Маршрутизация перевозок: значение и методы

Маршрутизация перевозок - ключ к эффективной логистике и оптимизации транспортных расходов. В этой статье речь пойдет о сути маршрутизации, ее роли и конкретных методах планирования маршрутов.

Сущность маршрутизации перевозок

Маршрутизация перевозок - это процесс планирования рациональных маршрутов движения транспортных средств между пунктами отправления и назначения с учетом объемов перевозок, особенностей грузов, транспортной сети и других факторов.

Основные цели маршрутизации:

  • Минимизация транспортных затрат
  • Сокращение времени доставки грузов
  • Повышение сохранности грузов
  • Эффективное использование подвижного состава

Грамотная маршрутизация дает множество преимуществ:

  1. Снижение общих транспортных расходов на 10-15%
  2. Увеличение объемов перевозок на существующем парке транспорта
  3. Сокращение времени доставки грузов на 20-30%
  4. Повышение сохранности грузов за счет оптимальных маршрутов

Например, оптимизация маршрутов автоперевозок позволила сократить пробег автомобилей на 7% и сэкономить компании около 300 тыс. рублей в месяц.

Виды маршрутизации по видам транспорта

Существуют различные подходы к маршрутизации в зависимости от используемого вида транспорта.

Карта города с начерченными маршрутами.

Маршрутизация на железнодорожном транспорте

На железной дороге применяют маршрутизацию вагонопотоков - объединение вагонов в маршрутные поезда, следующие по оптимальному маршруту до станции назначения.

Маршрутизация на автомобильном транспорте

На автотранспорте рассчитывают рациональные маршруты движения отдельных автомобилей или их групп с учетом грузоподъемности, дорожных условий, графиков погрузки/разгрузки.

Маршрутизация на морском и речном транспорте

Маршрутизация на водном транспорте учитывает гидрометеорологические условия, габариты судов, пропускную способность каналов, шлюзов и портов.

Диспетчерская с голограммами.

Маршрутизация на воздушном транспорте

При маршрутизации авиаперевозок анализируют пассажиро- и грузопотоки, пропускную способность аэропортов, технические характеристики воздушных судов.

Таким образом, на каждом виде транспорта есть свои особенности маршрутизации, которые необходимо учитывать.

Основные принципы маршрутизации перевозок

Существует ряд общих принципов, которыми нужно руководствоваться при планировании оптимальных маршрутов:

  • Анализ объемов и направлений грузо- и пассажиропотоков
  • Минимизация общего пробега транспортных средств
  • Синхронизация графиков движения транспорта с графиками погрузки/разгрузки
  • Гибкость и адаптивность маршрутов
  • Использование современных информационных технологий

Например, оптимальная маршрутизация грузовых автоперевозок может включать:

  1. Анализ ежедневных объемов перевозок и адресов доставки грузов
  2. Группировку адресов доставки по зонам для минимизации пробега
  3. Расчет количества рейсов и типов автомобилей под каждую зону
  4. Корректировку маршрутов в случае задержек или изменения объемов
  5. Контроль выполнения запланированных маршрутов с помощью GPS

Такой подход к маршрутизации позволяет эффективно использовать автопарк и сократить транспортные расходы.

Методы маршрутизации грузовых перевозок

Для расчета оптимальных маршрутов используют различные эвристические методы:

Метод ближайшего соседа

Последовательное добавление в маршрут ближайших не посещенных пунктов.

Метод сбережения

На каждом шаге выбирается переезд с наименьшими затратами.

Метод ветвей и границ

Поиск оптимального решения путем анализа частичных маршрутов и отсечения неперспективных вариантов.

Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. На практике часто используют комбинацию нескольких эвристических методов.

Маршрутизация перевозок является важнейшим этапом транспортной логистики. Грамотное применение современных методов планирования маршрутов позволяет значительно оптимизировать работу транспорта и снизить логистические затраты компании.

Особенности маршрутизации для разных типов грузов

Подходы к маршрутизации зависят также от специфики перевозимых грузов:

Маршрутизация перевозок насыпных грузов

Для насыпных грузов (руда, уголь, зерно) важно учитывать объемы и особенности перевалки в пунктах погрузки/выгрузки. Целесообразно формирование маршрутных поездов.

Маршрутизация перевозок наливных грузов

При перевозке наливных грузов (нефть, нефтепродукты) ключевое значение имеет наличие специализированного подвижного состава и погрузочно-разгрузочных мощностей в пунктах отправления и назначения.

Маршрутизация перевозок штучных грузов

Штучные грузы (машины, оборудование) требуют тщательного выбора типа подвижного состава, маршрута и порядка погрузки с учетом габаритов, массы, совместимости разных грузов.

Маршрутизация перевозок скоропортящихся грузов

При перевозке скоропортящихся грузов важнейшим фактором является время доставки. Необходима минимизация сроков транспортировки и количества перевалок.

Маршрутизация перевозок опасных грузов

Опасные грузы требуют особых мер безопасности, соблюдения скоростного режима, возможных ограничений на отдельных участках пути.

Таким образом, разные грузы накладывают свою специфику на маршрутизацию их перевозки.

Факторы, влияющие на маршрутизацию

Помимо особенностей перевозимых грузов, на маршрутизацию влияет целый ряд других факторов:

  • Технические характеристики транспортных средств
  • Пропускная способность дорог и терминалов
  • Погодно-климатические условия
  • Наличие ограничений и рисков по маршруту
  • Нормативные требования к перевозке определенных грузов

Например, при маршрутизации автоперевозки негабаритного груза необходимо учитывать:

  1. Габариты груза и параметры автопоезда
  2. Ограничения по высоте и ширине на мостах и в туннелях
  3. Необходимость согласования маршрута и сопровождения
  4. Запреты на движение в ночное время в некоторых городах

Учет всех факторов при маршрутизации повышает надежность и снижает риски при перевозках.

Роль информационных систем в маршрутизации перевозок

Для эффективной маршрутизации активно применяются современные информационные технологии:

Использование ГЛОНАСС/GPS для отслеживания грузов

Системы спутниковой навигации позволяют в режиме реального времени отслеживать местонахождение транспортных средств и грузов, корректировать маршруты, видеть задержки.

Применение ГИС для выбора оптимальных маршрутов

Геоинформационные системы дают возможность учитывать особенности местности, дорожных условий, ограничений для выбора лучших маршрутов.

Интеграция с логистическими ИС и WMS

Интеграция систем маршрутизации с общими логистическими ИС и WMS позволяет учитывать реальные объемы, графики отгрузки/поставки при планировании маршрутов.

Автоматизация расчетов и планирования маршрутов

Использование специального программного обеспечения для автоматизированного расчета, моделирования и оптимизации маршрутов.

Примеры программных решений: ДКС-Маршрутизация, Fast Logistics, ANTOR Logistics и др. Такие системы позволяют быстро строить различные варианты маршрутов с учетом всех необходимых параметров и выбирать оптимальный.

Организация процесса маршрутизации на предприятии

Для эффективной маршрутизации на предприятии необходима четкая организация этого процесса:

  1. Назначение ответственного за маршрутизацию
  2. Сбор и анализ исходных данных о грузопотоках, транспорте, инфраструктуре
  3. Расчет возможных вариантов маршрутов
  4. Выбор оптимальных маршрутов
  5. Контроль и корректировка маршрутов при необходимости

Важны четкое взаимодействие логистических и транспортных подразделений, использование современных информационных систем, постоянный мониторинг эффективности маршрутизации.

Показатели оценки эффективности маршрутизации

Эффективность маршрутизации оценивают с помощью различных показателей:

1. срочная, преимущественная доставка важных грузов независимо от других показателей.

2. максимальная разгрузка технических станций, уменьшение переработки на них

3. экономия числа натуральных вагоно-часов, когда организуют только такие маршруты, у которых экономия вагоно-часов простоя на попутных технических станциях превосходит дополнительные их затраты на станциях погрузки и выгрузки маршрутов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.