталей;
  3. Дефектация и замена изношенных деталей;
  4. Проверка валов и шестерен на износ;
  5. Сборка коробки с заменой уплотнений;

После капремонта КПП проходит обкатку на стендах и устанавливается на автомобиль. Такой ремонт позволяет значительно продлить ресурс коробки.

Перспективы модернизации КПП ЗИЛ

Несмотря на надежность, у КПП ЗИЛ есть потенциал для модернизаций. Возможные направления:

  • Установка синхронизаторов вместо кулачковых муфт;
  • Замена чугунного картера на алюминиевый;
  • Установка подшипников увеличенного ресурса;
  • Добавление электронных систем управления.

Такие усовершенствования позволили бы повысить комфорт, топливную экономичность и долговечность коробки ЗИЛ.

Сравнение КПП ЗИЛ с аналогами

Давайте сравним КПП ЗИЛ с аналогичными моделями коробок передач, применявшихся на грузовиках.

По сравнению с КПП ЯМЗ-236, ЗИЛ отличается большей простотой конструкции за счет отсутствия синхронизаторов. Однако КПП ЯМЗ более технологична в производстве.

КПП ЗИЛ проще по конструкции, чем КПП МАЗ, но уступает по надежности из-за чугунного картера. В то же время ЗИЛ проще в ремонте благодаря доступности запчастей.

Особенности эксплуатации КПП ЗИЛ

Для обеспечения долговечности КПП ЗИЛ рекомендуется соблюдать правила эксплуатации:

  • Выполнять плавное переключение передач без резких рывков;
  • Эксплуатировать в штатном диапазоне нагрузок;
  • Проводить своевременное ТО с заменой масла.

Не рекомендуется перегружать коробку высоким крутящим моментом, эксплуатировать с изношенными сальниками и подшипниками.

Запчасти для КПП ЗИЛ от производителей

Существует несколько крупных производителей запчастей для КПП ЗИЛ:

  • ГАЗ (шестерни, синхронизаторы, валы)
  • ЛИАЗ (картер, вилки переключения)
  • Муромтепловоз (подшипники, сальники, втулки)

Эти предприятия выпускают запчасти по оригинальной документации. Качество деталей позволяет проводить полноценный ремонт КПП ЗИЛ.

Стоимость запчастей и ремонта КПП ЗИЛ

Стоимость основных запчастей для КПП ЗИЛ:

  • Картер - 15 000 рублей
  • Комплект подшипников - от 2 000 рублей
  • Комплект сальников - от 1 500 рублей
  • Ремонтный комплект синхронизаторов - 8 000 рублей

Полный капитальный ремонт КПП обойдется от 40 000 рублей в зависимости от объема работ. Стоимость зависит от пробега и типа неисправностей.

Подбор трансмиссионного масла для КПП ЗИЛ

Для смазки КПП ЗИЛ рекомендуются масла класса вязкости 75W-90, 80W-90. Могут использоваться масла:

  • Трансмиссионное ЛУКОЙЛ ТМ-5-18
  • Картел Трансмиссионное 80W-90
  • Роснефть ТМ-5-18

Необходимо следить за сроком замены масла и чистотой фильтров. Это обеспечит надежную смазку деталей КПП.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.