Как объяснить ребенку, что он может обидеть кого-то своими шутками и поступками

В подростковом возрасте юмор может быть резким и неуместным, и родители часто задаются вопросом, как донести до своих детей, что их злые шутки и неблаговидные поступки могут ранить других.

Одна из пользовательниц Сети обратилась на православный сайт за советом, как ей вести себя с сыном-девятиклассником, который откровенно рассказывает ей о тех шутках, которые приняты в его окружении. От такого цинизма у женщины волосы дыбом встают.

Хотя читательница осознает, что подросткам нужно делать скидку на возраст, ее коробит то, что у них напрочь отсутствуют запретные темы. И они вовсе не задумываются о том, что это может быть кому-то неприятно и даже может сильно обидеть, оскорбить.

Мать мальчика обеспокоена тем, что ее отпрыск запутается и не будет отличать добрые, смешные вещи от неприкрытого хамства. Женщину интересует, как побеседовать с сыном, открыв ему христианский смысл юмора. Вот что в связи с этим думает священник Сергий Круглов.

Суть юмора универсальна

По мнению Сергия Круглова, суть юмора и смеха универсальна для всех людей: смех — это инструмент. Но только от вас зависит, каким целям он будет служить: агрессии либо миролюбию, добру либо злу, жизни либо смерти.

Существует древняя японская легенда, повествующая о двух великих мастерах, которые создавали мечи. Один из них делал оружие для нападения, целью другого была охрана жизни. Однажды эти мечи были брошены в ручей с опавшими листьями. При соприкосновении листочков с острым клинком, сработанным мастером войны, они разрезались надвое. Тогда как меч мастера защиты обходил листья, не повреждая их.

Две стороны медали

Остроумие и способность к юмору — это качества, которые ценятся в обществе. Однако, по мнению священника, любому любителю пошутить знаком такой парадокс: как приятно высмеять кого-то, когда все вокруг хохочут и ты сам наслаждаешься своим остроумием.

Но как же обидно, как больно, когда кто-то вышучивает тебя, а все вокруг снова смеются, но уже над тобой. Не стоит сомневаться в том, что на любого остроумного человека найдется еще более остроумный. А на любое проявление агрессии всегда может быть дан еще более агрессивный ответ.

Юмор как инструмент защиты

В чем же суть этого феномена, какова его природа? Дело в том, что юмор — это действительно инструмент защиты, поскольку он помогает снизить ложную напыщенность, развеять предубеждения, преодолеть необоснованные опасения, развенчать ложный авторитет и нелепые традиции.

Он способствует примирению тех, кто охвачен гневом или обидой, и недаром один из смыслов слова «пошутить» воспринимается как «разрядить обстановку». Смех в определенной степени способен раскрыть истинную сущность вещей.

Читая Библию, мудрый и верующий человек не раз заметит, что Создатель порой относится к человеку с легкой усмешкой и иронией, как любящий отец к неразумному ребенку.

Однако крайне важно, какие именно качества вещей «низводит и разрушает» смех. Они могут быть истинными, ложными. В случае направленности смеха на ложные вещи он может высветить их истинное лицо, показать их истинное значение. Тем самым их сила и власть над человеком будет разрушена.

В таком случае это смех, который является частью человеческой природы, дарованной нам Богом. Когда же высмеиваются святые вещи — любовь, добро, кротость, теряется сила смеха, и он может стать проявлением зла.

Качества, которые нужно развивать

Прежде чем развивать чувство юмора в себе, необходимо развить более значимые качества:

  • умение быть внимательным к окружающим;
  • осознание, что может быть предметом шуток, а что - нет;
  • способность любить и сопереживать;
  • наличие веры и убеждений;
  • умение анализировать жизненные ситуации, понимать людей и их мотивы;
  • способность определить, будет ли ваша шутка уместной и вызовет ли она положительные эмоции у собеседника или, наоборот, может его обидеть.

Прежде чем пошутить, необходимо оценить, как бы такая шутка звучала в ваш адрес. Ведь умение смеяться над собой как раз и есть высшее проявление чувства юмора. Существует принцип, который лежит в основе всех этических систем, в том числе и христианской: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе».

Юмор, который спасает

Священнослужитель обращает внимание, что многие талантливые юмористы, чьи шутки у всех на слуху, в какой бы сфере — эстрады, кино, литературы — они ни подвизались, в повседневной жизни обычно выглядят серьезными и никогда не используют свой юмор по пустякам.

Сергий Круглов предлагает нам обратить внимание на портреты знаменитых литераторов — Чехова с Гоголем, великого актера Чарли Чаплина, талантливого юмориста Жванецкого, известных клоунов Юрия Никулина с Леонидом Енгибаровым.

Он считает, что они отличались мудростью, познав, как сложна жизнь, и смогли раскрыть тайны человеческих душ. Но главное, они смогли понять себя, и именно поэтому их юмор не только не разрушает, но и спасает.

Это были виртуозы смеха, хотя порой их шутки были беспощадными, но они несли в себе исцеление от пороков. Это не просто бездумные шутники, клоуны, а люди, которые обладали глубокими знаниями и пониманием.

При этом клоуны бывают разные. Кто-то из них веселит неизлечимо больных детей, подбадривая их. И совсем другое дело - Пеннивайз, который является омерзительным монстром, обитающим в канализации.

Резюмируя, священник напомнил, что смех — это своего рода оружие. Поэтому важно использовать его с умом, чтобы не причинить боль тем, кого любишь.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Считаете ли вы эту тему важной для обсуждения с детьми?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.