Акт приемки-передачи товара: определение, необходимые бланки, правила заполнения формы и примеры с образцами

Акт приемки-передачи товара является важным документом, который оформляется при передаче товаров от поставщика покупателю. В нем указываются сведения о наименовании, количестве, качестве и стоимости поставленных товаров. Акт подписывается представителями обеих сторон сделки. Это позволяет избежать возможных споров о фактически поставленных товарах. Правильное составление акта приемки-передачи товара требует соблюдения определенных правил. Необходимо заполнить все обязательные реквизиты - наименования сторон, реквизиты договора, наименование и характеристики товаров, дату и место составления. Результаты проверки количества и качества товаров также отражаются в акте. Акт составляется в двух экземплярах - по одному для каждой стороны сделки. При работе по госконтрактам используется типовая форма акта, утвержденная Минфином России. Таким образом обеспечивается прозрачность расходования бюджетных средств.

Содержание акта приемки-передачи

Акт приемки-передачи должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дата и место составления, наименование организаций-участников приемки-передачи, ФИО и должности подписантов, основание для передачи (реквизиты договора), наименование и полное описание передаваемых товаров, их количество, цена и общая стоимость.

Кроме того, в акте приемки-передачи указываются сведения о проведенной при приемке проверке количества, комплектности, ассортимента, качества полученных товаров. Отражаются все расхождения фактически принятого товара с данными, указанными в сопроводительных документах.

Порядок приемки товара

Приемка товара осуществляется уполномоченными представителями покупателя в соответствии с инструкциями по приемке продукции данного вида. Она включает проверку количества, качества, комплектности поставленных товаров.

При выявлении несоответствий или недостатков товара составляется акт с перечнем имеющихся дефектов. В акте приемки-передачи делается отметка об этом. При существенных нарушениях покупатель вправе отказаться от приемки товара.

Вид сверху на занятый склад с погрузчиками и рабочими, принимающими поставку товара.

Порядок составления акта

Акт приемки-передачи составляется в двух экземплярах и подписывается полномочными представителями обеих сторон. Первый экземпляр передается покупателю, второй остается у поставщика. Акт является неотъемлемой частью отчетности по договору поставки.

При наличии спорных вопросов или претензий по количеству, качеству, ассортименту товара в акт может быть включена оговорка о несогласии одной из сторон с выводами приемки.

Рекомендации по заполнению бланка

Бланк акта приемки-передачи заполняется четко и разборчиво. Не допускаются подчистки и исправления. Все экземпляры должны быть идентичны.

Рекомендуется заранее ознакомиться с образцом заполнения бланка акта, чтобы избежать ошибок при его составлении.

Крупный портрет женщины в офисе, подписывающей акт о получении товара.

Особенности акта по 44-ФЗ

При работе по государственным и муниципальным контрактам применяется типовая форма акта приемки-передачи, утвержденная приказом Минфина России. Она имеет расширенный перечень реквизитов.

Акт по 44-ФЗ позволяет обеспечить контроль целевого расходования бюджетных средств. Его данные используются для учета операций по исполнению контрактов.

Порядок урегулирования разногласий

В случае возникновения разногласий по количеству, качеству, ассортименту поставленных товаров в акте приемки-передачи делается отметка о несогласии одной из сторон. Далее стороны в течение 5 дней должны урегулировать разногласия и составить дополнение к акту.

Если в указанный срок стороны не достигли согласия, заинтересованная сторона имеет право передать материалы для разрешения спора в арбитражный суд.

Ответственность за нарушение порядка приемки

Стороны несут ответственность за несоблюдение порядка приемки товаров, установленного договором и законодательством. Ненадлежащее оформление акта приемки-передачи может повлечь финансовые и иные санкции.

В частности, при занижении количества или сокрытии недостатков принятого товара виновная сторона может быть оштрафована либо обязана возместить реальный ущерб.

Хранение актов приемки-передачи

Акты приемки-передачи должны храниться вместе с договорами поставки как документы строгой отчетности. Срок хранения составляет не менее 5 лет.

Рекомендуется сформировать отдельное дело с актами приемки-передачи за каждый календарный год. Это облегчит поиск нужных документов.

По истечении срока хранения документы подлежат уничтожению в установленном порядке.

Особенности приемки импортных товаров

При приемке импортных товаров проверяется не только соответствие количества, качества и ассортимента, но и наличие обязательной маркировки и документов, подтверждающих происхождение товаров.

При выявлении нарушений таможенного законодательства товар не принимается, составляется акт, один экземпляр которого направляется в таможенный орган.

Особенности приемки скоропортящейся продукции

При приемке скоропортящихся товаров помимо количества и ассортимента обязательно проверяется соблюдение условий транспортировки и хранения, наличие документов, подтверждающих качество и безопасность продукции.

При выявлении нарушений, которые могли повлиять на качество товара, приемка приостанавливается для проведения лабораторных испытаний.

Особенности приемки опасных грузов

Приемка опасных грузов (ЛВЖ, ГЖ, взрывчатых веществ) осуществляется в присутствии представителя Госпожнадзора. Проверяется соблюдение требований и правил перевозки и хранения опасных грузов.

Обязательно наличие паспортов безопасности, сертификатов соответствия, а также разрешения Госпожнадзора на право обращения с опасными грузами.

Порядок замены товара ненадлежащего качества

Если в процессе приемки выявлен товар ненадлежащего качества, покупатель вправе потребовать его замены. Замена производится в сроки, согласованные сторонами в акте приемки-передачи.

При этом составляется акт о выявленных недостатках и формируется претензия к поставщику с требованием произвести замену товара.

Внесение исправлений в оформленный акт приемки

Исправления в оформленном и подписанном акте приемки-передачи не допускаются. В случае необходимости внесения изменений составляется дополнительное соглашение к акту за подписью обеих сторон.

Дополнительное соглашение составляется в 2-х экземплярах, по одному для каждой из сторон, и является неотъемлемой частью акта приемки-передачи.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество