Загорелась лампочка зарядки аккумулятора? Значит проблемы с генератором не за горами. Возбуждение генератора - процесс непростой. В статье разберем основные способы, как самому возбудить генератор на автомобиле без помощи мастерской.
1. Что такое генератор и принцип его работы
Генератор в автомобиле служит для выработки электроэнергии и подзарядки аккумуляторной батареи. Он преобразует механическую энергию двигателя в электрическую. Генератор расположен в передней части двигателя и приводится в действие от кривошипного вала через ременную передачу.
Основные детали генератора:
- Ротор (якорь) с обмоткой возбуждения
- Статор с обмоткой якоря
- Выпрямительный блок
- Щеточный узел
- Регулятор напряжения (шоколадка)
Принцип работы генератора заключается в следующем:
- Обмотка возбуждения ротора создает магнитное поле.
- Вращение ротора индуцирует ЭДС в обмотках статора.
- ЭДС выпрямляется в постоянный ток.
- Регулятор стабилизирует напряжение на заданном уровне.
2. Типы генераторов и их отличия
Различают отечественные генераторы, устанавливаемые на автомобилях ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и зарубежные, используемые на иномарках. Они отличаются конструкцией:
- Расположением выпрямительного блока
- Типом приводного шкива
- Наличием вентилятора
Но общие параметры одинаковы - ротор, статор, регулятор напряжения имеют аналогичное устройство.
3. Схема включения генератора
Ротор с обмоткой возбуждения создает магнитное поле, вращаясь внутри статора. Статор преобразует это поле в электрический ток.
Выпрямительный блок выполняет функцию преобразования переменного тока в постоянный. Он состоит из диодов.
Регулятор напряжения (шоколадка) стабилизирует выходное напряжение генератора. Он регулирует ток возбуждения обмотки.
Основные контакты генератора:
- "30" - плюсовой вывод
- "31" - минусовой вывод
- "15" - вывод на регулятор
- "61" - вывод на индикатор зарядки
4. Как определить неисправность генератора
Основные признаки неисправного генератора:
- Загорелась лампочка зарядки аккумулятора
- Пропало напряжение в бортовой сети
- Аккумулятор не заряжается
Если вовремя не заняться устранением неполадок генератора, то это может привести к выходу из строя аккумулятора и других потребителей тока.
Диагностику генератора можно провести самостоятельно с помощью мультиметра, лампы, проводов и аккумулятора.
5. Подготовка к самостоятельному возбуждению
Для возбуждения генератора в домашних условиях понадобятся:
- Мультиметр
- Провода для соединения генератора и аккумулятора
- Лампа 12 В
- Дрель
Генератор и аккумулятор соединяются по схеме: вывод "B+" на лампу 12 В, с аккумулятором - через клеммы. Соблюдайте меры предосторожности при работе с электрическими цепями.
6. Возбуждение генератора без регулятора
Чтобы возбудить генератор без использования аккумулятора, нужно отключить регулятор напряжения (шоколадку). Затем подается напряжение непосредственно на обмотку возбуждения ротора.
Без регулятора генератор выдает повышенное напряжение, зависящее от оборотов вала. Это может привести к перегреву и выходу из строя агрегата.
7. Самовозбуждение генератора от вырабатываемого напряжения
Принцип самовозбуждения заключается в том, что ток на обмотку возбуждения поступает от самого генератора после набора им определенных оборотов.
Для этого обмотка возбуждения подключается через диоды к выводам ротора. При 4000 об/мин генератор начинает выдавать напряжение для собственного возбуждения.
8. Возбуждение генератора от аккумулятора
Один из вариантов возбуждения генератора - подача напряжения от аккумулятора. Но это нужно делать обязательно через диод, иначе есть риск вывести из строя диоды самого генератора.
9. Повышение эффективности схемы возбуждения
Для повышения эффективности схемы возбуждения генератора можно установить качественный конденсатор в цепь питания обмотки возбуждения. Это позволит сгладить скачки напряжения и улучшить стабильность работы генератора.
Генераторы ВАЗ 2110 имеют ряд особенностей в конструкции и схеме включения. Рассмотрим способы возбуждения такого генератора.
Отключение регулятора напряжения
Для возбуждения генератора ВАЗ 2110 в первую очередь нужно отключить или удалить регулятор напряжения (шоколадку). Это позволит подать напряжение напрямую на обмотку возбуждения.
Подача напряжения от аккумулятора
Один из распространенных способов - использовать аккумулятор для подачи напряжения возбуждения. Но подключать нужно через диод во избежание повреждений.
Самовозбуждение
Также возможно самовозбуждение генератора ВАЗ 2110 - подача напряжения от самого генератора после набора определенных оборотов.
При любом способе возбуждения нужно соблюдать меры предосторожности и следить за показаниями приборов.
10. Особенности возбуждения на разных автомобилях
Конструктивные отличия генераторов на разных марках автомобилей накладывают особенности на процесс их возбуждения.
Генераторы ВАЗ
На автомобилях ВАЗ устанавливаются генераторы отечественного производства. Чаще всего применяют схему самовозбуждения от вырабатываемого напряжения. Также возможно принудительное возбуждение от аккумулятора через диод.
Иномарки
Генераторы иномарок могут иметь несколько иную конструкцию и схему включения. Здесь также применимо самовозбуждение и принудительное возбуждение от аккумулятора. Но схема должна соответствовать конкретной модели.
11. Правила безопасной эксплуатации возбужденного генератора
При работе возбужденного генератора без регулятора нужно соблюдать следующие меры предосторожности:
- Не перегружать генератор повышенной нагрузкой
- Следить за температурным режимом
- Контролировать выходное напряжение
Признаки перегрева генератора - повышенный шум, запах гари, высокая температура корпуса. Это может привести к выходу агрегата из строя.
12. Типичные неисправности генератора
Рассмотрим распространенные дефекты генератора, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации:
Неисправности щеточного узла
- Износ или замасливание щеток
- Зависание или поломка щеткодержателей - Обрывы в цепи ротора
Дефекты ротора и статора
- Повреждение изоляции обмоток - Обрыв обмотки возбуждения - Трещины или сколы сердечника
Неисправности регулятора напряжения
- Нарушение контактов в регуляторе - Выход из строя транзисторов или диодов - Механические поломки
13. Профилактика и своевременный ремонт генератора
Для предотвращения серьезных поломок генератора рекомендуется:
- Периодически проверять работу генератора
- Своевременно заменять изношенные детали
- При обнаружении дефектов обращаться в сервис
Плановое обслуживание поможет продлить срок службы генератора и избежать внезапных отказов на дороге.
14. Дополнительные способы самостоятельного ремонта генератора
Помимо профилактики, можно попытаться самостоятельно устранить некоторые неисправности генератора.
Замена щеток
При сильном износе или замасливании щеток их необходимо заменить. Эта процедура несложная, главное подобрать щетки нужного размера.
Ремонт обмоток
При нарушении изоляции или обрыве провода обмотки можно попытаться аккуратно восстановить поврежденный участок.
Зачистка коллектора
При появлении значительного подгара на коллекторе ротора его можно аккуратно зачистить мелкозернистой наждачной бумагой.
15. Когда стоит обратиться к профессионалам
Если самостоятельно устранить неисправность генератора не удалось, лучше обратиться в автосервис.
Особенно если поломка связана с:
- Повреждением сердечника ротора или статора
- Выходом из строя электроники регулятора
- Механическими дефектами валов
В таких случаях требуется профессиональная диагностика и квалифицированный ремонт оборудованием автосервиса.
16. Альтернативные источники электроэнергии при выходе генератора из строя
Если генератор вышел из строя в дороге, можно использовать альтернативные способы получения электричества:
- Подзарядка аккумулятора от стороннего источника
- Использование переносных генераторов
- Установка дополнительных аккумуляторов
- Подключение солнечной батареи
Это поможет обеспечить питание бортовой сети до устранения неисправности основного генератора.
17. Регулировка натяжения ремня генератора
Ослабление натяжения ремня привода генератора может стать причиной его нестабильной работы. Давайте разберемся, как отрегулировать натяжение.
Признаки ослабления ремня
- Проскальзывание, пробуксовка ремня - Повышенный шум при работе - Неравномерное вращение генератора
Порядок регулировки натяжения
1. Ослабить крепежные болты генератора 2. Сместить генератор, увеличив натяжение 3. Затянуть болты и проверить натяжение 4. Запустить двигатель и убедиться в отсутствии пробуксовки
18. Поиск и устранение неисправностей в системе зарядки
Рассмотрим пошаговый алгоритм диагностики проблем в системе зарядки:
Шаг 1. Проверка работы генератора
Измерить выходное напряжение генератора при различных оборотах двигателя.
Шаг 2. Проверка ремня привода
Осмотреть ремень на наличие повреждений и натяжение.
Шаг 3. Проверка цепи зарядки
Прозвонить цепь от генератора к аккумулятору на обрыв.
19. Профилактическое обслуживание генератора
Рассмотрим основные пункты профилактического обслуживания генератора:
- Регулярная проверка креплений
- Контроль состояния щеток
- Чистка коллектора и вентиляционных отверстий
- Замена смазки подшипников
- Проверка обмоток и изоляции
Своевременное обслуживание поможет продлить срок службы генератора.