Интериоризация - фундаментальный процесс в психологии развития. Понимание его механизмов поможет родителям в воспитании детей, а взрослым - в саморазвитии. Давайте разберемся, что известно об интериоризации сегодня.
Определение интериоризации
Интериоризация (от фр. intériorisation — переход извне внутрь) — это процесс перехода внешней деятельности во внутренний план сознания. Благодаря интериоризации внешние действия превращаются во внутренние умственные процессы.
Впервые этот термин использовался в работах французских социологов, таких как Эмиль Дюркгейм. Они рассматривали интериоризацию как элемент социализации личности, переход социального опыта в индивидуальное сознание.
В психологию понятие интериоризации ввели Жан Пиаже и Лев Выготский. По Выготскому, любая психическая функция сначала формируется как внешняя социальная деятельность между людьми, а затем интериоризируется, становясь внутренним процессом.
Например, ребенок сначала копирует речь взрослых, а потом начинает говорить сам. Или сначала решает задачи по образцу, а потом уже может решать их в уме, без внешних опор.
Значение интериоризации в психологии
Интериоризация играет важную роль в становлении психики человека. По Выготскому, именно благодаря интериоризации внешние культурные процессы превращаются во внутренние психологические функции.
Например, общение ребенка с близкими интериоризируется во внутренний диалог и способность мыслить словами. Или внешняя речь превращается во внутреннюю.
Также интериоризация тесно связана с социализацией личности. Через подражание, повторение и присвоение социального опыта ребенок интериоризирует нормы, ценности и модели поведения своего общества.
Например, наблюдая за родителями, он усваивает правила вежливости и этикета. А читая книги, интериоризирует моральные и эстетические нормы общества.
Особую роль в интериоризации играет речь. Слова помогают выделить суть вещей и способы оперирования информацией. Усвоение речи = усвоение опыта.
Этапы интериоризации
Процесс интериоризации проходит несколько этапов.
По Выготскому, интериоризация навыка включает 3 этапа:
- Действие выполняется ребенком только вместе со взрослым
- Рядом со взрослым, который подсказывает
- Ребенок выполняет действие самостоятельно
Гальперин детализировал этапы интериоризации умственного действия:
- Мотивация
- Ориентировка в задаче
- Материальное или материализованное действие
- Внешняя речь про себя
- Внутренняя речь
- Умственное действие
Например, обучая ребенка чтению, сначала взрослый читает вслух, потом ребенок повторяет за ним, затем читает сам, шепотом, про себя и наконец читает молча, в уме, понимая смысл.
Для ускорения интериоризации важно:
- Поэтапное разъяснение и показ действия
- Тренировка с постепенным уменьшением помощи
- Поощрение самостоятельности
Так происходит плавный переход действия во внутренний план.
Механизмы интериоризации
Как именно происходит интериоризация?
Основные механизмы:
- Подражание
- Повторение
- Речевое опосредование
- Решение проблем
Через подражание взрослым дети перенимают образцы действий, речи, ценностей. Например, копируя мамину заботу о близких, ребенок усваивает нормы милосердия.
Повторяя действия многократно, ребенок постепенно интериоризирует их, и они становятся внутренними умениями. Так происходит, когда ребенок сначала повторяет за взрослым текст песни, а потом может петь ее сам.
Опосредуя действия речью, например комментируя вслух свои действия или читая инструкцию, ребенок быстрее интериоризирует навык.
А решая проблемы, ребенок учится применять знания, что ведет к их глубокой интериоризации. Например, самостоятельно решив сложную задачу, ребенок надолго запоминает использованный метод.
Таким образом, разные механизмы в совокупности обеспечивают интериоризацию знаний и навыков.
Интериоризация ценностей и норм
Через подражание, повторение, речь ребенок интериоризирует не только знания и умения, но и ценности, нормы поведения, роли.
Наблюдая за поведением взрослых, дети усваивают нормы морали своего общества. Например, ценность честности, важность извиниться, если провинился.
Также из книг, фильмов и другого контента ребенок черпает представления о том, как должны вести себя мальчики и девочки, мужчины и женщины. К сожалению, нередко усваиваются ограничивающие гендерные стереотипы.
Опасность представляет интериоризация деструктивных норм из неблагополучного окружения или СМИ. Например, культа насилия.
Важно помочь ребенку интериоризировать позитивные ценности: доброту, терпение, уважение к людям. А также критически относиться к поступающей информации, отличая полезное от вредного.
Интериоризация в обучении
Интериоризация играет важную роль в образовательном процессе. Цель обучения - не только сообщить знания, но и обеспечить их усвоение, то есть интериоризацию.
Методы обучения должны способствовать интериоризации. Эффективны такие приемы, как:
- Объяснение материала от простого к сложному
- Использование наглядности и примеров из жизни
- Поэтапная тренировка с постепенным убыванием помощи
- Побуждение учеников к самостоятельному применению знаний
Особенно полезен проблемный подход в обучении, когда знания не даются в готовом виде, а ученики открывают их сами в процессе решения проблем. Это способствует глубокой интериоризации знаний.
Учителям важно развивать механизмы интериоризации у учащихся. Это позволит им не только усвоить материал, но и научиться самостоятельно добывать знания.
Применение интериоризации в психологии
Понимание механизмов интериоризации важно использовать в психологической практике.
Психологи могут целенаправленно формировать нужные качества и модели поведения у клиентов с помощью техник, способствующих интериоризации:
- Повторение правильных установок
- Моделирование желаемого поведения
- Ролевые игры
- Поэтапное усложнение заданий
Также важно помочь клиентам осознать и переосмыслить неправильно интериоризированные в детстве модели, например деструктивные установки.
Интериоризация психологии
Интериоризация лежит в основе формирования личности. Все приобретаемые человеком психологические качества, знания, навыки сначала усваиваются из внешнего мира, а затем интериоризируются, становясь частью внутреннего мира.
Благодаря интериоризации ребенок вырабатывает самосознание, совесть, моральные принципы, коммуникативные навыки и другие важные психологические структуры.
Таким образом, изучение интериоризации - ключ к пониманию развития личности в норме и патологии.
Проблемы интериоризации
В процессе интериоризации могут возникать проблемы.
Например, неполная интериоризация, когда знания усваиваются лишь частично, без глубокого понимания. В результате человек может воспроизводить информацию, но не умеет применять ее в новых условиях.
Возможна также искаженная интериоризация, когда усваивается неправильное представление о чем-либо. Это опасно интериоризацией ложных или деструктивных установок.
Если ребенок интериоризирует патологические модели из неблагополучного окружения, это может привести к нарушениям развития личности.
Чтобы предотвратить проблемы, важно следить за полнотой и правильностью усваиваемых ребенком знаний и ценностей. И при необходимости оказывать психологическую помощь.