Тормозная система "Урал-4320": описание, устройство, возможные неисправности, регулировка и ремонт

Тормозная система является одной из важнейших систем автомобиля, отвечающей за безопасность водителя, пассажиров и других участников движения. От ее технического состояния и правильной работы напрямую зависит возможность своевременно остановить автомобиль в экстренной ситуации. Поэтому очень важно периодически проверять исправность тормозной системы, выявлять и устранять возникающие неисправности, проводить регулировку и техническое обслуживание.

Общее описание тормозной системы Урал-4320

Тормозная система грузовика Урал-4320 представляет собой пневматический двухконтурный привод с раздельным управлением тормозами передней и задней осей. Она состоит из следующих основных частей:

  • компрессор;
  • регулятор давления;
  • защитные клапаны;
  • пневмоцилиндры;
  • тормозные камеры;
  • тормозные механизмы колес.

Компрессор нагнетает сжатый воздух в пневмосистему, а регулятор давления поддерживает его на заданном уровне. Защитные клапаны не дают превысить максимально допустимое давление. При нажатии на педаль тормоза сжатый воздух поступает в пневмоцилиндры, которые через рычажную систему приводят в действие тормозные механизмы колес.

Механик держит гидравлический тормозной цилиндр

Устройство тормозной системы Урал-4320

Рассмотрим более подробно устройство основных элементов тормозной системы Урал-4320.

Компрессор

В Урале-4320 используется поршневой одноступенчатый компрессор с приводом от двигателя через клиноременную передачу. Производительность компрессора составляет 650 л/мин. Он обеспечивает создание давления в пневмосистеме до 8 атмосфер.

Колесо грузовика Урал-4320 на подъемнике в автосервисе

Регулятор давления

Регулятор давления поддерживает давление в пределах 7-8 атмосфер. Он имеет две камеры - рабочую и управляющую. При превышении заданного давления в рабочей камере регулятор стравливает лишний воздух.

Защитные клапаны

Защитные клапаны установлены на ресиверах тормозной системы. Они открываются и стравливают воздух, если давление поднимается выше 10 атмосфер, тем самым предохраняя пневмосистему от разрушения.

Пневматический привод тормозов

Пневмопривод тормозов двухконтурный, с разделением на переднюю и заднюю оси. Имеются два независимых ресивера. При нажатии на педаль тормоза сжатый воздух из ресиверов поступает в пневмоцилиндры, расположенные в тормозных механизмах колес. Это приводит колодки в действие и затормаживает колеса.

Стояночный тормоз

Стояночный тормоз действует на колеса задней оси через тормозные механизмы. Он приводится в действие сжатым воздухом при перемещении рукоятки крана управления стояночным тормозом.

Возможные неисправности тормозной системы Урал-4320

Наиболее распространенные неисправности тормозной системы Урал-4320:

  • утечки сжатого воздуха;
  • замасливание тормозных механизмов;
  • износ тормозных колодок и дисков;
  • поломка пружин тормозных камер;
  • разрушение резиновых уплотнений и шлангов.

Причинами этих неисправностей могут быть естественный износ деталей, нарушение герметичности соединений, попадание загрязнений и влаги в пневмосистему.

Регулировка тормозов Урал-4320

Регулировка тормозов необходима при ослаблении их эффективности, неравномерном износе колодок, нарушении одновременности торможения колес осей. Выполняется в такой последовательности:

  1. Проверить герметичность пневмосистемы.
  2. Отрегулировать зазор между колодками и барабанами/дисками.
  3. Отрегулировать привод тормозных механизмов.
  4. Проверить эффективность работы тормозов.

После регулировки обязательно требуется обкатка тормозов для приработки фрикционных накладок.

Капитальный ремонт тормозов Урал-4320

При значительном износе или разрушении узлов и деталей требуется капитальный ремонт тормозной системы с заменой:

  • изношенных тормозных колодок и дисков;
  • вышедших из строя резиновых манжет, сальников, пыльников;
  • поврежденных тормозных шлангов и трубопроводов.

Капремонт тормозной системы - сложный процесс, требующий специального оборудования и навыков. Рекомендуется проводить его в условиях сервисной мастерской.

Регулировка и обслуживание тормозной системы Урал-4320

Регулярное обслуживание и регулировка тормозной системы позволяют поддерживать ее в технически исправном состоянии и предотвращают возникновение серьезных неисправностей.

Проверка герметичности пневмопривода

Необходимо периодически проверять пневмопривод на герметичность - отсутствие утечек сжатого воздуха. Для этого используется специальный прибор - манометр. Проверка выявит поврежденные шланги, неплотные соединения, износ сальников.

Проверка работы регулятора давления

Важно проверить исправность регулятора давления - он должен точно поддерживать давление в заданных пределах. Неисправный регулятор приведет к отказам тормозов.

Очистка внутренних полостей и вентиляция

Необходимо периодически продувать элементы пневмосистемы для удаления скапливающейся в них влаги и загрязнений. Это позволит избежать коррозии и закупорки каналов.

Проверка состояния защитных клапанов

Защитные клапаны со временем могут заклинивать или терять герметичность закрытия. Их надежная работа критически важна для безопасности.

Регулировка привода и хода педали

Необходимо поддерживать оптимальный свободный ход педали тормоза. Также регулируется зазор в приводе механизмов для компенсации износа.

Периодичность техобслуживания тормозной системы

Для поддержания работоспособности и надежности тормозов необходимо проводить их обслуживание с следующей периодичностью:

  • Ежедневно - проверка герметичности, работы сигнализаторов.
  • Через 10 000 км пробега - проверка состояния накладок, дисков.
  • Через 20 000 км - очистка от загрязнений, проверка клапанов.
  • Через 60 000 км - замена тормозной жидкости, колодок.

Соблюдение регламента позволит максимально продлить срок службы тормозной системы.

Диагностика тормозной системы Урал-4320

Для выявления неисправностей и оценки технического состояния тормозов применяют диагностическое оборудование:

  • Стенды проверки эффективности торможения.
  • Приборы проверки герметичности пневмосистемы.
  • Измерители износа накладок и дисков.
  • Анализаторы состава тормозной жидкости.

Проведение регулярной диагностики поможет своевременно обнаруживать дефекты и предотвращать серьезные поломки тормозов.

Принцип работы усилителя тормозов

Усилитель тормозов использует разность давлений на входе и выходе для уменьшения усилия на педали. Он работает по следующему принципу: при нажатии на педаль низкое давление подается в управляющую полость усилителя, вызывая перемещение золотника. Это открывает доступ высокого давления из главного тормозного цилиндра в рабочую полость усилителя, усиливая эффект нажатия на педаль.

ПГУ тормозной системы

Пневмогидравлический усилитель (ПГУ) используется в тормозной системе для снижения усилия на педали тормоза. ПГУ преобразует энергию сжатого воздуха из пневмопривода в механическое усилие, передаваемое на гидравлический привод рабочих тормозных механизмов.

Особенности технического обслуживания тормозной системы Урал-4320 в зимний период

Эксплуатация тормозной системы грузовика Урал-4320 в условиях низких температур и обильных снегопадов требует ряда мер для обеспечения ее надежной работы.

Проверка концентрации антифриза в тормозной жидкости

Необходимо использовать тормозную жидкость с достаточным содержанием антифриза, чтобы избежать замерзания в гидроприводе тормозов.

Регулярная очистка тормозных механизмов от снега и льда

Скопление снега и наледи на тормозных дисках и барабанах может привести к резкому снижению эффективности торможения.

Защита шлангов и трубопроводов от обледенения

Необходимо использовать термоизоляцию и обогрев шлангов пневмопривода, чтобы избежать примерзания влаги в них.

Проверка работы стояночного тормоза

Из-за влаги и льда стояночный тормоз может примерзнуть во включенном состоянии или не полностью срабатывать. Нужна его регулярная проверка.

Замена тормозной жидкости и фильтров

В зимний период рекомендуется более частая полная замена тормозной жидкости и фильтрующих элементов системы.

Влияние низких температур на работу тормозной системы

Пониженные температуры оказывают негативное влияние на узлы и агрегаты тормозной системы:

  • Ухудшается герметичность соединений из-за усадки резиновых уплотнителей.
  • Снижается эластичность шлангов и трубопроводов.
  • Увеличивается вязкость тормозной жидкости, замедляя ее течение.
  • Падает эффективность работы накладок и дисков.

Это приводит к увеличению тормозного пути, снижению надежности и возможным отказам.

Подготовка Урал-4320 к эксплуатации после длительного простоя

Перед началом эксплуатации грузовика после длительного простоя в зимний период необходимо:

  1. Проверить уровень и состав тормозной жидкости.
  2. Удалить коррозию и ржавчину с тормозных дисков.
  3. Восстановить герметичность сальников и уплотнений.
  4. Очистить и смазать поверхности трения в механизмах.
  5. Отрегулировать ход педали и зазоры в приводах.

Это позволит вернуть тормозную систему к надлежащему техническому состоянию для безопасной эксплуатации.

Типичные неисправности тормозов Урал-4320 в зимнее время

При низких температурах наиболее характерны следующие неисправности тормозной системы:

  • Примерзание стояночного тормоза.
  • Повышенный износ тормозных колодок.
  • Утечки в пневмоприводе из-за примерзания конденсата.
  • Заклинивание клапанов регулятора давления.
  • Потеря эластичности шлангов и манжет.

Своевременное выявление и устранение этих неисправностей критически важно для обеспечения безопасности.

Требования к квалификации персонала по обслуживанию тормозной системы Урал-4320

Обслуживание и ремонт тормозной системы грузового автомобиля Урал-4320 должен выполнять квалифицированный персонал, имеющий специальную подготовку и опыт.

Требования к образованию

Желательно наличие среднего специального или высшего инженерного образования по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей».

Требования к опыту работы

Опыт работы с пневматическими и гидравлическими системами грузовых автомобилей не менее 3-5 лет. Обязательный опыт обслуживания автомобилей марки Урал.

Знание устройства и принципов работы

Персонал должен отлично знать конструкцию и взаимодействие всех узлов и агрегатов тормозной системы конкретной модели Урал-4320.

Владение диагностическим оборудованием

Необходимы практические навыки использования специального диагностического оборудования для проверки работы и поиска неисправностей тормозной системы.

Соблюдение технологий и стандартов обслуживания

Персонал должен строго соблюдать регламенты, технологические карты и стандарты обслуживания и ремонта, установленные заводом-изготовителем.

Повышение квалификации персонала по тормозным системам Урал-4320

Для поддержания необходимого уровня квалификации рекомендуется регулярное обучение персонала:

  • Изучение технической документации и инструкций завода-изготовителя.
  • Прохождение курсов повышения квалификации.
  • Стажировки у опытных специалистов компании.
  • Тренинги и семинары производителей комплектующих и оборудования.

Оснащение рабочего места при обслуживании тормозов Урал-4320

Для качественного и безопасного проведения работ по обслуживанию тормозной системы автомобиля необходимо следующее оснащение рабочего места:

  • Подъемник или смотровая яма.
  • Набор инструментов для разборки-сборки узлов.
  • Комплект диагностического оборудования.
  • Стенд для проверки и регулировки тормозов.
  • Система отвода отработанных жидкостей.

Наличие необходимых инструментов и оснастки повышает производительность труда и обеспечивает высокое качество выполняемых работ.

Меры безопасности при обслуживании тормозной системы Урал-4320

При проведении работ по обслуживанию и ремонту тормозов необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

  • Использование средств индивидуальной защиты - очки, перчатки, комбинезон.
  • Герметичная утилизация отработанных жидкостей.
  • Использование домкратов и упоров при работе под автомобилем.
  • Соблюдение осторожности при работе с пневматическим и гидравлическим оборудованием.
  • Контроль давления и предохранительных клапанов в системе.

Соблюдение всех правил охраны труда и техники безопасности обязательно при любых работах по обслуживанию и ремонту.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.